Справочная информация
Службы на железной дороге
Службы на железной дороге – это некий аналог отраслевых министерств в народном хозяйстве.
В управлении дороги (напоминаю, что управление Рязано-Уральской и Приволжской дорог в Саратове) находятся отраслевые службы, обеспечивающие сквозное управление хозяйством дороги. Первоначально, при создании железнодорожной сети Российской империи были созданы основные службы: служба пути, служба подвижного состава (она объединяла и вагоны и паровозы), служба сигнализации и связи, служба движения. В министерстве путей сообщения службам соответствовали одноимённые департаменты. У департаментов МПС появлялась буква Ц (например Департамент связи – Ш).
Здание Управления дороги |
Службы эти, для нужд телеграфной переписки получили сокращённое наименование. Службе Движения досталась буква Д, службе тяги Т, службе пути Т, службе сигнализации и связи Ш.
Линейные предприятия этих служб именовались по первой букве службы с добавлением буквы Ч и порядкового номера этого предприятия в масштабах дороги. Первая дистанция пути именовалась в телеграммах ПЧ-1, третье паровозное депо ТЧ-3. Буквы служб использовались и для обозначений должностных лиц.
Позднее, с развитием дорожной инфраструктуры и её усложнением, были созданы службы вагонного хозяйства (точнее служба контролировавшая паровозные и вагонные депо была разделена), пассажирская, грузовая служба, служба энергоснабжения.
Созданы были и службы функциональные, которые впрочем, смогли быстро обрасти линейными подразделениями на уровне отделений дорог и линейных предприятий. Это финансовая служба, служба гражданских сооружений, служба материально-технического обеспечения.
В 1990-е и 2000-е годы вновь создаётся на пустом месте множество служб. Это было связано как с появлением новой техники (служба сигнализации и связи была разделена на службы автоматики и телемеханики и службу связи и вычислительной техники), так и попусту, зря. Совершенно зря создана была структура дорожных центров фирменного транспортного обслуживания. Первоначально служба эта была создана для выколачивания с клиентов денег. В стране тогда был кризис неплатежей и время взаимозачётов. Никаким фирменным обслуживанием и не пахло. Работники службы почти все были корумпированы. Неплатежи ушли, а служба не исчезла. По стране тысячи сотрудников службы получают зарплату не за что.
Ныне МПС реорганизовано в РЖД. Юридических лиц лишены повально все предприятия некогда входившие в структуру дороги. Руководство осуществляется централизовано, из РЖД.
Департаменту ЦД подчиняются службы движения (Д) на уровне железных дорог. Службе Д подчиняются дорожные диспетчерские центры, из них диспетчера руководят движением поездов по дороге. А вот как именуются отдельные должностные лица этой службы: ДГ – начальник оперативно-распорядительного отдела, ДГП – доpожный диспетчеp, ДГС – старший дорожный диспетчер.
Департаменту вагонного хозяйства ЦВ подчинены службы В. У тех в подчинении ВЧД – линейные предприятия по ремонту и эксплуатации вагонного парка. Кроме того, вагонникам принадлежат пункты пропарки / промывки подвижного состава, автоконтрольные пункты и ПТО (вагонная служба содержит на многих крупных станциях штат автоматчиков – специалистов по автотормозам подвижного состава).
На станции Богоявленск Фото Алексея Кочкина © март 2003 |
Департаменту ЦМ подчиняются грузовые службы (М) на уровне дорог. Их линейные предприятия – МЧ или дистанции погрузочных работ должны бы по идее облегчать клиентам жизнь: привезти груз с грузового двора станции прямо клиенту, забрать от него груз, контейнер. В наличии у этих дистанций в свое время находились автомашины, специализированные контейнеровозные, автокраны. К сожалению мотивации у сотрудников службы М к добросовестному исполнению обязанностей нет. Теперь служба занята почти только одной бумажной работой. А заказать автомашину для перевозки своего мелкого груза на станцию, или скажем взять в аренду автокран сейчас намного проще в специализированных коммерческих фирмах.
Департаменту локомотивного хозяйства ЦТ подчинены службы локомотивного хозяйства Т. В подчинении служб находятся локомотивные депо (ТЧ), пункты технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), базы запаса локомотивов. Во времена, когда основным видом топлива в депо был уголь (это естественно, ведь паровозы потребляли его десятками тонн за каждый рейс), на депо была возложена обязанность снабжения углём также и всех железнодорожных предприятий, семей железнодорожников. В каждом депо склад топлива представлял собой большую территорию на которой было несколько путей, десятки полувагонов с углем, огромные кучи выгруженного из вагонов угля. В депо имелись по одному-два крана на железнодорожном ходу. Краны это, оборудованные большими ковшами или бадьями, грузили уголь в паровозы и на автомашины для того, чтобы отвести его на вокзал, в ПЧ или к дому железнодорожника.
Служба энергоснабжения (Э) подчинена департаменту энергоснабжения МПС (ЦЭ). Служба эта появилась с началом массовой электрификации железнодорожных линий страны. В подчинении этой службы находятся дистанции электроснабжения – ЭЧ. В каждой такой дистанции есть самоходные дрезины, автовышки, другая техника необходимая для обслуживания контактной сети и линий продольного энергоснабжения. Но скажем взять в аренду автовышку в службе Э нельзя, точнее можно, но это долго и трудно, проще сделать заявку в коммерческую фирму.
Департаменту пути (ЦП) починена служба П на уровне дорог. Линейные предприятия называются дистанции пути (ПЧ). В ПЧ до сих пор сохраняется большая доля ручного труда особенно при текущем ремонте и содержании пути. Машины для одиночной смены шпал хоть и существуют, но применяются мало, да и полностью проблему ручного труда они не решают.
Существуют ещё такие линейные подразделения как дистанции лесозащитных насаждений. Первые такие дистанции были созданы как раз на Рязано-Уральской дороге, в её Заволжской части, а также на железных дорогах Казахстана и Средней Азии. Подчинены они также службе пути.
Главная | Карта сайта | Даты | |