Справочная информация
Железнодорожная архитектура
![]() |
Музей Орсэ |
Железнодорожная архитектура. Вокзалы, путевые сторожки, паровозные депо, мастерские, разъезды, будки переездных дежурных, водоёмные здания, жилые дома и казармы… Железная дорога это большой и сложный организм. Этот организм обрастал за свою жизнь множеством архитектурных сооружений, некоторые из них являются памятниками гражданской или промышленной архитектуры. Некоторые сооружения даже начинают свою, особую жизнь. Вот французский вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры начала XX века, был переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний.
Итак примечательных для дороги сооружений много… Давайте начнём с истории вокзалов.
![]() |
Фасад здания вокзала станции Военное поле Альбом исполнительных типовых чертежей. 1903 – 1908 |
Vauxhall – так назывался парк с концертным залом для увеселительной эстрадной программы. Этот парк в XVII веке находился в пригороде Лондона и принадлежал Джейн Вокс. Вокзал как таковой, в нынешнем понимании его слова, появился в Великобритании в 1825 году. В русском языке это слово появилось одновременно с вокзалом Царскосельской железной дороги в Павловске в 1836 году. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. Петербургская публика ездила по железной дороге уже только ради развлечений на вокзале в Павловске, железная дорога становилась популярной.
В силу этих специфических обстоятельств, само слово «вокзал» применимо к данному типу зданий только в России. В Англии новый тип зданий получил название – «railway station», в Германии – «bahnhof», во Франции – «gare».
В конце XIX века – начале XX века станционные здания становятся всё более значимыми в городской застройке. Вокзалы становятся важной архитектурной частью любого города, часто одной из городских достопримечательностей.
Строительство зданий вокзалов представляет собой своеобразную страницу в истории архитектуры. Первоначально вокзалы строились под влиянием традиционного архитектурного стиля общественных зданий. Но с конца XIX века в Российской империи появляются проекты в которых отражалась функциональность железнодорожных зданий. Как казённые так и частные и акционерные железные дороги строили железнодорожные сооружения, в том числе и вокзалы, по типовым проектам. Так проезжая по линии железной дороги пассажиры видели вокзалы, водоёмные здания и домики выполненные в едином архитектурном стиле. Естественное исключение составляли вокзалы в больших городах которые строились по индивидуальным проектам.
На небольших станциях вокзалы строились деревянными, с обилием прорезной резьбы по дереву, что делало их весьма и весьма нарядными. В крупных городах вокзалы строились из красного кирпича.
Фактически историю российской архитектуры второй половины XIX—начала XX века можно изучать по железнодорожным постройкам этого времени.
![]() |
Вокзал в Троекурове. Фото Павла Фурниченко © осень 2003 |
В годы Великой Отечественной войны многие замечательные в архитектурном отношении вокзалы на оккупированных территориях были разрушены. Восстановление вокзалов затянулось на полтора десятка лет. Иногда здание восстанавливалось по первоначальному архитектурному проекту, иногда строилось вновь. В части случаев вокзалы восстанавливали, но при этом они утрачивали свой неповторимый архитектурный облик.
Пришли 1990-е годы. Появились новые отделочные материалы «европейского» образца. Появилась относительная финансовая самостоятельность у железнодорожного начальства (возможность украсть на работе). И вот один за другим вокзалы начали «преображаться». Подвесные потолки закрывали потолки белёные (а до этого потолки на вокзалах зачастую имели художественную роспись), аляповатый пластиковый сайдинг скрывал красивые фасады деревянных и каменных зданий.
Растения в интерьере вокзальных зданий ранее, в годы военные и послевоенные не присутствовали. Сказывалась сначала разруха, потом застой. В том и другом случае мешало равнодушие работников железнодорожного транспорта да и самих пассажиров (окурки в цветочных горшках видели? вот-вот…). В своих жилых домах цветочки у них конечно были. Возможно растения украшали небольшие вокзальчики где все свои и где почти не ходили поезда. Но времена меняются. Видимого порядка и чистоты стало больше. На некоторых вокзалах сейчас уже разводят цветы (как снаружи здания сезонно, так и внутри комнатные). Думается при желании нашим вокзальным работникам по силу освоить выращивание кактусов, а то и бонсаев.
![]() |
Водоёмное здание на станции Татищево Снимок 1999 года. |
К сожалению, все эти процессы коснулись не только самих вокзалов, но и всей железнодорожной архитектуры. Стали исчезать старые водоёмные здания (как например на станциях Татищево и Аткарск) – их списывали с мотивировкой «ветхость», однако при разборке выяснялось, что нужно использовать взрывчатку. Исчезали и другие постройки: нефтекачки, небольшие здания и отдельно стоящие цеха в депо и на железнодорожных заводах, путевые казармы и сами станционные здания на закрытых станциях. Все остановочные пункты электропоездов стали отделываться дорогостоящими, но недолговечными пластиками. 300-400 метровые перроны вокзалов стали покрывать однообразной и дорогостоящей тротуарной плиткой.
Большое количество примечательных зданий и среди сооружений гражданского назначения: жилых домов железнодорожников, училищ, аптек, больниц и поликлиник. Например среди памятников железнодорожной архитектуры Липецкой области наиболее ярким является первое в России техническое железнодорожное училище имени императора Александра II, которое было учреждено в Ельце в 1869 году. В училище готовили машинистов, телеграфистов, дорожных мастеров и других железнодорожных специалистов.
Отдельной главы заслуживают сложные инженерные сооружения железных дорог: поворотные круги в локомотивных депо, железнодорожные мосты и тоннели. Все эти сооружения, построенные при прокладке линий железных дорог, безусловно, являются памятниками промышленной архитектуры.
Только сейчас, когда многое уже утрачено, власть предержащие в РЖД начали задумываться о сохранении хотя бы памяти об архитектурных памятниках железных дорог. Московские фотографы, наделённые правом снимать на железной дороге (напомним, что по ведомственным инструкциям фотосъёмка в полосе отвода железных дорог запрещена) разъехались по России с целью отснять самые красивые вокзалы. Можно только пожелать им успеха.
См. также: Железная дорога в искусстве и искусство на железной дороге
Главная | Карта сайта | Даты | |