Справочная информация

Вагоны для специальных нужд

Пассажирские вагоны на железной дороге уже первоначально делили на классы: вагоны первого класса напоминали по удобству и отделке кареты высокопоставленных особ, второй класс был похож на дилижанс, а третий более всего напоминал бричку. Были и вагоны, на которые просто-напросто загружали карету как есть с колёсами и рессорами и пассажиру путешествовали прямо в ней. Пассажиром требовалось прикрывать очками глаза – ведь с паровоза до них доносились искры. Шло время, строились новые железные дороги, и совершенствовалась конструкция вагона, его техническое оснащение. На железных дорогах Великобритании появились ацетиленовые светильники, печное отопление вагонов.

Герб вагоностроительной компании Пулльмана
Герб вагоностроительной компании Пулльмана

В 1836 году в США, на Пенсильванской железной дороге, появился прообраз спального вагона – пассажирам стали выдавать тюфяки, наполненные соломой. В 1867 году американский изобретатель и промышленник Джордж Мортимер Пулльман построил на своих заводах комфортабельные вагоны имевшие мягкие сиденья, на ночь трансформируемые в спальные места. В этих вагонах верхние полки спускались на ночь вниз, будучи закрепленными, на цепях. В 1873 году такие вагоны появились и в Европе, но в них уже выделялись двух и четырехместные купе, а верхнее местно на день опускалось и становилось спинкой нижнего дивана.

Вагоны по имени промышленника и фирмы стали именоваться «Пульман» и получили широкое распространение как в Северной Америке и так и в Европе. Вагоны эти, в глазах пассажиров бывшие дворцами на колёсах, стали символом роскоши и комфорта. Вскоре слово «Pullman» стало применяться для обозначения комфорта ещё одного транспортного средства – компания в США выпускавшая лимузины использовала это слово как товарный знак ассоциированный с роскошью и стала называться «Pullman automobile».

К вагонам специального назначения относятся багажные, почтово-багажные, вагоны-рестораны и вагоны-буфеты, служебные вагоны для размещения лабораторий (например тяговых, лабораторий связи или путеизмерительных), вагоны-салоны для поездок по дороге командного состава железных дорог, а также вагоны-бани, вагоны-прачечные и тому подобные. Кроме того, есть и так называемые вагоны «особой нормы» – те вагоны, в которых путешествовали по железной дороге императоры, президенты – одним словом первые лица государства.

4-х осный вагон-салон
4-х осный вагон-салон
6-ти осный бронированый вагон-салон
6-ти осный бронированый вагон-салон

На фото слева четырёхосный пассажирский салон-вагон выставленный в экспозиции музея железнодорожной техники в Ростове-на-Дону. То, что у этого вагона всего четыре оси говорит об отсутствии бронирования. На фото справа салон-вагон маршала Блюхера в экспозиции музея в Хабаровске. Этот вагон уже шестиосный. Ниже линии окон вагон имеет сплошное бронирование. За счёт бронирования центр тяжести вагона заметно смещён вниз и при сходе с рельс вагон не стремится к опрокидыванию. В случае обстрела вагона из стрелкового оружия его VIP-пассажир мог спастись – для этого нужно было лечь на пол.

Но богатство отделки интерьера от количества осей или от внешнего вида вагона завист конечно совсем мало. Обычно внутри ковровые дорожки, богатые занавески, стенки вагона отделаны деревянными панелями из ценных пород дерева, фурнитура на окнах и светильники латунные или бронзовые. В вагоне, как правило, имеется общий салон (занимающий место 3-4 обычных купе) где можно обедать или проводить совещание, большое купе для главного пассажира обставленное по его требованиям, пара служебных купе и два туалета. Один из таких вагонов, ранее закреплённый за Леонидом Ильичём Брежневым ныне находится на станции Покровск Приволжской железной дороги.

Этот вагон, в то время когда на нём ездил сам Леонид Ильич, имел бронирование не только подоконного пояса, но и выше него. Бронестёкла на окнах сейчас демонтированы и вместо них установлены обычные. Пуст и общий салон вагона (ниже на снимке справа) – остались только несъёмные детали интерьера. Остаётся только догадываться каков салон был внутри в ту пору, когда на нём путешествовал генеральный секретарь ЦК КПСС.

Под этим вагоном две трёхосных тележки созданных на базе тележки КВЗ-ЦНИИ. Тележки эти могут эксплуатироваться с массой вагона до 108 тонн. База такой тележки 4 метра, а вес 10 тонн. Для лучшей плавности хода уклон поверхности катания колёсных пар изменён с обычных 1/20 на 1/40.

Внутри вагона Брежнева
Внутри вагона Брежнева
Леонид Брежнев
Леонид Брежнев

Аналогичные вагоны имели в своём распоряжении первые секретари ЦК компартий союзных республик.

Не секрет, что у начальников железных дорог и у начальников отделений железных дорог тоже есть свои персонально закреплённые за ними вагоны. Отчасти это оправдано тем, что какое-то время приходится этим руководителям проводить в дороге, иногда прямо по дороге осуществляя руководство вверенным хозяйством.

Службы, имеющие в своём распоряжении вагоны-лаборатории (служба пути, служба тяги, служба связи) также делают всё, чтобы их вагоны были удобны и при рабочих поездках и при использовании вагонов в качестве разъездных.

В нынешних вагонах появились холодильники, микроволновые печи, кондиционеры, видео и аудиотехника, спутниковые телефоны.

В последние годы МПС, а затем и РЖД предлагает богатым пассажирам раскошелиться и взять в аренду вагоны-салоны или просто проехать в VIP-вагоне по маршруту поезда. В 2008 году например три вагона класса «люкс» производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» поступили на Приволжскую железную дорогу. Из них два вагона были включены в состав фирменного поезда № 9/10 «Саратов». В вагонах класса «люкс» всего пять двухместных купе (в обычном СВ их девять), в каждом из купе свой экологически чистый туалет и душевая кабина. В каждом купе телевизоры, кондиционеры и индивидуальное освещение. Такие вагоны уже несколько лет эксплуатируются на направлении Москва – Санкт-Петербург.

См. также: Поезд для пассажира номер один.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.