Саратов на старых открытках

Волжский берег

Саратов. Вид с Волги Саратов. Набережная На пристани Пассажирские пароходные пристани Приволжский вокзал Трамвай на набережной

«Саратов прежде находился на левом берегу Волги, верст семь выше по ее течению, но около исхода XVII века перенесен на теперешнее место. Он расположен на отлого-возвышенном правом берегу Волги и с трех сторон окружен высокими горами, защищающими его от ветров. Прежде нежели отправились в город, мы захотели посмотреть на него с вершины Соколовой горы, лежащей на северном конце Саратова. С этой высоты все пространство места, занимаемого обширным и многолюдным городом, со всеми дальними его окрестностями, представляется вполне; ни один из виденных нами по Волге городов не имеет такой точки, с которой можно бы было так удовлетворительно видеть, как Саратов. Отсюда он имеет превосходный вид! Широкие его улицы, здания, сады-все ясно, как на плане, и дает полное понятие о значительности города. Почти против него на левом берегу Волги видна слобода Покровская, и необозримая степь, расстилающаяся по луговой стороне, оканчивает собою черту горизонта. Вдали, на правом берегу, к югу, возвышается гора, где находился татарский город Увек. Волга, величественно раскинувшаяся со своими островами, песчаными отмелями и косами, дополняет красоту этой превосходной панорамы.»

Н. и Г. Чернецовы. Путешествие по Волге. 1838.



«Берег Волги покрыт глубоким и сыпучим песком, он тянется амфитеатром по склону крутой возвышенности. Гора, лежащая по северную сторону города, – Соколовая – недавно освободилась от старых древесных пней. К Волге оканчивается утесистым обрывом от 80 до 100 саж. по отвесу.»

Волга от Твери до Астрахани. 1862.



«Торговля Саратова на пристани вообще так значительна, что городской берег Волги, который растянулся на 6 верст, бывает иногда не в состоянии вместить в себе всего количества скопляющихся у Саратова судов. Обыкновенный вид на пристань в навигационное время - это целый лес мачт, между которыми мелькают там и сям пароходные трубы, а на берегу толпы рабочего народа, занятого нагрузкой и выгрузкой судов.»

С. Гусев, А. Хованский. Саратовец. Указатель и путеводитель по Саратову. 1881.



«… Оживлению этой местности, имеющей чисто фабричный характер, много способствует и проходящая здесь товарная ветвь железной дороги… Грохот железнодорожных поездов, дым из многочисленных фабричных труб, обозы с мукой, зерновым хлебом и всяким товаром придают этому уголку Саратова вид кипучей деятельности и оживления.»

С. Гусев, А. Хованский. Саратовец. 1881.



«Берег Волги. Полдень. Солнце палит немилосердно. В воздухе висит сухой туман, заволакивающий Заволжье почти непроницаемой пеленой. По набережной от езды, точно от движения каких-нибудь полчищ, носятся целые тучи мелкой, едкой пыли. На реке - мертвая гладь. С разгружаемых судов от времени до времени доносится ожесточенная брань, возникающая на почве отношения "труда к капиталу" и наоборот.»

Саратовский листок. 1898. № 192.



«По своим торговым оборотам Саратов один из первых городов Поволжья. Главный предмет его торговли – хлеб во всех видах. Многоэтажные мукомольные мельницы завладели всем берегом вблизи пристаней.
...Злобу дня для Саратова составляет постепенное обмеление Волги или, вернее, постепенное отступление ее от города, очутившегося теперь от нее уже в двух верстах. Саратовцы стараются, по мере сил и возможности, бороться с этим злом; они устраивают плотины, направляют силу воды в сторону саратовского берега, роют каналы с этой же целью, но все эти меры пока еще не приносят существенной пользы, и Волга продолжает себе отступать да отступать по новому, полюбившемуся ей, направлению.»


По великой русской реке. Очерки и картины Поволжья. 1913.



«Правый берег Волги, начиная от Саратова вниз, представляет очень живописный вид: он унизан множеством дач, хуторов, деревень; все это утопает в зелени садов, все это оживляет местность. Далее же, 20 верст ниже Саратова, берег резко изменяет свой характер: он представляет ряд голых утесов, носящих общее название Столбичей.»

Волга. От Нижнего Новгорода до Астрахани.1884.



«Сообщаем известие, которое, вероятно, заинтересует многих из жителей Саратова. В городе предполагается устроить яхт-клуб. Почин по этому делу принадлежит Сергею Васильевичу Алфимову, стараниями которого сделаны все подготовительные работы, т. е. составлен проект устава.
... Клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся к плаванию на судах, выписывает суда или модели.»


Саратовский справочный листок. 1876. # 35.



«На востоке слабой полоской алела зарождающаяся заря, мрак летней ночи быстро светлел, в небе одна за другой гасли сначала более мелкие, а потом и крупные звезды, и в городе тухли зажигавшиеся на ночь фонари.
На соседнем озерке нежно потрескивал чирок-трескунок, да из ближнего затона нет-нет да и доносился звук лопающегося пузыря воздуха, который выпускал заплывший сюда шатущий сом.
На реке светились бакены, красные по одной стороне и зеленые по другой, указующие фарватер и путь идущим пароходам и баржам.
С каждой минутой светало все больше, и скоро внизу был уже хорошо виден Увек, высокая гора над Волгой, когда-то царство знаменитой Золотой Орды, названное одним из восторженных поклонников-исследователей этого края "Приволжскими Помпеями".»


Н. Минх. Воскресенье у деда. 1981.






Copyright © 2000-2009 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.