Линия Москва – Саратов с ветвями. Линия Тамбов - Камышин.
Описание станций и их окрестностей

Тамбов. Часть 1

Герб Тамбова
Герб Тамбова

Станция Тамбов расположена на 442 версте от Москвы. Крупным торговым и промышленным пунктом Тамбов в XIX веке и начале XX не был. Географическое положение Тамбова помешало ему сделаться центром хлебной торговли в то время, когда ещё не было железных дорог. Тогда завладели хлеботорговым делом уездные города Тамбовской губернии: Козлов и Моршанск, по отношению к которым Тамбов ограничивался ролью посредника и поставщика. После проведения железных дорог, Тамбов также не превратился в крупную торговую величину. Самым крупным предприятием Тамбова является паровая мельница П.Н. Егоровой, производительностью в 1500000 пудов (24570 тонн) в год. Другие предприятия: 2 пивоваренных, 1 маслобойный, 2 мыловаренных, 2 машиностроительных завода, паркетная и табачные фабрики и прочие имеют общий годовой оборот до 600 тысяч рублей и занимают до 500 человек рабочих. Торговля города более значительна. Главными предметами её являются: хлеб, лошади, кожи, шерсть и отчасти рогатый скот. В городе две конские ярмарки 1 мая и 1 сентября, с оборотом до 700 тысяч рублей, и отделения банков: государственного, соединенного, русского торгово-промышленного и городской общественный банк.

Пассажирское здание станции Тамбов
Пассажирское здание станции Тамбов

Тамбов – слово мордовское. Означает оно омут. Исследователь Тамбовского края И.И. Дубасов говорит, что Тамбовские земли раньше были заселены Мордвою, отчего множество сел, деревень и урочищ получили и сохраняют ныне мордовские названия. Город Тамбов возник в 1636 году, как укрепленный пункт на бывшем здесь «диком поле». В первое время своего существования Тамбов действительно защищал южные владения Московского государства от набегов кочевников, но, когда укрепленная черта отодвинута была далее на юг, – превратился в мирный пункт. Почти через полтораста лет после основания, в 1779 году, город Тамбов походил на большое чернозёмное село. Почти все дома его были крыты соломой, а болотистые улицы, выложены были фашинником, изрыты ямами и пересечены сорными буграми. Академик Фальк, посетивший Тамбов в 1769 году, нашел, что «город необширный и некрасивый. Жители занимаются более земледелием, нежели ремеслами, однако-же, там были две суконные фабрики. Купцов считалось до 626 человек».

Тамбовская застава
Тамбовская застава

Бедность Тамбова была так велика, что городское управление, распоряжавшееся ежегодным городским доходом только в 1500 рублей, отказалось содержать пожарных лошадей. На главной улице весною и осенью протекал широкий и тинистый ручей; на западных окраинах города стояли болота, поросшие лесом и кустарником, богатыми дичью; на базарной площади расстилалось большое озеро, в котором в летнюю пору тамбовские обыватели купались. По всему городу в разных местах стояли гумна и овины. В том же году Тамбов сделан был главным городом Тамбовского наместничества, а через 7 лет, в 1786 году получил в правители известного поэта Гавриилу Романовича Державина. Развитие Тамбова началось только в начале XIX века. В это время в нем насчитывалось 12 тысяч жителей. Живший в Тамбове поэт Михаил Юрьевич Лермонтов так охарактеризовал город в своем стихотворении «Казначейша»:

Тамбов на карте генеральной,
Кружком означен не всегда,
Он прежде город был опальный,
Теперь же право хоть куда:
Там есть три улицы прямые,
И фонари, и мостовые…

Тепловоз 2ТЭ116-1103 с поездом Санкт-Петербург - Астрахань на вокзале
Тепловоз 2ТЭ116-1103 с поездом Санкт-Петербург – Астрахань на вокзале
Фото Молостова Антона ©
2001

В 1872 году Тамбов имел 25 тысяч жителей, по переписи 1897 года в нем оказалось более 48 тысяч человек, а на 1 января 1910 года числится 68400 человек. На 1913 год Тамбов сравнительно хороший город; в нём есть водопровод, электрическое освещение, несколько средних учебных заведений: две мужских и три женских гимназии, два реальных училища, учительский институт и более 30 других учебных заведений. Заслуживает внимания читальня имени Эммануила Дмитриевича Нарышкина с большой библиотекой и музеем.

Станция Тамбов являлась одною из крупнейших на Рязано-Уральской дороге. Особенное развитие она получила со времени постройки Тамбовских вагонных мастерских (1897-99 гг.).

Мастерские находятся на расстоянии около версты от станции и занимают обширную площадь свыше 46 десятин земли. Оборудование мастерских по состоянию на 1913 год великолепно. Разные отделы мастерских размещены в отдельных одноэтажных зданиях устроенных и оборудованных по последнему слову техники. Здания мастерских обширны, отличаются высотою с массою света, проникающего через окна и остекления крыши. Центральная силовая станция оборудована паровыми машинами, могущими развить около 1000 лошадиных сил; электрическая энергия от неё передается во все отделы мастерских и служит для приведения в действие 68 рабочих машин и станков и для освещения мастерских, путей и зданий, питая 2096 лампочек накаливания и 138 дуговых фонарей. Отопление мастерских воздушное, по системе Стуртеванта. Мастерскими расходуется масса дерева, которое предварительно высушивается в сушилке системы Стуртеванта. Удаление стружек от деревообделочного станка обширного деревообделочного цеха производится пневматически, действием высасывающего вентилятора. Подача материалов производится по узкоколейным путям системы Декавиля и по подвесным путям, расположенным над станком.

Вид на пути станции Тамбов
Вид на пути станции Тамбов

Мастерские производят не только ремонт, но и постройку новых вагонов. Рассчитаны они были на 2000 человек, и постройка их обошлась свыше 2 миллионов рублей. На 1913 год число мастеровых и служащих достигало 1500 человек. Мастерские выпускали до 6000 товарных вагонов в год из конвекционного осмотра и до 200 пассажирских вагонов из капитального ремонта. Годовой оборот этих мастерских составлял около полутора миллиона рублей (объёмы и цены 1913 года), из которых свыше 500 тысяч рублей идет на оплату рабочей силы.

Двор мастерских с противопожарными целями на междупутьях засажен деревьями, что сообщает мастерским очень красивый вид. Описанию мастерских посвящена особая книга А.К. Мыльникова: «Тамбовские вагонные мастерские Рязанско-Уральской ж.д.» с 13 фототипиями и 20 чертежами. (Саратов, 1904 г.).

Тамбов. Дворянская улица
Тамбов. Дворянская улица
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX – начала XX века»
Тепловоз 2ТЭ116-678 в депо Тамбов
Тепловоз 2ТЭ116-678 в депо Тамбов
Фото Дмитрия Мамина ©
Июнь 2001

Кроме вагонных мастерских, при станции находится коренное депо с тремя паровозными зданиями на 32 стойла и мастерские для малого ремонта паровозов.

Со времени основания мастерских около них, на железнодорожном отчуждении, в высокой и здоровой местности возникла колония железнодорожных служащих, с красивыми домиками, садиками при них, правильно распланированными улицами и водопроводом. Она имеет очень чистый и привлекательный вид. В колонии на 1913 год насчитывалось до 800 жителей, есть школа, строилась каменная церковь.

Грузооборот станции Тамбов в 1911 году превысил 11 миллионов пудов (180185 тонн), из которых 3149 тысяч пудов (51582 тонны) падает на отправление и 7988 тысяч пудов (130847 тонн) на прибытие. В отправлении преобладали хлеб в зерне и муке, масло подсолнечное и скот, в прибытии – хлеб, лес, каменный уголь и нефтяные продукты. Пассажиров отправлено около 338 тысяч человек.

В 7 верстах от Тамбова путь пересекает реку Цну железным мостом отверстием 38 сажен (81 метр); от моста начинается довольно крутой подъём, идущий до полустанции Ляда. По обе стороны пути тянется полоса живописного смешанного леса с отдельными участками частого соснового бора.


Жители старой, исторической части, современного города Тамбов, города, имеющего историю, насчитывающую 375 лет, из окон своих домов, словно из иллюминаторов подводной лодки наблюдают за изменениями вокруг них. В крепких ещё старых купеческих домах появляются окна пластиковые. Однако тут же, по соседству с ними, стоят и ветхие деревянные дома. В 2009 году целых 17 кварталов такой застройки городские власти хотели снести для того, чтобы построить на освободившейся площади современные многоэтажные здания, с тёплыми и надёжными стенами, пластиковыми окнами, современными коммуникациями, обеспечив жильём более пяти тысяч тамбовчан. Планировалось, что будет возведено 400 тысяч квадратных метров жилья. В 2010 году снос домов начался. Среди первых восьми, к сожалению, был и весьма примечательный дом – двухэтажная кондитерская, где была проиграна в карты героиня поэмы Михаила Лермонтова «Тамбовская казначейша». Казалось бы – надо провести художественную реставрацию здания, укрепить его, оставив неизменным облик и интерьеры, вставить вместо ветхих окон стеклопакеты, заменить инженерные коммуникации – но нет, снесли.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.