Линия Москва - Саратов с ветвями. Линия Пенза - Таволжанка.
Описание станций и их окрестностей

Ртищево

Станция Ртищево расположена на 617 версте от Москвы, в Сердобском уезде. Станция в полутора верстах от села Ртищева, одного из старейших сел Саратовского края, основанного в XVII веке боярином Ртищевым. Село это было в прежнее время значительным местным рынком по торговле хлебом, подвозившимся на его базары; впоследствии скупка хлеба перешла к станции и село свое торговое значение потеряло.

Вид на вокзал станции Ртищево
Вид на вокзал станции Ртищево
Фото Амира Нургалиева ©
22.07.2005
Железнодорожная церковь при ст.Ртищево
Железнодорожная церковь при станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Село Ртищево известно как родина первого историка Саратовского края А.Ф. Леопольдова, оставившего, между прочим, сочинения: "Статистическое описание Саратовской губернии", "Исторический очерк Саратова и Пугачевщины", "Исторический очерк Саратовского края" и другие.

Станция Ртищево получила особенное развитие со времени обращения ее в крупный сортировочный пункт. В периоды повышенного движения суточная работа станции достигает по отправлению и прибытию до 100 товарных поездов и до 3000 вагонов. Все это количество рассортировывается по направлениям при помощи сортировочных горок. Именно на станции Ртищево еще в 1899 году впервые в России была построена сортировочная горка.

При станции железнодорожная церковь, двухклассное мужское и женское училища, каждое на 250 детей, железнодорожная больница, родильный приют, большое депо с паровозным зданием на 29 стойл, мастерская для малого ремонта паровозов, газовый завод, производительностью до 2000000 кубических футов газа, идущего для освещения пассажирских вагонов, электрическая станция, дающая энергию для освещения путей и зданий и для электродвигателей, завозный хлебный склад на 30000 пудов и элеватор на 100000 пудов, переработавший за последние 5 лет следующее количество хлеба:

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 2250 82505 76131 728 161614
1907 6751 104791 105361 832 217735
1908 - 10569 4500 18114 23183
1909 1795 62510 54377 27564 146246
1910 9339 32279 87788 5940 135346
Всего 20135 292654 328157 53178 684124

В 1911 году со станции Ртищево отправлено свыше 100 тысяч пассажиров и 758 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 1321 тысяч пудов. Преобладали в отправлении хлеб в зерне и мука, в прибытии хлеб в зерне, мука, лес, каменный уголь, нефть, кирпич, камень, цемент и другие грузы.

На станции Ртищево
На станции Ртищево
Фото Николая Майского ©
11.06.2005
Станция Ртищево в 1980-е годы
Станция Ртищево в 1980-е годы
Фото Виктора Хомутова ©

Для следующих через Ртищево переселенцев и воинских частей здесь устроены: переселенческий пункт с приемным покоем и столовой и воинский продовольственный пункт.

Возле станции образовался большой поселок, населенный, главным образом, железнодорожными служащими. В поселке до 6000 человек населения, церковь, почтово-телеграфная контора и две школы и две ярмарки в году: 14 мая и 30 августа, с крупными оборотами.

Рядом с поселком расположено при особой ветви крупное предприятие акционерного общества "бр. Барсельман" для скупки и экспорта за границу куриных яиц, битой птицы, свинины, мяса, дичи и других скоропортящихся товаров. Тут имеются склад-холодильник на 200 вагонов, оборудованный двумя компрессорами аммиачной системы, бойни с огромным подвалом, предназначенным для солки свинины, экспортируемой в Англию под именем зеленого шпика "Беконъ", со специальными приспособлениями для массового убоя свиней, салотопней, колбасной и проч.; три корпуса кормушек для откорма кур, вместимостью на 36000 пар, кормушки для живых свиней по 500 штук, здание для ощипки битой птицы, сортировки ее и проч.


Ртищевский железнодорожный узел с течением времени получил значительное развитие. Основной грузопоток в 1950 - 1990 годы шел по линии Пенза - Поворино - Лиски. Линия Саратов - Тамбов стала второстепенной, но значительный грузопоток и пассажиропоток на ней сохранялся до 1990 года. Паровозное депо Ртищево приобретало все большие значение. Сюда, в 1956 году, начали поступать тепловозы серии ТЭ3. Затем в депо поступали электровозы ВЛ60, ВЛ80К, тепловозы 2ТЭ10Л, 2ТЭ116. До настоящего времени в депо Ртищево сохранен цех по подъемочному ремонту паровозов. В 1993 году в депо проходили ремонт паровозы П36, подготавливавшиеся для ретро-туров.


Скрестились прошлое с настоящим

Герб Ртищевского района
Герб Ртищевского района

У муниципального образования Ртищевского района после официальной регистрации появился свой герб.

На зеленом поле, напоминающем о том, что район этот сельскохозяйственный, и отражающем наличие в нем дубрав, в самом центре изображены крест накрест две сабли. Поверх них повисла стрела острием вниз – над подковой. Эти элементы заимствованы из герба рода Ртищевых, основавших город, который начинался с села Покровское.

Вокруг сабель, стрелы и подковы – кольцо, свитое из серебряного и черного шнуров. Это символ железной дороги, которая «разрезала» город на две части. Серебро в гербе символизирует чистоту, благородство, совершенство, мир. А о чем говорит черный шнур? О благоразумии, мудрости, скромности, честности, вечности бытия. Вот сколько философии вложено в новый Ртищевский герб.

(«Саратовские вести» 28 ноября 2002 года)


Посмотреть еще…








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.