Путевые заметки. Сайт истории РУЖД

Путешествие # 1. Часть 2

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5

Первым делом необходимо было определиться с тем, как и когда мы двинемся дальше. На вокзале мы нашли расписание пригородных поездов и электричек. Билетные кассы оказались в здании на привокзальной площади.

Направление Прибытие Отправление Периодичность следования
Ртищево - Беково - 9-30 Ежедневно
Беково - Ртищево 18-47 - Ежедневно
Ртищево - Вертуновская - 20-50 Ежедневно
Вертуновская - Ртищево 6-47 - Ежедневно
Ртищево - Кирсанов - 17-25 пт, сб, вс
Кирсанов - Ртищево 23-56 - пт, сб, вс
Ртищево - Кирсанов - 7-20 Ежедневно
Кирсанов - Ртищево 16-40 - Ежедневно
Ртищево - Балашов - 22-52 пт, сб, вс
Балашов - Ртищево 12-01 - пт, сб, вс
Балашов - Салтыковка 6-48 7-12 пт, сб, вс
Салтыковка - Балашов 9-14 10-17 пт, сб, вс
Ртищево - Балашов - 5-12 Ежедневно
Балашов - Ртищево 17-45 - Ежедневно
Ртищево - Пенза - 3-38 Ежедневно
Пенза - Ртищево 12-28 - Ежедневно
Ртищево - Пенза - 12-46 пт, сб, вс
Пенза - Ртищево 22-15 - пт, сб, вс
Ртищево - Пенза - 15-37 Ежедневно
Пенза - Ртищево 00-43 - Ежедневно
Ртищево - Умет - 17-25 пн, вт, ср, чт
Умет - Ртищево 22-45 - пн, вт, ср, чт

Пока Сергей, взяв наши паспорта, брал билеты, я заодно переписал стоимость проезда в пригородных поездах. Проезд до станций Вертуновская и Кистендей – 9 рублей, Беково – 15 рублей, Сердобск – 12 рублей, Тамала и Аркадак – 18 рублей, Летяжевка – 21 рубль, Умет – 24 рубля, Пады – 27 рублей, Кирсанов и Аткарск – 30 рублей, Балашов – 36 рублей, Пенза – 64 рубля 30 коп, Саратов-171 рубль 10 коп.

Билет Ртищево-1 - Балашов
Билет Ртищево-1 - Балашов

Подходящих нам пригородных поездов в расписании не нашлось, ведь необходимо было ещё осмотреть сам город Ртищево, поэтому мы взяли билеты по 102 рубля на поезд # 271 сообщением Уфа – Одесса. Стоимость билета меня несколько смутила: целых 102 рубля! Нет бы 99, а то 102. Но альтернативы реальной все равно не было. Купив билет мы отправились исследовать поселок и искать железнодорожные артефакты.

Выйдя из здания железнодорожных касс с уже расчехленным фотоаппаратом, я снял вид вокзала с города и мемориальную табличку на нём.

Вокзал ст.Ртищево
Вокзал ст.Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002
Железнодорожная церковь при ст.Ртищево
Железнодорожная церковь при станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Поскольку я был в этом районе города не первый раз (целое лето 1993 года ездил помощником машиниста), то основные цели наметил я сразу. Первым делом мы пошли к железнодорожной церкви, поскольку её местоположение было известно мне давно. Если выйти из вокзала, то к церкви нужно идти направо по первой улице около 30 метров. Церковь оказалась в хорошем состоянии, её посещали прихожане.

По соседству с церковью старое водоемное здание (водонапорная башня), особой, нехарактерной для других станций РУЖД конструкции. Возможно, башня была построена на месте разрушенной во время Великой Отечественной войны, ведь станцию Ртищево бомбила фашистская авиация.

Водоемное здание
Водоемное здание
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Сделав пару кадров и прикупив в близлежащем магазине старинное русское народное средство «для сугреву» (ведь одеты мы были легко) мы отправились по направлению к депо, но не по путям, а по городской улице. Ходить в последнее время по путям становится небезопасно («вихрь-антитеррор» знаете ли, и просто излишняя бдительность железнодорожников), поэтому если знать обходную дорогу, то лучше воспользоваться ей.

Следующим пунктом нашего похода было депо Ртищево-1. Именно в нем сейчас «живут» все маневровые тепловозы ЧМЭ3 Ртищевского узла и производятся ремонты паровозов вплоть до подъёмочного.

К депо мы подошли не с парадного входа. К веерному депо мы вообще не подошли. Основной интерес представляли естественно паровозы. Подойдя к отдельно стоящему цеху ремонта паровозов, мы увидели маневры с паровозами. Всего в депо стояли 4 паровоза, три из них при нас переставляли с одной канавы на другую. Попросив у находящихся у ворот цеха слесарей-котельщиков разрешения поснимать я сделал несколько кадров. Возможно, мне удалось бы сделать и больше кадров, но кончилась пленка, и в спешном порядке пришлось её менять. Цифоровой фотокамеры у меня тогда ещё не было.

Паровоз Л-0006 поставленный в цех подъемочного ремонта депо Ртищево
Паровоз в цеху
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002
Паровоз Л-0006 в депо Ртищево
Паровоз Л-0006 в депо Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Отдельно стоит сказать о людях, которые зачастую на голом энтузиазме, или как в депо Ртищево за невысокую заработную плату, восстанавливают частичку истории – паровозы. Я ими просто восхищаюсь! То, что они делают для истории практически неоценимо. Впоследствии, в ноябре я встретил таких же энтузиастов на Северо-Кавказской дороге, где имеется несколько паровозов на ходу, а также множество техники (паровозы разных серий, тепловоз ТЭП10, вагоны пассажирские и грузовые, железнодорожные краны) требующие восстановления.

Отсняв перемещения паровозов (ездили они не сами, поскольку были холодные, а с помощью тепловоза ЧМЭ3) мы отправились в путешествие по улице города вдоль железной дороги. Рано или поздно наш путь должен упереться в линию уходящую на Балашов. Пройдя около километра, и встретив на пути здание Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, мы действительно вышли к линии железной дороги. Единственный интересный объект за недолгое время наших наблюдений электровоз – ЧС4Т-720 Северо-Кавказской дороги который прошел резервом с Пензы на Балашов.

Домик в Ртищево
Домик в Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002
Еще один ракурс вокзала ст.Ртищево
Еще один ракурс вокзала ст.Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Наскоро перекусив тем, что было запасено из дома, а также согревшись водочкой (почти символическими дозами), мы двинулись в обратную сторону. В обратную сторону пошли другим путем, глубже в город, к югу от железной дороги. По пути встретили и отсняли вот такой вот колоритный, бревенчатый дом. Надо сказать, что он не характерен для современного Ртищева, но он был красив, поэтому он и попал в память.

На обратном пути мы прошли через несколько местных магазинов, но ничего примечательного, для того чтобы приобрести на память, не нашли. Зато когда подходили к вокзалу, то увидели бюст Ленина с очень большой головой.

Некоторое время прошло в ожидании нашего поезда. Я решил взять в дорогу пиво и обнаружил, что в киоске перед приходом поезда отоваривается ещё и торговый люд. Товары берутся по списку и без оплаты, видимо на реализацию: продал пассажирам поезда – отдал деньги продавщице киоска, не продал - сдаёшь товар назад. Кроме того, на перроне удалось сделать несколько снимков, включая прибытие нашего поезда.

ЧС4-175 на станции Ртищево ЭР9п-141 на станции Ртищево ЧС4-230 на станции Ртищево
ЧС4-175 на станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002
ЭР9п-141 на станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002
ЧС4-230 на станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

271 поезд «Уфа – Одесса» прибыл по графику. В голове стоял ЧС4-230. Электровоз отцепился, в голову поезда прицепили вагон Саратов – Одесса, затем вновь прицепился электровоз, и мы поехали.

Из вагонного окна немногое можно было рассмотреть, но мы смотрели и даже по мере возможности снимали. На станции Кистендей удалось снять вокзал, также там замечено водоёмное здание такого же типа как и на заволжских линиях.

Вокзал станции Кистендей
Вокзал станции Кистендей
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

За станцией, на 82 км проехали через реку Кистендей по мосту с ездой поверху на каменных опорах. На станции Андреевка поезд имел неграфиковую стоянку. Во время стоянки удалось разглядеть то, что населенного пункта и даже вокзала на станции нет, два пути разобрано. От Андреевки до Аркадака поезд ехал по неправильному пути.

Станции Аркадак не удалось увидеть, так как наш поезд остановился на пути между двумя поездами: электропоездом ЭР9П-128 (шестивагонный) и поезд из двух классных вагонов с ЧС4 во главе. На станции имеется приземистое водоемное здание современной постройки. За Аркадаком – мост старой постройки с ездой понизу через реку Хопер. Рядом со старым строится новый мост. На перегоне до станции Летяжевка встретился пассажирский поезд с ЧС4 во главе.

В Летяжевке вокзал от нашего вагона загородил грузовой поезд с ВЛ80С-1731 во главе, он встал под обгон нашим поездом. В просветы между вагонами было видно, что вокзал красивый, новой постройки. Водоемное здание на станции такого же типа, как и на заволжских линиях.

На перегоне Летяжевка – Пады навстречу попались пассажирский поезд с ЧС4 и грузовой с ВЛ80 во главе. На станции Красная Заря один путь оказался разобранным.

Вокзал станции Балашов
Вокзал станции Балашов
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Начало смеркаться, когда мы добрались до Балашова. Вышли на станции и увидели вокзал. Это был Балашов Пассажирский. Мне почти сразу стало понятно: большой и относительно новый вокзал городом почти не востребован. Куцое расписание поездов с одним поездом дальнего следования 179/180 Волгоград – Камышин – Москва (периодичность через день) и двумя пригородными (на Поворино и Ильмень). Другие поезда тоже вроде должны останавливаться, ведь мы же приехали поездом Уфа – Одесса, но в расписании они не значились. У вокзала нет никакой торговли, дома стоят вдалеке от вокзала, все заросло травой. Трава видна даже по концам пешеходного тоннеля под вокзалом! Но у вокзала имеется конечная остановка автобуса. На автобусе мы и уехали с вокзала, выяснив предварительно, как и когда мы сможем поехать дальше, а также то, что мы сможем переночевать в комнате отдыха именно здесь.

Поезд на Ильмень уходил всего раз в сутки, причем рано утром, причем с другого вокзала. Так что нам предстояло определиться пробудем ли мы здесь две ночи и день или только заночуем. Ещё до начала поездки я наметил посещение в Балашове Виктора Хомутова – такого же, как и мы энтузиаста железных дорог с которым я был знаком по переписке. На его поиски (сразу скажу неудачные, по причине неправильно сообщенного нам адреса) мы и потратили часа два. Убедившись, что найти мы его не сможем, мы приняли решение двигать на ночевку на вокзал.

За время нашего нахождения в городе я увидел и описал его таким:

Балашов – большой по меркам провинции город с преобладающей одноэтажной застройкой. В городе около полусотни пятиэтажных домов и, похоже, всего одна девятиэтажка. В городе целых три вокзала (судя по карте). Балашов Пассажирский – вокзал с тоннелем под путями и новым (около 5-10 лет) зданием. Второй вокзал – это почти полностью снесенный вокзал, линии Тамбов – Камышин Рязано-Уральской дороги. Третьего вокзала мы не видели. Парадокс в том, что снесенный вокзал принимает поездов больше, чем новый. Да и сама бывшая станция РУЖД имеет гораздо больше путей (их там примерно 20-25). От снесенного вокзала остался один крайний зал, остальное разобрано, место сноса огорожено. Неподалеку от этого вокзала расположено локомотивное депо в котором «проживают» ЧС4 (около 65 ед.), несколько круглоголовых ЭР9П, тепловозы 2ТЭ116, ЧМЭ3. В депо установлен паровоз-памятник 9П.

Поскольку в Балашове мы были только в тёмное время, то отснять что-либо кроме вокзала я, увы, не смог.


Что могло бы случиться, если бы я отправился в это путешествие спустя девять лет, сейчас в 2011 году? Я конечно не предпочёл бы отдых на каком-то из курортов России – на курортах нет локомотивов и поездов. Я бы не выбрал туризм автобусом – отдых при путешествии автобусом совсем не тот, поездка выматывает больше. Думаете, я бы отправился на отдых во Вьетнаме, предпочитая экзотику? Я всё равно бы отправился с другом и фотоаппаратом по этому или аналогичному маршруту.

Что поделать, вот такой я нетипичный человек, неправильный что-ли…

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.