История дороги
Высказывания периодической печати о первых результатах эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги
Результаты эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги за 13 лет (с 1870 по 1883) выразились следующими цифрами:
Год | Приход | Расход | Прибыль | Убыток |
---|---|---|---|---|
1870 | 93047 | 119485 | 26438 | |
1871 | 785911 | 978965 | 193054 | |
1872 | 1412978 | 1321587 | 91391 | |
1873 | 1808777 | 1517650 | 291127 | |
1874 | 1925319 | 1762794 | 162525 | |
1875 | 1965141 | 1853248 | 102893 | |
1876 | 1889363 | 2004199 | 114836 | |
1877 | 2366442 | 2335450 | 30992 | |
1878 | 2632941 | 2439396 | 193545 | |
1879 | 2365127 | 2356107 | 9020 | |
1880 | 2137923 | 2613679 | 475756 | |
1881 | 2425520 | 2786393 | 360873 | |
1882 | 2727563 | 2821362 | 93799 | |
Итого | 24527052 р. | 24910315 р. | 383263 |
…Рубрика дохода ещё довольно утешительная; хотя и не в такой степени как можно было ожидать. Но зато рубрика расхода производит удручающее впечатление. За все года эксплуатации (за исключением 1879 года) расходы возрастали и поглотили почти 25 миллионов. Куда же, спрашивается, девалась такая громадная сумма? Отчет по эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги за 1882 год наглядно указывает, что главные статьи расхода - это ремонт пути и зданий и тракция.
В 1882 году ремонт поглотил 36.55% всего валового дохода дороги, а тракция 40.07%. Это доказывает, что дорога строилась с большими отступлениями от утвержденного проекта и что сама эксплуатация велась безрассудно, неэкономно и даже недобросовестно, отчего Тамбово-Саратовская железная дорога сделалась «притчей во языцех», тяжелым бременем для Саратова и земства, хлопотавших о её проведении и взявших на себя гарантию её дохода.
Купюра 1909 года номиналом 5 рублей |
Купюра 1905 года номиналом 3 рубля |
Одна из Саратовских газет пишет по этому поводу:
«Еще в 1873 году, земский директор
Но все это еще не объясняет той прожорливости в расходах, которую проявляет дорога. Окончательное объяснение этому мы найдем тогда, когда вспомним, во первых, о том, как производились расходы, т.е. бесконтрольно, и во вторых - на что шли они. В «Саратовском листке», например, не особенно давно была рассказана история ремонта вагонов. Красились вагоны те, которых и не было в данную минуту на месте, и за окраску эту платились деньги. Оплачивались счета подрядчиков по несколько раз один и тот же счет. Оплачивались работы, в действительности никогда не производившиеся. Отдавались подряды избранным лицам по изумительной и ни с чем не сообразной цене. Принимались материалы никуда не годные, представляющие чистый мусор и в дело не шедшие. Мы долго не кончили бы, если бы захотели продолжать этот перечень тех причин, в которых нужно искать окончательного объяснения громадных сумм, употребляемых на эксплуатацию Тамбово-Саратовской дороги. Да, они у всех еще на памяти, и читателю,
особенно местному, нет необходимости во всех этих подробностях. (Саратовский листок
История дороги / Тамбовско-Козловская линия / / Бековская ветвь |