Справочная информация
Необычные путешествия на железной дороге
Что может быть необычного, даже удивительного в обычной поездке на поезде? Ну, это как взглянуть. Можно ничего не увидеть, а можно найти столько удивительного, необычного, захватывающего и примечательного… Необычным может многое: место, время, сама дорога, грандиозные технические сооружения на этой дороге, сам поезд наконец. Итак, начнём!
![]() |
Красная стрела |
Поезд «Красная стрела» отправляется из Москвы и Санкт-Петербурга в одно и то же время в 23-55, за пять минут до полуночи. Это обстоятельство ежегодно привлекает в новогоднее путешествие энтузиастов железных дорог. Они компаниями садятся в «Красную стрелу» и едут из одной столицы в другую, по дороге умеренно (в плане алкоголя) отмечают встречу Нового года, а на утро, оказавшись в одной из столиц России путешествуют по интересным для железнодорожных любителей местам, осматривают и фотографируют достопримечательности.
![]() |
По такому вот мосту идёт дорога к свадьбе в Замке Глубока над Влтавой |
Такого рода путешествия из старого года в новый год, происходят не только в России, но и во многих других странах, ведь почти везде есть энтузиасты железных дорог, и почти везде отмечают встречу нового года. Взять хотя бы Чехию – наверняка там тоже есть любители таких путешествий. Такие путешествия происходят не только на новый год. Например, у Вас запланирована свадьба. Если у Вас есть желание и достаточно денег, то можно отправится по железной дороге (или самолётом) из своего родного города в ту же Чехию. У Вас будет прекрасная свадьба в Чехии, после неё Вы сможете отправится в романтическое путешествие по местным железным дорогам, осмотреть старые замки, города, музеи, памятники. Такая свадьба будет незабываемой…
11 марта 1918 года в Москву, на Николаевский вокзал прибыл литерный поезд номер 4001. Этот поезд привёз в Москву Советское правительство, во главе с Владимиром Лениным. Переезд был продиктован угрозой нападения на Петроград германских войск, находившихся в тот момент всего в нескольких десятках километров от города. А чуть позже, 17 марта, на IV съезде Советов было принято постановление о временном переносе столицы в Москву. Однако временной столица не стала – 22 декабря 1922 года, при образовании СССР именно Москва была объявлена столицей нового государства.
![]() |
Паровоз С-68 |
Энтузиастам железных дорог этот переезд позволил сохранить в 1980-е годы единственный уцелевший к тому моменту паровоз серии С. Паровоз С-68 некогда служил в качестве котельной на одном из московских заводе ЖБИ. Спасти этот паровоз силой убеждения чиновников, что это раритетная техника не удавалось. Тогда в голову энтузиастам пришла мысль поменять на паровозе номер на С-245. Именно этот паровоз вёл на части пути поезд с правительством. И именно причастность к имени вождя сдвинула дело сохранения паровоза с мёртвой точки. Ныне этот паровоз можно увидеть в Санкт-Петербурге, в музее на Варшавском вокзале.
В 1941 году фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Войска СССР оказались не готовы к агрессии такого масштаба. Враг стремительно наступал. Осенью у стен Москвы сложилась угрожающая ситуация. В Москве царила паника. Её причиной послужил приказ отданный главным квартирмейстером немецкой армии 10 октября 1941 года. В этом приказе с немецкой педантичностью были дотошно расписаны места расквартирования немецко-фашистских войск в Москве. Приказ этот немцы сами довели до населения Москвы, напечатав его на листовках и разбросав с самолётов над городом. 15 октября государственный комитет обороны принял постановление об эвакуации Москвы. Специальным пунктом этого постановления Сталину предписывалось покинуть город 16 октября 1941 года. В этот момент особенно ясна стала слабость и трусость людей, которых выдвинула на руководящую работу Сталинская система. Начальники думали только о собственном спасении и бежали с семьями и личным имуществом, бросая огромный город и подчинённый на произвол судьбы. Вот выдержка из секретного документа того времени: «Из 438 предприятий, учреждений и организаций сбежало 779 руководящих работников. Бегство отдельных руководителей предприятий и учреждений сопровождалось крупным хищением материальных ценностей и разбазариванием имущества. Было похищено наличными деньгами за эти дни 1 484 000 рублей, а ценностей и имущества на сумму 1 051 000 рублей. Угнано сотни легковых и грузовых автомобилей». Гражданское население, увидев бегство руководителей, поняло, что Москву собираются сдавать. Последней капле в этот котёл паники мог стать отъезд Сталина. Но отъезд Сталина не состоялся. Сталин, понимая, что его отъезд не останется незамеченным и тогда Москву наверняка сдадут остался в городе. Так получилось, что большинство госаппарата было эвакуировано в Куйбышев, Саратов, Сызрань и другие города, а Сталин остался в Москве. Такое вот несостоявшееся путешествие.
![]() |
Поездка по железной дороге в Мавритании |
В африканской стране Мавритания железнодорожная линия всего одна: от портового города Нуадибу вглубь страны идёт линия длинной 704 км до города Зуэрат. В окрестностях этого города добывают руду – для её вывоза и была построена железная дорога. Согласно принятой в России классификации поезда здесь ходят грузопассажирские: в составе поезда 200-210 вагонов, на 99% это полувагоны в которых перевозится руда, однако бывают и цистерны и не так давно стали прицеплять пассажирские вагоны. Неизвестно сколько стоит проезд в вагоне, но небогатый мавританский народ предпочитает путешествовать весь путь – все 700 км забравшись прямо на руду. Правда и для такой поездки нужно купить билет, его стоимость эквивалентна 150 рублям. Поезд по пустыне идёт довольно бысто: на преодоление пути в 700 км уходят 12 часов. Конечно же, комфортной такую поездку назвать нельзя, совсем другие условия у тех, кто ездит в служебных салонах-вагонах или вагонах для VIP- персон.
![]() |
Поезд на горной железной дороге Нилгири |
Горная железная дорога Нилгири, расположенная в штате Тамил на юге Индии соединяет город Метупалайам с высокогорной станцией Удагамандалам в Нилгирийских горах. Путь длинной в 46 км поезд преодолевает за 4 часа 50 минут (при движении в гору), а спускается поезд за 3 часа 35 минут. Путь этого поезда лежит по очень сложному пути: 208 кривых, 16 тоннелей и 250 мостов. А в связи с тем, что уклон дороги очень велик здесь используется зубчатое зацепление паровоза со специальной зубчатой рейкой закреплённой на шпалах. С самого момента постройки дороги в 1899 году здесь используется паровая тяга. Такая вот необычная дорога.
См. также: Такие разные поезда – о необычных конструкциях локомотивов и вагонов
Главная | Карта сайта | Даты | | Прогноз погоды |