Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Управление Рязано-Уральской дороги

При создании общества Рязано-Уральской дороги в 1892 году были объединены Тамбово-Козловская и Тамбово-Саратовская железная дорога. С инициативой объединения всех этих дорог выступило общество Рязано-Козловской железной дороги. К моменту объединения дороги уже имелся сплошной путь от Рязани до Саратова через Козлов и Тамбов, были построены ветви Раненбург – Данков и Астапово – Лебедянь. В планах строительства были линии на Камышин, Пензу, Вольск, Баланду, Заволжские линии на Уральск и Александров Гай. Дорога быстро росла.

Пассажирское здание ст.Саратов
Пассажирское здание ст.Саратов

Правление общества Рязано-Уральской железной дороги с момента создания находилось в Санкт-Петербурге. Крупные финансовые чиновники припеваючи жили в Санкт-Петербурге в собственных или съёмных квартирах, роскошью отделки едва ли уступающей нынешнему уровню гостиницы Ренессанс Балтик, писари и конторщики были наняты из местных. Но правление, по сути орган чисто финансовый, техническое же повседневное управление железной дорогой из Санкт-Петербурга вести было невозможно, слишком уж далеко находилась дорога, ближайшей точкой была Рязань (выхода к Москве у РУЖД тогда ещё не было). Было принято решение разместить управление Рязано-Уральской дороги в Саратове, как наиболее перспективном и крупном городе дороги.

Этому способствовало в какой-то мере и обращение в 1893 году Городской управы Саратова к председателю правления акционерного общества Рязано-Уральской железной дороги Ивану Евграфовичу Ададурову. Правда Ададуров выразил согласие на перевод Управления дороги из Козлова в Саратов лишь в случае безвозмездного отчуждения земли под строительство здания управления, но этого не произошло. Так или иначе, но решение о переносе Управления было принято.

В Управлении должны были разместиться все технические службы ведающие своими подопечными хозяйствами: служба тяга отвечала за весь подвижной состав (и вагоны тоже, разделение их произойдёт позже), служба пути за путь и все искусственные сооружения, служба связи – за свое хозяйство. Консолидирующей службой была служба движения. Хотя аппарат управления дороги не был тогда так чудовищно раздут как в нынешнее время, но и тогда требовалось довольно просторное здание где могла бы разместиться дорога. Кроме вокзала и зданий вблизи станции Саратов-2 помещений у РУЖД в городе не было. К тому же размещение за пределами центра подрывало бы престиж дороги (и вокзал и Саратов-2 были тогда окраинами города).

Бывшее Управление дороги
Бывшее Управление дороги

В 1893 году Управление РУЖД заняло три этажа из четырёх в большом четырёхэтажном здании на углу Никольской (ныне Радищева), в том месте, где начинается Театральная площадь. Это здание было выстроено в 1874 году по проекту архитектора Алексея Марковича Салько по заказу купца Вакурова. На первом этаже этого дома размещались роскошно отделанные магазины, сдававшиеся внаём самым состоятельным купцам города и приносившие Вакурову доход до 9000 рублей в год, а остальные три этажа занимала гостиница, носившая гордое имя «Столичная гостиница». В ней было 70 роскошно обставленных номеров, имелись залы для обеда и чтения. Правда четвёртый этаж гостиницы имел недостаток – сравнительно низкие потолки (впрочем, это только по меркам того времени). Магазины на первом этаже остались, а гостиница была выселена, её место заняло Управление Рязано-Уральской дороги. Спустя год, по требованию дороги, был реконструирован (надстроен), четвёртый этаж здания.

Здание Управления РУЖД на ул. Московской
Здание Управления РУЖД на ул. Московской

С 1893 по 1904 год Управление дорогой находилось в этом здании. Прямо по соседству со зданием управления работал новый, первый провинциальный художественный музей (ныне музей им. Радищева), чуть далее городской театр (ныне театр Оперы и балета). В общем, место у управления было довольно неплохое, но вот только здание было не своё и всё же приспособленное из гостиницы. Тем временем в 1900 году Рязано-Уральская дорога получила выход к Москве и дорога начала серьёзно обдумывать план по переносу управления в Москву.

Обеспокоенная слухами о переезде Управления дороги в Москву общественность Саратова подняла шум в местной прессе, ведь это грозило Саратову потерей некоего статуса, а также принесло бы прямые убытки владельцам недвижимости и купцам – ведь довольно обеспеченные железнодорожные инженеры и техники управления были хорошими арендаторами квартир, покупателями разнообразных товаров в местных лавках и магазинах. В конце концов, решился вопрос о строительстве для Управления РУЖД своего нового здания. Автором его проекта стал уже известный нам А.М. Салько.

На месте снесённого гостиного двора, по соседству со старейшим в городе зданием Свято-Троицким собором в августе 1907 года было торжественно заложено здание управления дороги, а 1 октября 1909 года здание было торжественно открыто. Правда строилось здание в два этапа, и поначалу от квадратного в плане здания с двориком внутри были поострены две с половиной стороны – это была первая очередь. Вторая очередь ожидала сноса строений мешающих возведению нового здания. Но в 1914 году здание было полностью готово. Туда были перенесены все службы из дома Вакурова.

В архитектуре здания сочетается эклектика и классицизм. Здание является одной из Саратовских достопримечательностей, памятником архитектуры. Два основных фасада и два главных входа выходят на улицу Московская и на Музейную площадь, но главным фасадом является тот, что обращён на Старый собор. Углы здания срезаны в плане, в верхнем этаже надстроены башни и парапеты. Цветовое решение фасадов построено на контрасте красного цвета стен и белого декора. В конце 1990-х, начале 2000-х годов здание было отреставрировано (как по фасадам, так и внутри). В 2009 году, почти незаметно прошёл 100-летний юбилей здания.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.