История дороги

Высказывания периодической печати о первых результатах эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги

Результаты эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги за 13 лет (с 1870 по 1883) выразились следующими цифрами:

Год Приход Расход Прибыль Убыток
1870 93047 119485   26438
1871 785911 978965   193054
1872 1412978 1321587 91391  
1873 1808777 1517650 291127  
1874 1925319 1762794 162525  
1875 1965141 1853248 102893  
1876 1889363 2004199   114836
1877 2366442 2335450 30992  
1878 2632941 2439396 193545  
1879 2365127 2356107 9020  
1880 2137923 2613679   475756
1881 2425520 2786393   360873
1882 2727563 2821362   93799
Итого 24527052 р. 24910315 р.   383263

…Рубрика дохода ещё довольно утешительная; хотя и не в такой степени как можно было ожидать. Но зато рубрика расхода производит удручающее впечатление. За все года эксплуатации (за исключением 1879 года) расходы возрастали и поглотили почти 25 миллионов. Куда же, спрашивается, девалась такая громадная сумма? Отчет по эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги за 1882 год наглядно указывает, что главные статьи расхода - это ремонт пути и зданий и тракция.

В 1882 году ремонт поглотил 36.55% всего валового дохода дороги, а тракция 40.07%. Это доказывает, что дорога строилась с большими отступлениями от утвержденного проекта и что сама эксплуатация велась безрассудно, неэкономно и даже недобросовестно, отчего Тамбово-Саратовская железная дорога сделалась «притчей во языцех», тяжелым бременем для Саратова и земства, хлопотавших о её проведении и взявших на себя гарантию её дохода.

Купюра 1909 года номиналом 5 рублей
Купюра 1909 года номиналом 5 рублей
Купюра 1905 года номиналом 3 рубля
Купюра 1905 года номиналом 3 рубля

Одна из Саратовских газет пишет по этому поводу:

«Еще в 1873 году, земский директор г. Чичерин рисовал нам картину этой постройки. При протяжении в 353 версты, дорога имеет 240 верст уклонов, во многих местах кривые совпадают с уклонами, что ведет к значительной порче рельс. Кривых по линии всего 74 версты, в том числе есть кривые с радиусом менее 300 саженей, в противность условиям концесии. Мосты на Вяжле и Ломовисе начали разваливаться едва ли не на другой же день после окончательной отстройки. Жилые дома никуда не годятся. В иных приходилось стены скреплять железными прутьями. Кирпич самый плохой…

Но все это еще не объясняет той прожорливости в расходах, которую проявляет дорога. Окончательное объяснение этому мы найдем тогда, когда вспомним, во первых, о том, как производились расходы, т.е. бесконтрольно, и во вторых - на что шли они. В «Саратовском листке», например, не особенно давно была рассказана история ремонта вагонов. Красились вагоны те, которых и не было в данную минуту на месте, и за окраску эту платились деньги. Оплачивались счета подрядчиков по несколько раз один и тот же счет. Оплачивались работы, в действительности никогда не производившиеся. Отдавались подряды избранным лицам по изумительной и ни с чем не сообразной цене. Принимались материалы никуда не годные, представляющие чистый мусор и в дело не шедшие. Мы долго не кончили бы, если бы захотели продолжать этот перечень тех причин, в которых нужно искать окончательного объяснения громадных сумм, употребляемых на эксплуатацию Тамбово-Саратовской дороги. Да, они у всех еще на памяти, и читателю, особенно местному, нет необходимости во всех этих подробностях. (Саратовский листок 1883 г. № 244).»








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.