Путевые заметки. Сайт истории РУЖД

Путешествие # 1. Часть 3

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5

13 сентября 2002 года

13 сентября

Утро 13 сентября (пятница :-) выдалось холодным, всего около +1 по цельсию, стоял плотный туман. Продрав глаза в 5-30, в 5-55 мы выбрались в вокзал, ожидать первый рейс маршрутки на другой вокзал. На вокзале кроме нас было всего лишь пару человек. За окнами прогрохотал в сторону Ртищева наливной состав с ВЛ80 800-х номеров во главе состава. Основательно продрогнув за 20 минут и ничего не дождавшись мы подрядили местного "частного извозчика" (точнее он сагитировал нас, благо это было не трудно) за 50 рублей (для провинции ужасно дорого) отвезти нас на другой вокзал.

На вокзале, с которого нам предстояло уезжать, собралось довольно много народу. На втором пути от вокзала стояла половинка от 2ТЭ116-311 с прицепленным к нему составом разной путейской техники: УТМ-004, ЩОМ и состав для засорителей, теплушка. На маневрах на станции замечен ЧМЭ3Т-7233.

На третьем пути от разрушенного вокзала, за стеной тумана, стояли два классных вагона с инеем на крыше. В них и рванула толпа пассажиров, как только туман чуть рассеялся. Социально-профессиональный состав пассажиров был таков: студенты ВУЗов и техникумов - 60%, путейцы и работники ШЧ - 12-15 человек, путники в возрасте 60-80 лет с котомками и корзинками 4 человека, железнодорожные туристы - 2 человека. Вагон был сидячий, так называемый «межобластной».

ЧМЭ2-024 в депо Балашов
ЧМЭ2-024 в депо Балашов
Фото Хомутова В. © 2000 год

Поезд отправился графиком в 6-55. Погода на протяжении нашей поездки в этом поезде была весьма изменчива. Туман то стоял плотной стеной, то отступал в овражки и пропадал почти совсем. Первые 3-4 минуты стоял туман, поэтому, проехав мимо депо, мы мало что увидели. Потом появилось солнце и буквально за 5 минут туман рассеялся. Из того, что удалось увидеть в депо: вагон ЭР9П-63402, ЧМЭ2-024, ЧС4Т-419 ТЧ Россошь. В 7-06 мы прибыли на станцию Балашов-2, ничем особым не примечательную.

Перед станцией Степное, (примерно за 1.5 км) дорога пересекла реку Елань по небольшому мостику с ездой понизу. На станцию Степное прибыли в 7-27. На станции сохранился вокзал старой постройки на 6 окон и старые хлебные амбары. Поскольку в описании 1913 года станция Степное не упомянута, то, вероятно, её построили позже, но вот когда…

Поскольку осень понемногу вступала в свои права, кроме изменчивой погоды мы могли еще наблюдать палитру разноцветной осенней листвы и плодов на деревьях и кустах идущих вдоль дороги лесопосадок. Посадки состояли из берез, вязов, местами рябины и еще какими-то деревьями с мелкими зелеными и красноватыми плодами.

В Святославку прибыли в 7-53. Очень долго, километров 10 перед станцией поезд полз со скоростью не более 15 км/час. Станционное здание новой постройки, крестообразное в плане, маленькое. Село при станции большое и многолюдное, судя по карте имевшейся у нас, село стало больше окрестных сел Новомихайловки и Новоалександровки, хотя некогда станция стояла просто в степи. Простояв на станции 3 минуты поезд отправился дальше.

Перед станцией Три Острова, за 1 км, дорога дважды проходит по небольшим мостам с ездой понизу проходит реку Терсу и видимо один из её рукавов. На станции небольшой вокзал на 5 окон и 2 двери. Вокзал старой постройки, деревянный, обложен красным кирпичом. Имеется водоемное здание по типу заволжских линий. На станции старый элеватор, упоминаемый в описании 1913 года, и новый, очень большой. Там же на станции нам встретился маневровый тепловоз ЧМЭ3-3817.

Платформу 282 км проследовали с остановкой в 9-07. Далее наш поезд прошел через старый мост с ездой понизу клепаной конструкции через реку Березовая.

Вокзал станции Елань-Камышинская
Вокзал станции Елань-Камышинская
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

На станцию Елань-Камышинская поезд прибыл в 9-25. На станции новый вокзал, выстроенные не более двух лет назад, т.е. в 2000 или в 2001 году. Вокзал довольно оригинальной компоновки, выстроен из красного кирпича, с выделением белым кирпичом сводчатых окон. На станции также нами замечены: старый и новый элеваторы, водоемное здание по типу заволжских линий, двухэтажное жилое здание строившееся некогда РУЖД для своих служащих (такое же есть например на станции Красный Кут). В Елани вагон покинуло большинство молодежи. Вместе с нами в вагоне оставалось всего 18 человек.

Вокзал станции Морец
Вокзал станции Морец
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

На перегоне Елань - Матышево железная дорога проходит рядом с автомобильной и пересекает реку Вязовку. Мост через реку Вязовку новый, параллельно идет старая насыпь и остатки устоев моста.

Станция Морец ничем не примечательна. Вокзальчик крохотный, судите сами по фотографии. Недалеко от станции, судя по карте, деревни Березовка и Вязовка. Станцию проследовали в 9-54.

В Матышево прибыли в 10-15. На станции старый деревянный вокзал обложенный кирпичом, водоемное здание, частично разрушенные хлебные склады, три пути.

Вокзал станции Ильмень
Вокзал станции Ильмень
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002
Вокзал станции Ильмень. Вид от поселка
Вокзал станции Ильмень. Вид от поселка
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

В Ильмень прибыли в 10-57. Вез нас все это время тепловоз ЧМЭ3-6259.

Мы вышли из вагона, очередной этап нашего путешествия закончился. Первым делом зашли в вокзал и изучили расписание, которое приведено чуть ниже. Из него мы поняли, что поезда никоим образом не стыкуются, до следующего поезда еще целых 7 часов. Погода к тому времени устоялась, и нам показалась неплохой идея пройти один перегон, до станции Медведица, пешком.

Направление Отправление Прибытие на конечный пункт Периодичность следования
Ильмень - Петров Вал 10-00 13-18 Ежедневно
Ильмень - Петров Вал 18-00 20-56 Ежедневно
Ильмень - Балашов 15-40 20-30 Ежедневно
Балашов - Ильмень 6-30 11-00 Ежедневно
Петров Вал - Ильмень 06-00 08-35 Ежедневно
Петров Вал - Ильмень 14-50 17-18 Ежедневно

Водоемное здание на станции Ильмень
Водоемное здание на станции Ильмень
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002
Нижняя часть водоемного здания на станции Ильмень
Нижняя часть водоемного здания на станции Ильмень
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

Сделав фотографии вокзала, тепловоза на станционных путях, вокзала со стороны города и наконец себя любимых (Сергея и Василия) на фоне вокзала мы отправились на разведку в поселок. Дело в том, что на пешем переходе требовалось соблюсти ритуал разжигания костра с процедурой жарки сосисек или сарделек. Находящийся прямо у вокзала магазин был закрыт. Объявление на дверях магазина гласило что-то вроде: «Ушла ненадолго». Резонно подумав, что это «ненадолго» может быть и три часа, мы отправились на поиски другого магазина. Метров через 300 нашлась еще пара магазинчиков. Там и были произведены покупки: сардельки, нечто алкогольное, и волшебного вкуса Камышинский кетчуп (рекомендую). После чего мы двинулись на ориентир водоемного здания.

Надо сказать на станции Ильмень мы встретили несколько неожиданных, но приятных для энтузиастов железных дорог вещей. Первым сюрпризом явилось присутствие водоемного здания в хорошем состоянии. Башня такого же типа, как и на заволжских линиях, но низ этой башни, довольно симпатично выложен из белого камня (туф? известняк?). Второй сюрприз логично проистекал из первого. Потребителями воды на железнодорожной станции могли быть только паровозы. Значит тут могло быть паровозное депо! И действительно, позднее мы вышли и на депо, точнее его развалины.

Общий вид на депо ст. Ильмень
Общий вид на депо ст. Ильмень
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002
Развалины депо ст. Ильмень
Развалины депо ст. Ильмень
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

От башни мы пошли по направлению к станции Медведица. Буквально через 50 метров перед нами открылась картина остатков паровозного депо. Яма от поворотного круга (кажется, круг был с одной центральной опорой, т.е. уравновешенного типа), здание веерного типа на 6 канав, из них три канавы удлиненные и пристроенное к веерному зданию двухэтажное административное. Очень в неплохом состоянии сохранились кирпичи стен и колонны. Стены кое-где прорезали значительные трещины. Я сделал несколько кадров для истории. Побродив вокруг круга и в стойловой части и не найдя ни одного железнодорожно-паровозного артефакта мы поднялись по лестнице на второй этаж административного здания. Ступени лестницы были совершенно стерты, ведь по ним ходили работники депо примерно 80 лет! На втором этаже отсутствовала крыша, да и перекрытие с первым этажом местами было провалено. В остальном - типичные развалины: надписи на стенах и всякого рода мусор.

Очень жалко, что здание это совершенно никак не используется. Трещины на стенах не так уж и велики, да и образовались они оттого, что здание стоит без крыши, стены просто рвет морозом. При желании из здания депо можно было бы сделать неплохие мастерские для ремонта сельхозтехники или деревообделочный цех. Но железной дороге это не нужно, а у селян на это нет денег и прав доступа к зданию.

Закончив осмотр депо, мы отправились по направлению к выходу со станции. К сожалению, на тот момент, ни я, ни Сергей не знали о существовании базы запаса, а иначе мы бы отправились на её поиски.

Дорога уходила влево плавной кривой. В трехстах метрах от последних стрелок станции мы увидели вот такой светофор, ранее не виданный нами конструкции. Надо сказать что потом на всем перегоне мы не встретили ни одного проходного светофора, а это должно означать что участок этот на полуавтоматической блокировке. Шагать по шпалам большое расстояние было бы трудно, поэтому мы пошли по грунтовке идущей рядом с насыпью. Надо сказать, что пару километров мы шли по песку, и это несколько затрудняло движение. Зато вокруг росли сосны. Некоторые сосны росли прямо рядом с дорогой, под одной такой, рядом с километровым знаком 352 км, я сфотографировался.

Погода нам благоприятствовала, но как только мы заходили в тень деревьев, чувствовался холод. Мы шли почти не останавливаясь довольно долго, вероятно километров 5 или шесть за это время я снял единственные попавшиеся нам объекты на железной дороге - небольшие мосты или точнее скотопрогоны (первый и второй). Под таким мостиком, однако, может проехать и небольшая машина типа Газели.

Перегон Ильмень - Медведица. Направление к станции Ильмень
Мы идем оттуда
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002
Перегон Ильмень - Медведица. Направление к станции Медведица
Мы идем туда
Фото Зимина В.Г. © 13.09.2002

Грунтовка постепенно уходила все дальше от насыпи, в то время как рядом с насыпью идти было невозможно. Пройдя примерно половину пути и увидев подходящее место, мы решили сделать привал. К тому же это был удобный способ избавиться от груза провизии, который мы несли на себе. На наш завтрак на траве (с костром и жаркой сарделек) ушло примерно минут 50 или час. Поскольку аппетит был, да и дым костра только способствовал ему мы существенно облегчили свою ношу. Далее нам предстояло выбираться к дороге, поскольку грунтовка совсем не спешила к ней возвращаться, и нас от дороги отделяло уже целое поле. Мы прошли непаханое несколько лет поле наискосок и преодолев настоящий бурелом от поваленных деревьев вблизи насыпи наконец воссоединились с железной дорогой. Довольно долго пришлось идти прямо по шпалам. Посадки, превратившиеся в лес, плотно подступали к дороге (а может это и был лес?). Судить о том, где и как мы шли можно по сделанным мной фотографиям.

Километра за два до пересечения с рекой Медведицей, по левую сторону от насыпи обнаружилась тропка, по которой можно было идти. Сергей перешел туда, а я продолжил движение по шпалам с фотоаппаратом наизготовку. Вдали стал виднеться мост. Через оптику своей фотокамеры (4-х кратное увеличение) я попытался поглядеть на мост. Мне показалось, что перед мостом стоит будка охраны. Это заставило меня уйти с насыпи вбок, на тропинку, чтобы не привлекать к себе внимания.

Когда мы вышли к мосту, оказалось что будка охраны есть. Но находится она за мостом. Кроме того, прямо у этой будки стояла легковушка и десятков пять ульев с пчелами. Мост мы перешли без осложнений, люди так и не выглянули. Снимать мост я побоялся. Мост был общей длинной около 40 метров, стальной конструкции с ездой понизу. Река Медведица в этом месте течет довольно широко, вода прозрачна. Правда видно, что глубина её в районе моста всего около полуметра.

Нам оставалось идти совсем немного. Путь пошел немного на подъем, высота насыпи постепенно уменьшалась, пока у самой горловины станции Медведица уровень головок рельс не сравнялся с окружающим рельефом. По левую руку от насыпи, за стеной лесопосадок остался элеватор. Судя по описанию станции 1913 года, там должна быть еще большая паровая мельница торгового дома Э.И. Борель. Мы вышли в горловину станции и обнаружили какое-то старое здание без крыши, вероятно имевшее некогда отношение к железной дороге. Мы осмотрели его и сфотографировали. Нас поразила табличка с адресом: «ул. Счастливая 13» на этом здании. Дальше мы собирались ехать на поезде. Поскольку времени до него оставалось еще много мы расположились в группе молодых сосен и позволили себе подремать, благо к тому времени стало совсем тепло.

Продолжение следует...

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.