Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей
Строительство моста через Волгу у Саратова. Часть 2
![]() |
Окончание земляных работ правобережного подхода Из фондов музея Приволжской ж.д. |
![]() |
Рытье котлована под пробный кессон Из фондов музея Приволжской ж.д. |
За 25 лет, с 1892 по 1917 гг., было написано множество докладов, составлено больше десятка проектов, проведен ряд изысканий. Однако все эти мероприятия так и не привели к постройке моста.
В следующий период решения этого вопроса, длившийся с 1918 по
16 ноября 1919 года техническое совещание из представителей НКПС и Главкомгоссора (ГКГС) рассмотрело варианты перехода и пришло к выводу, что наилучшим решением является устройство тоннеля для железнодорожного сообщения и трансбордера для городского.
Проект трансбордера, или электрической подвесной дороги, внес
Проектировщик выдвигал следующие преимущества своего проекта:
Шесть вагончиков этой дороги должны были делать в час 10 рейсов. Продолжительность времени в пути 4 минуты.
![]() |
Весенний разлив Из фондов музея Приволжской ж.д. |
![]() |
Работа около домкрата Из фондов музея Приволжской ж.д. |
Стрелецкий подсчитал и стоимость отдельно железнодорожного моста с устройством трансбордера. Стоимость такого моста составляла примерно
К концу 1921 года ВСНХ и ГКГС были собраны все варианты перехода и проекты мостов и с их мнением в пользу городского варианта были представлены на рассмотрение СНК.
12 января 1921 года постановлением Малого СНК было признано невозможным окончательно решить вопрос из-за недостаточной экономической и технической освещенности вариантов. Кроме этого вопрос не был увязан и с регулированием Волги.
С 1921 по 1925 год было составлено еще несколько схем перехода, в частности три тоннельных варианта:
На заседании СТО от 11.02.1927 по ходатайству саратовских губернских организаций был рассмотрен проработанный ими материал о мосте. Однако и на этот раз все представленные материалы были признаны недостаточно обоснованными. СТО счел необходимым рассмотреть вопрос о месте перехода вместе со всей саратовско-покровской транспортной проблемой.
![]() |
Постройка опалубки опоры #3 Из фондов музея Приволжской ж.д. |
Изучение этой проблемы было поручено НКПС как органу, в ведении которого находились в то время все пути сообщения, как железнодорожного и водного, так и местного транспорта, и который мог лучше изучить эту проблему. На изучение проблемы СТО дал один год.
В саратовско-покровскую проблему этим же постановлением были внесены следующие вопросы:
В течение года все вопросы, поставленные перед НКПС, были изучены. В части мостовых переходов НКПС на заседании коллегии от 21.06.1928 г. вынес заключение о необходимости строить два мостовых перехода: один специально для городского сообщения и другой для железнодорожного, с первоочередной постройкой последнего. Преимущество отдавалось увекскому варианту.
Стоимость вариантов перехода определялась:
Президиум Госплана СССР, рассмотрев в августе 1928 года материал НКПС, согласился с необходимостью первоочередной постройки железнодорожного моста в Увеке и поручил НКПС провести технические изыскания мостового перехода.
![]() |
Первые пролеты легли на опоры моста Из фондов музея Приволжской ж.д. |
![]() |
Доки с фермой 8-го пролета в пути Из фондов музея Приволжской ж.д. |
Такой оборот дела нарушал утвердившуюся, за 36 лет ставшую традиционной, установку города о постройке совмещенного моста в самом городе. Это не могло не вызвать замешательства среди саратовских организаций: они было начали спешно собирать новые материалы в пользу городского варианта. Но как бы то ни было интересы города, в конце концов, были подчинены общегосударственным интересам. Крайисполком своим решением от 04.08.1928 года поддержал необходимость постройки железнодорожного моста в Увеке и этим окончательно прекратил спор о месте перехода.
Изыскания мостового перехода были начаты в конце 1926 года и закончены вместе со всем бурением в июне 1929.
После изучения всех материалов по произведенным изысканиям Госплан внес вопрос о мосте в СТО 22 декабря 1929 года. Совет труда и обороны вынес по этому вопросу постановление, которое гласило:
«1. Одобрить сооружение однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова на Увеке и постройку
Саратовской станции на правом берегу Волги, увязанной с расположением моста и далее …
3. Установить ориентировочную стоимость работ в ценах 1929 года со следующим распределением по отдельным элементам транспортной проблемы:
1. Однопутный железнодорожный мост через Волгу
2. Подходы к мосту
3. Саратовский железнодорожный узел
Этим историческим решением был окончен спор о месте перехода, тянувшийся с
![]() |
Монтаж правобережных пролетов Из фондов музея Приволжской ж.д. |
![]() |
Ударники на подъемке фермы 8-го пролета Из фондов музея Приволжской ж.д. |
После постановления Госплана Союза ССР в августе 1928 года и СНК от 22 декабря 1930 года приступили к окончательному выбору схемы моста.
Мост проектировали три организации: Управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги, Цустрой и Мостовое бюро НКПС. Управление Саратово-Миллеровской железной дороги составило первый эскизный проект, по которому весь переход перекрывался двухконсольными фермами. Схема пролетного строения как для поймы Волги, так и для главного русла была одинакова.
По этому варианту главное русло перекрывалось неразрезными фермами, а пойма малыми разрезными, пролетом в
В Мостовом бюро НКПС проектировкой моста занимались две бригады инженеров: бригада инженера
Мостовое бюро в целом категорически возражало против неразрезного варианта, считая его невозможным для применения в условиях увекских грунтов. На этом основании вариант Писицына был забракован Мостовым бюро в самом начале и детальной проработке не подвергался.
Из ряда вариантов, проработанных группой инженера Парамонова, Мостовое бюро выбрало вариант реализованный ныне в металле, т.е. русловая часть перекрыта фермами с ездой понизу, а пойменные части перекрываются фермами с ездой поверху.
![]() |
Проект железнодорожного моста через Волгу Из фондов музея Приволжской ж.д. |
По этому проекту необходимо было уложить
Принятая схема моста, равно как и схема проектной конторы Цустроя, предусматривала перекрытие пойм фермами с ездой поверху, что в значительной степени облегчало их вес.
Длина малых ферм, перекрывающих пойму, - по
Главное русло перекрыто двухконсольными фермами с подвесками. Фермы над опорами имеют пониженные узлы, что позволило сократить высоту речных быков на
Длина подвесной фермы равна
Общий вес металла для моста складывается так: часть моста по главному руслу равна
Линия Москва-Саратов с ветвями / Увек / Увекская переправа. Флотилия РУЖД / Постройка ледокола и парома для РУЖД / |
Линия Покровская Слобода - Уральск / Покровская Слобода / Анисовка / Безымянная |