Справочная информация
Железная дорога в искусстве и искусство на железной дороге
С самого момента появления железных дорог они становятся объектом внимания деятелей искусств – живописцев, композиторов, а постепенно с прошествием времени ими заинтересовались и представители новых видов искусства – фотографы и кинематографисты. Кроме того, для железной дороги сооружаются здания вокзалов, депо и мастерских, над ними работают архитекторы. А над внешним видом железнодорожной техники работают не только конструкторы, но и промышленные дизайнеры. Вот и получается, что история железных дорог плотно связана с искусством в течение последних примерно 180 лет.
Про железнодорожную архитектуру я уже рассказывал ранее, в июне 2009 года в статье Железнодорожная архитектура.
Сподвигнуло меня на написание этой статьи наличие в очень давних моих запасах рисунков, присланных бывшим жителем Камышина Геннадием Нутельсом. Поскольку прислал он их ещё в мае 2003 года, а очередь до них дошла только сейчас, то я, как вечно опаздывающий автор, первым делом приношу извинения Геннадию.
![]() |
Кольцевая дорога Тревитика |
На замечательном англоязычном сайте «The Railways Arhive», посвящённом, как нетрудно догадаться железным дорогам, мне удалось найти несколько зарисовок художников, относящихся к самым первым железным дорогам.
В 1808 году английский изобретатель Ричард Тревитик в предместье Лондона соорудил кольцевую дорогу-аттракцион. Работал этот аттракцион недолго, всего пару месяцев, но художник Томас Роулендсон успел запечатлеть его для истории. Паровоз носил имя «Catch me who can», что буквально означает «Поймай меня, кто сможет» или «А ну-ка, поймай». Любопытным разрешали поглядеть на эту диковину за небольшую плату, а смельчаки могли даже прокатиться в вагоне-карете. Скорость поезда достигала 19 км/ч. Паровоз оказался слишком тяжёлым для использования на довольно хрупких чугунных рельсах. Несколько раз происходили аварии, когда поезда сходили с рельсов, и железнодорожный аттракцион вынуждены были закрыть.
В 1844 году в Королевской академии художеств, в Лондоне, была выставлена картина художника Джозефа Тёрнера «Дождь, пар и скорость» (Rain, Steam and Speed). На картине можно увидеть мост через Темзу, принадлежащий компании Great Western Railway, и идущий по мосту поезд. Всё это скрыто пеленой плотного дождя. Ныне эта картина выставлена в Лондонской Национальной геллерее.
![]() |
Дождь, пар и скорость |
![]() |
Мост в Аржентёй |
Поздней осенью 1876 года художник Клод Моне возвращается в Париж из города Аржентёй. Он хочет писать виды зимнего города сквозь пелену тумана и решает в качестве объекта для натуры использовать вокзал Сен-Лазар. С разрешения директора железных дорог он располагается на вокзале и работает дни напролёт. Моне написал целый цикл произведений, связанных с железной дорогой. На его полотнах можно увидеть вокзалы, железнодорожный мост через Сену в городе Аржентёй, поезд на заснеженной станции. Полдюжины полотен были приобретены впоследствии Полем Дюран-Рюэлем.
Писали железную дорогу и российские художники. Великий русский художник и мастер пейзажа Исаак Левитан написал несколько полотен, на которых изобразил железнодорожные пути (от пейзажной темы художник и здесь не ушёл). А на одной картине – «Поезд в пути» – им был изображён товарный поезд во главе с паровозом идущий по двухпутному перегону.
Художник Василий Пукирев в 1871 году написал картину «Строительство железной дороги». На этой картине он отразил тяжёлый физический труд строителей дороги, подвоз материалов верхнего строения пути (шпал и рельсов) на подводах.
Заснеженную зимнюю железную дорогу и паровоз на маленькой станции писал и Василий Поленов.
Мастер портрета и бытовых сцен Илья Ефимович Репин в 1882 году написал картину «Железнодорожный сторож. Хотьково».
![]() |
Владимир Казанцев. На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге |
В 1891 году художник Владимир Гаврилович Казанцев пишет очень красивую, атмосферную картину «На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге». Вы можете увидеть её в правой части экрана.
Картинами такого же плана написанными именитыми и не очень художниками, реалистичными и почти документальными, богаты собрания железнодорожных музеев. Иногда художников привлекали и для художественной росписи вокзалов. Часто имена художников расписывавших вокзалы история не сохраняла, но есть как минимум два исключения: это Казанский вокзал в Москве и новый, вновь построенный после Великой Отечественной войны вокзал в Сталинграде (ныне Волгоград).
![]() |
Казанский вокзал |
Архитектор Алексей Викторович Щусев, по проекту и под руководством которого возводился Казанский вокзал в Москве, задумывал его не только как функциональное здание вокзала, но и как произведение архитектуры, призванное украсить Каланчёвскую площадь Москвы. Для росписи залов вокзала были приглашены такие известные художники как Александр Николаевич Бенуа, Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Мстислав Валерианович Добужинский, Николай Константинович Рерих, Александр Евгеньевич Яковлев, Иван Яковлевич Билибин, Евгений Евгеньевич Лансере.
Во время Сталинградской битвы уничтожен был практически весь город. От зданий в лучшем случае оставались руины первого этажа. Не избежал полного уничтожения и вокзал станции Сталинград-1, здесь шли особенно ожесточённые бои – вокзал несколько раз переходил из рук в руки. После освобождения города рядом с руинами выстроили маленький одноэтажный деревянный вокзал, вот он на снимке справа. Такой вокзал существовал до 1954 года, когда была окончена работа по возведению красавца вокзала со шпилем, одного из самых красивых в СССР.
![]() |
Временный деревянный вокзал в Сталинграде |
При строительстве нового здания использовались лучшие строительные и облицовочные материалы, ведь новый вокзал должен был воплощать силу и могущество возрождавшийся после войны страны. Фасад облицован инкерманским камнем, цоколь мрамором. Здание имеет три этажа и завершается башней со шпилем, увенчанным золоченой звездой. Высота здания составляет 67 метров.
При входе в вокзал со стороны города, по обеим сторонам от гранитной лестницы установлены два пятиметровых многофигурных барельефа. На левом изображены герой Гражданской войны оборонявшие Царицын, а справа защитники осаждённого фашистами Сталинграда. Авторы этих барельефов, а также скульптур в арке башни вокзала скульпторы Павловский М.Д., Павловская Н.А. и Безруков В.Н.
![]() |
Волгоградский вокзал. Роспись потолков |
Красота убранства внутренних залов вокзала поражает. Арки, колоны, купольные своды, расписные потолки. Стены украшены карнизами с лепниной на которых изображена советская символика. Сюжетами росписи на потолке стали митинг на площади Павших борцов после разгрома немецко-фашистских войск в Сталинграде, возведение Волго-Донского канала, строительство Волжской ГЭС. Роспись выполнена художниками Я.М. Скрепковым, В. Крыловым и Д.М. Меркерт.
В 2005 году была завершена реконструкция вокзала, при которой был очищен от атмосферных загрязнений фасад, подновлена лепнина. Однако роспись на потолках не трогали, хотя она вся и покрыта трещинами – тут требуется художественная реставрация с укреплением основания, т.е. штукатурки на которой выполнена эта роспись. Ныне здание вокзала станции Волгоград-1 признано памятником архитектуры федерального значения.
Главная | Карта сайта | Даты | | Прогноз погоды |