Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей
Вольск. Часть 2
Нынешний город Вольск это один из наиболее крупных центров цементной промышленности страны. Было время, когда Вольский цемент использовали буквально все крупные стройки страны, все бетонные заводы. На окраинах города вниз и вверх по Волге высятся корпуса и огромные трубы цементных заводов.
Любопытно, что в начале XIX века в Вольске проживало около 10 тысяч жителей. Для сравнения в Киеве, Калуге, Архангельске было по 15 тысяч жителей, в Астрахани и Казани тогда было по 30 тысяч жителей, а в Москве 200 тысяч. Получается уже тогда Вольск был не самым маленьким городком. К тому же в середине XIX века из 2664 жилых зданий города 161 было каменным, и это считалось большим достижением.
Город в ту пору ещё сохранял сельский уклад жизни. В распоряжении жителей города были 44 тысячи гектар земель, на которых паслись стада и выращивались разнообразные сельскохозяйственные культуры. Город жил торговлей, вольские купцы продавали в основном хлеб, тот, что выращивался на другой стороне Волги в степном Заволжье. В 1860 году в город из Саратова пришла телеграфная линия, по ней город получил связь с Москвой, Казанью и другими городами Российской империи. С отменой в 1861 году крепостного права начинает развиваться промышленность. К 1870 году было более 30 мелких кустарных предприятий: мукомольные, овчинно-шубные, салотопные, винокуренные, кирпичные, известковые. В 1897 году в Вольск и Вольском уезде насчитывалось уже 184561 жителей.
Современный герб Вольска |
В городе работали торгово-промышленные фирмы Залогина, Вормса, Меркульева, Кваскова, Плигина. В 1877 году в Вольске начинают работать механические мастерские с литейным цехом принадлежащие мещанину Фёдорову. Спустя двенадцать лет у Фёдорова перекупили обрусевшие немцы Гильдебрандт и Матклейн. Вложив свои капиталы они расширили предприятие и создали судостроительную верфь. По заказам вольских и саратовских купцов здесь было построено восемнадцать буксирных и шесть пассажирских пароходов. Предприятие существовало до 1902 года, последним со стапелей сошёл винтовой пароход носивший название «Дельфин». Уничтожил это предприятие большой пожар, строительство новых судов там уже не возобновилось, но ремонтно-механические мастерские продолжили работать на город, а также обслуживали волжские пароходства.
В 1895 году железная дорога пришла в Вольск и это, наряду с огромными запасами минерального сырья для производства стройматериалов побудило в 1896 году начать строительство крупнейшего по тому времени Глухоозёрского цементного завода (впоследствии его переименовали в завод «Большевик»). Спустя ещё четыре года купец Плигин построил завод, который потом перекупил Зейферт (ныне завод «Красный октябрь»). С тех пор спрос на Вольский цемент только рос. В 1912 году акционерным обществом «Ассерин» был основан ещё один завод, производивший цемент. Саратовское акционерное общество в 1913-1914 гг. построило ещё один завод.
К 1917 году в Вольске было более 20 церквей. На сооружение церквей средства собирали жители города и богатые жертвователи. Так на сооружение Покровского собора местный богатей Сапожников пожертвовал в 1839-1844 гг. свыше полумиллиона рублей.
В 1918 году, 1 июля, в Вольске вспыхнул белогвардейский мятеж. Захватив оружейный склад они овладели городом и расправились с советскими работниками, активистами партии. 11 дней они находились у власти. Несколько десятков человек было расстреляно, около 700 было арестовано. 6 сентября 1918 года Вольск ещё раз был захвачен белогвардейцами. Трудное время, гражданская война. Ещё многие годы будут выясняться всё новые исторические оценки того периода.
Останкинская башня |
По окончании гражданской войны усилия вольчан были сосредоточены на восстановлении цементных заводов. К сожалению, в 1920-м году на цементном заводе «Красный Октябрь» вспыхнул пожар, и пуск завода вновь отодвинулся. 5 ноября 1921 года завод заработал, перерыв в его работе составлял свыше 1000 дней. 2 сентября 1925 года удалось запустить и завод «Большевик». В 1927 и 1929 году были запущены заводы «Коммунар» и «Комсомолец».
Интересно то, что до 1935-1936 гг. цемент перевозился в деревянных бочках. При заводах были большие бондарные промыслы, для них завозили десятки тысяч кубометров леса. А в 1935 году началась планомерная работа по изменению правил отгрузки цемента. Теперь цемент отгружался в бумажных мешках. Для погрузки на волжские суда и в вагоны были установлены ленточные транспортёры. Теперь с цементом было удобнее работать и на стройках: куда проще было засыпать цемент в бетоносмесители из мешка, чем из бочки.
Строить Родина велела! |
В трудные послевоенные годы Вольские цементники должны были обеспечивать повышенный спрос на цемент – разрушенное войной хозяйство страны требовало восстановления. Кроме того, уже началась холодная война и много бетона шло на строительство объектов, строившиеся для повышения обороноспособности страны. В 1949 году на заводе «Комсомолец» был успешно освоен скоростной обжиг клинкера. Инициаторы скоростного обжига машинисты вращающихся печей Д.А. Чернецов, А.И. Харитонов и директор завода В.А. Салтыков были удостоены Сталинской премии.
В 1951 году на заводе «Красный Октябрь» нашли ещё один способ повышения производительности вращающихся печей: была уменьшена влажность шлама поступающего в печь. За эту разработку машинистка сырьевых мельниц Т.А. Иванова также была удостоена Сталинской премии. В 1952 году Сталинской премии была удостоена целая группа новаторов из Вольска. Они разработали способ водяного охлаждения корпусов вращающихся печей. Таким образом, год за годом вольские цементники увеличивали выпуск цемента. Если в 1946 году выпуск цемента на всех четырёх заводов составлял 312 тысяч тонн, то в 1949 году уже 761 тысяча тонн.
В 1960-е годы на цементных заводах в строй были введены две 135 метровые вращающиеся печи производительностью 50 тонн клинкера в час. Тогда же были построены новый цементно-помольный цех с четырьмя мельницами, электровозное депо и тяговая подстанция. Вывоз из карьеров сырья для заводов стал осуществляться мощными промышленными электровозами. Погрузку 80-ти тонных вагонов-думкаров осуществляли 11 экскаваторов с ёмкостью ковшей по 4 и 8 кубометров.
В 1974 году один только завод «Большевик» выпускал 2,5 млн. тонн цемента. Для сравнения: в 1913 году все цементные заводы Российской империи выпускали 1,75 млн. тонн цемента. Вот такой большой рост!
Вольский цемент применялся и применяется на сооружении гидроузлов и электростанций. Он шёл на строительство новых промышленных центров. Знаменитая Останкинская телебашня тоже выстроена из цемента произведённого в Вольске. Вольский портландцемент по своему качеству находится на уровне лучших мировых стандартов, а тампонажный цемент был лучшим на просторах всего Советского Союза.
Аткарско-Вольская ветвь / Причернавская / Вольск. Часть 1 / |