Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Верхний Баскунчак

Станция расположена на 287 версте от станции Красный Кут, в Енотаевском уезде. Станция в 8 верстах от Баскунчакского соляного озера, на высоте 24.9 саженей над его уровнем. Здесь Астраханская линия пересекает Баскунчакскую железную дорогу. Местность на которой расположена станция, была, до постройки Астраханской линии, совершенно пустынной. Теперь здесь целый городок, состоящий из 110 домов хорошей постройки, с населением около 1500 человек.

Бывшие здесь переносные пески закреплены растительными посадками и для снабжения станции водой устроены 4 артезианских колодца из которых вода добывается при помощи пневматического элеватора "мамутъ".

При станции устроена солемолка на три постава, производительностью до 18 вагонов в сутки. Здесь коренное депо с паровозным зданием на 10 стойл и мастерские для малого ремонта паровозов.

Со станции отправляется в год более 15 тысяч пассажиров, годовой грузооборота станции достигает 3 миллионов пудов (49,2 тыс тонн); из которых приходится на отправление 1440 тысяч и на прибытие – 1512 тысяч пудов. В отправлении преобладает соль и скот, в прибытии – хлебные продукты и разные предметы потребления.

Добыча соли на озере Баскунчак в конце XX века
Добыча соли на озере Баскунчак
в конце XX века
Добыча соли на озере Баскунчак
фото из Большой Советской Энциклопедии

Баскунчакское озеро – второе по величине после Эльтона. Оно занимает площадь 99 квадратных верст. Исследованиями, произведенными в 1883 году, выяснено, что рабочий пласт соли в Баскунчакском озере достигает 3-4 сажен. Западный и северо-западный берег озера возвышен и примыкает к высотам горы Большого Богдо, поднимающимся над степью; не далее четверти версты от озера. Гора Богдо со своими отрогами окаймляет южный берег. Северный и восточный берега низменны и сливаются со степью, за которой к северо-востоку, верстах в 20, в пределах Киргизской Букеевской Орды, лежит возвышенность, известная под именем горы Малого Богдо. На степном прибрежье, близ берегов Баскунчакского озера, лежат три пресных озера: Большое Цунцуры, Торгой и Кара-Усун, и небольшая возвышенность, носящая название Слюдяной горы. На юго-восточной стороне степь переходить в ряд холмов, правильных возвышенностей, примыкающих к горе Богдо; здесь при конце южной бухты (култука) лежит серный бугор, в котором с давних времен добывается сера.

Подъезжая к Баскунчакскому озеру с севера от киргизской кочевки Шунгуль, в нескольких верстах от берега, – открывается ряд холмов и провалов, сначала разбросанных в беспорядке, а потом сливающихся в правильные гряды и возвышенности, между которыми лежат провалы, то воронкообразные, имеющие форму как бы кратеров, то удлиненные и принимающие вид крутоотвесных и глубоких балок. Весь северо-западный берег изборожден этими провалами и возвышениями; тем ближе к озеру, тем более возвышения удлиняются и образуют собою как бы отростки гор, между которыми текут небольшие речки, составляющие притоки Баскунчакского озера.

Западное прибрежье резко отличается от юго-западного, примыкающего к подошве Большого Богдо; как замечено уже выше, окраины западного берега круты и только местами его рассекают балки; озеро огибает самую крутизну и рапа, которой, вообще бедно Баскунчакское озеро, собирается у этого края и образует собою синюю полосу, составляющую контраст с общим характером баскунчакского месторождения, покрытого солью, как бы ледяной корою.

Поезд Ростов - Дербент близ ст. Верхний Баскунчак
Поезд Ростов - Дербент близ станции Верхний Баскунчак
Фото Романа Мишина © 2001 год

Западный берег примыкает к озеру плоскою отмелью, покрытою соленым илом, летом вполне обнаженною и только весной, заливаемою рапою озера. Иловатая отмель доходит до Баскунчакской пристани и здесь сосредоточивался в прежнее время казённый промысел соли. В соляном иловатом грунте отмелей, окружавших Баскунчакское озеро, залегают друзы кристаллов гипса серого цвета, сросшиеся в самые разнообразные и довольно красивые формы. Каким путем в таких крупных размерах происходить эта кристаллизация гипса, объяснить не трудно: она обусловлена характером и составом береговых кряжей, прилегающих к береговым откосам.

Местность, окружающая Баскунчакское озеро, резко выделяется из общей картины ровной и до утомления однообразной степи; в ней нет того степного характера, какой мы видим на Эльтонском озере. Уже издали, за несколько верст, над гладким горизонтом степи виднеется макушка горы Богдо, в форме лежащего льва, отчего вершина Богдо и носить название Львиной горы. Окрестности Баскунчакского озера изрыты и изборождены провалами и оврагами. Глина и песок сменяются известняком, гипс и алебастр образуют стены оврагов, то обсыпавшихся, то имеющих форму пещер и полуразрушенных зданий, как бы созданных рукою человека. Странный характер местности Баскунчакского озера и громадная гора, возвышающаяся над ним, дала богатую пищу фантазии мало поэтичного, но не лишенного фанатизма народа.

По поводу пещер киргизы рассказывают, что в них жили святые люди, которые питались солью Баскунчакского озера, а воду для питья приносили с Волги. Киргизы верят, что от этих пещер существовал подземный ход на Волгу; они уверяют, что ещё недавно, когда близ озера жили Каракалпаки, лошади, кормясь подножным кормом, попадали в ямы и… через несколько времени всплывали на берегах Волги. Таков наивный рассказ о бывшем конокрадстве, возведенном находчивыми киргизами в чудодейство.

Состав Баскунчакской соли, по определению профессора Г.П. Федченко, следующий:

хлористого натрия … 97.436%
хлористого магния … 0.403%
сернокислой магнезии … 0.132%
сернокислой извести … 0.659%
минеральных нерастворимых в воде веществ … 0.782%
органических веществ … 0.157%
воды … 0.782%

Начало разработки соли на Баскунчакском озере относится к первой половине XVIII века, но тогда разработка эта, не достигнув значительных размеров; прекратилась под влиянием возраставшей конкуренции Эльтонского озера. Возобновление разработки соли последовало в 1867 году и добыча выразилась, в следующих цифрах:

ГодыПудыГодыПудыГодыПуды
1867 54847 1882 12716782 1897 12417037
1868 519369 1883 10500000 1898 14935334
1869 819682 1884 7463406 1899 19692992
1870 1278992 1885 11115025 1900 20197111
1871 1828432 1886 11871325 1901 19463004
1872 3679973 1887 11500000 1902 22238550
1873 4873946 1888 14768878 1903 20700000
1874 5300024 1889 13740131 1904 25732000
1875 5663048 1890 12800000 1905 24834000
1876 6295393 1891 14350000 1906 21627919
1877 7727679 1892 13800000 1907 25378335
1878 9136580 1893 11674598 1908 24488367
1879 9608079 1894 12575393 1909 23403000
1880 10093230 1895 13852766 1910 28404000
1881 12458104 1896 10430923 1911 32000000

Пожар в степи на линии Верхний Баскунчак - Волжский
Пожар в степи на линии Верхний Баскунчак - Волжский
Фото Романа Мишина © 2001 год

Выломка соли на Баскунчакском озере производится, при помощи обыкновенных пешней, ломов и лопат, рабочими киргизами; на берег соль доставляется в повозках верблюдами.

К югу от Баскунчакского озера в местности, прилегающей к так называемой "нижней казенной будке" и отстоящей от этой будки в направлении SW 51° и SW 52° и на расстоянии 338 и 343 сажен, заложены были в 1884 году горным инженером С.А. Эрдели, производившим разведки на серу, две буровые скважины, которые обнаружили присутствие нефтеносного песка на глубине от одного до полутора аршин. Тогда же были поставлены заявочные столбы и возбуждено ходатайство об отводе нефтеносных площадей, но дальнейшего движения дело не получило.

В 6 верстах от станции в сторону Нижнего Баскунчака находятся залежи камня, который разрабатывается для надобностей дороги и для вывоза в Астрахань. Место это изрезано неглубокими оврагами и существует предание, что здесь был стан Стеньки Разина. Предание это находит некоторое подтверждение в том, что при добыче камня извлекаются обломки сабель, копья и металлические украшения сбруи.


В 1936 году посёлок при станции получил статус посёлка городского типа.

В годы Великой Отечественной войны станция приобрела важное значение. Имевшаяся железнодорожная линия бывшей солевозной Баскунчакской дороги от станции Верхний Баскунчак к Владимировской пристани была продлена до берега Волги, до станции Паромная. Делалось это одновременно с постройкой рокадной дороги по правому берегу Волги. В дальнейшем эта линия использовалась для подвоза к Волге войск, боеприпасов, вооружений, продовольствия. Во время Сталинградской битвы, станция Верхний Баскунчак стала важнейшим транспортным узлом. Фашисты интенсивно бомбили узел. Не всегда удавалось эффективно противостоять истребительной авиацией и заградительным огнём зенитных орудий бомбардировкам – станционные пути и здание депо были сильно повреждены.

Во время войны на территории поселка располагался военный госпиталь, а в 1943 году был открыт детский дом для детей-сирот, чьи родители погибли на фронте. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом вблизи озера был развернут трудовой лагерь для немецких военнопленных, который просуществовал вплоть до 1948 года.

В 1965 году на станции Верхний Баскунчак была основана путевая машинная станция. Основой для ПМС стал коллектив ремонтной колонны Верхнебаскунчакской дистанции пути, занятый на подъемочном и среднем ремонте пути. В начале 1980-х годов началось техническое укрепление базы ПМС – поступили укладочные козловые краны и моторные платформы. Тогда же ПМС перешла на выполнение капитального ремонта пути. Позднее ПМС было оснащено машинами ВПО-3000 (выправочно-подбивочно-отделочная) и ЩОМ-4 (щебнеочистительная машина).

В настоящее время планируется электрификация линии Волгоград – Верхний Баскунчак и далее на Аксарайскую. В связи с тем, что руководство РЖД всячески стремится сокращать расходы, под угрозой закрытия находится локомотивное депо. Некогда оно одним из первых на сети осваивало тепловозы, затем имело богатый опыт их эксплуатации в трудных климатических условиях, было базовым по ремонту, а теперь вот под угрозой закрытия…








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.