Путевые заметки. Сайт истории РУЖД

Путешествие # 1. Часть 1

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5

Сергей Родионов
Сергей Родионов

Идея этого путешествия возникла ранней весной 2002 года. Первоначально предполагалось проехать по маршруту от Тамбова до Камышина через Обловку, Балашов и Ильмень. Однако за несколько дней до предполагаемого начала поездки выяснилось, что один из моих компаньонов ехать не сможет, а второй просит перенести сроки на 3 дня. В связи с тем, что мой компаньон из Москвы «соскочил» было принято решение изменить маршрут поездки - уменьшить «планов громадье». Окончательный наш план выглядел так: проехать на электричках и пригородных поездах от Саратова через Ртищево и Балашов до Петрова Вала с заездом в Камышин. Встреча с моим компаньоном Сергеем Родионовым, администратором систем безопасности ИВЦ Приволжской железной дороги, была назначена на 7.30 утра 12 сентября на переходном мосту близ 9-го пути Саратовского вокзала.

Прогноз погоды
Прогноз погоды

Накануне вечером был упакован под завязку рюкзак для городского туризма: фотоаппарат со сменными объективами, блокнот с ручкой, фонарик, запасы провизии, 2 куска полиэтиленовой пленки на случай дождя. Накануне поездки вечером шел дождь с грозой, прогнозы погоды полученные из сети Internet противоречили прогнозам обещанной Метео-TV по одному из центральных каналов, а те в свою очередь расходились с прогнозами выданными в эфир местной телекомпанией. В общем погода обещала быть разнообразной и не очень жаркой.


12 сентября 2002 года

12 сентября
Билет Саратов-1 - Трофимовский-1
Билет Саратов-1 - Трофимовский-1

Утро выдалось хмурое, отнюдь не жаркое, всего 15°С. Я прибыл на вокзал минут за 15 до встречи и в ожидании Сергея выяснил, что попасть на 9 путь станции Саратов-1 теперь не совсем просто, так как он загорожен турникетами и они как мне показалось действуют. По крайней мере возле центральных турникетов то и дело раздавался противный писк сигнализации и ворчанье пожилых дачников, нагруженных рюкзаками и ведрами на турникеты «понаставили тут». Для перестраховки было приобретено в кассе 2 билета до станции Трофимовский (2 зона) за 7 рублей. Однако, самые ближние к переходному мосту турникеты не действовали, и мы прошли совершенно беспрепятственно.

Из Саратова отправились графиком, в 7-45. Повез нас электропоезд ЭР9Т-679. Головной вагон, в котором мы ехали, оказался довольно сильно по Саратовским меркам раздет: из багажных полок уцелевших было всего пять штук. Вплоть до Жасминной (бывшая станция Разбойщина) народ подсаживался, потом начал высаживаться десантом на свои дачные участки.

За пару километров до станции Курдюм навстречу нам попался фирменный поезд # 10 Саратов ведомый электровозом ЧС4Т приписки депо Саратов.

В непосредственной близости перед станцией (километра за полтора) четный и нечетный пути разделяются, чтобы пропустить между собой примыкающие пути двухпутного перегона Липовский - Курдюм построенного в конце 1980-х, начале 1990-х годов XX века. Этот перегон строился одновременно с электрификацией участка Аткарск - Саратов и мог бы стать частью обхода Саратовского узла с выходом на станцию Буркин участка Саратов - Петров Вал. Но едва только перегон был достроен военными железнодорожниками, как грянула перестройка и развал СССР. Теперь один из путей ржавеет, а второй изредка пропускает товарные составы на электротяге из Сенной на Ртищево.

Билет Контакт - Ртищево-1
Билет Контакт - Ртищево-1

На входных стрелках станции Курдюм в вагон вошла бригада ревизоров. Поскольку предъявить билетов мы не могли, а показали только лишь свои служебные удостоверения, то штрафовать нас не стали, но настойчиво предложили купить билеты, что и пришлось сделать. Билеты от о.п. Контакт до станции Ртищево-1 обошлись в 53 рубля с человека.

Следующий на нашем пути перегон Курдюм - Татищево был и остается самым трудным по профилю на всем пути от Саратова до Москвы: перепад по высоте между этими станциями составляет почти 100 метров, наиболее крутые уклоны доходят до 18 тысячных. Именно поэтому перегон этот сразу строился двухпутным, а прилегающие к нему всего лишь однопутными. Поскольку путь на перегоне проходит по гористой местности, взорам путешественников то и дело открываются живописные виды. На этом перегоне навстречу попался пригородный поезд из двух вагонов с ТЭП60 во главе. Этот ТЭП60 сначала по звуку тифона я принял за ВЛ80, вероятно тифон стоит неродной.

Закрытую уже несколько лет станцию Никольский проследовали с остановкой в 9-20. Факт её закрытия не удивляет. Этой станции не было при постройке линии РУЖД, а рядом со станцией всего лишь крохотное село которое не может дать грузов, а только лишь пассажиров для пригородных поездов.

На 798 км с левой по ходу движения стороне замечено интереснейшее природное явление - извилистая река, текущая по совершенно ровному месту змейкой.

На 796 км нам встретился пассажирский состав с электровозом ЧС4Т в голове. Что это был за поезд непонятно. На вагонах надписи РЖД (код дороги увы не разглядел) и голубая полоса по всему составу. После станции Кологривовка навстречу нам попался грузовой состав с электровозом ВЛ80 во главе и холодным тепловозом ЧМЭ3, вероятно идущим с ремонта на Мичуринском ЛРЗ. За этим составом с интервалом в 5-7 минут прошли одиночные встречные 2ТЭ10В и ВЛ80. На станции Красавка были замечены тепловозы ЧМЭ3-2430 и ЧМЭ3-2798 (рельсосмазыватель или «помазок»), оба приписки депо Аткарск.

Паровоз-памятник Эу-686-31
Паровоз-памятник Эу-686-31. Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2000 года

В Аткарск прибыли в 10-12, отправились в 10-19. С соседнего пути станции Аткарск отправился по прибытии электропоезда состав из груженных минераловозов и зерновозов с двойной тягой: электровозами ВЛ80С-2628 и ВЛ80С-2237. В депо помимо множества тепловозов 2ТЭ10 прибывших на ремонт стоял под проводом электровоз ВЛ80Т-840 и рядом тепловоз 2ТЭ10М-2463. Тепловоз вопреки логике имел на борту обозначение несуществующей серии 2ТЭ10МП, судя по всему, он был «пассажирским». Паровоз Эу-686-31 стоял на своем месте, по прежнему ухоженный. К тендеру паровоза прицеплена старая двухосная платформа.

По отправлению из Аткарска в 10-22 нам встретился скорый поезд # 18 Москва - Саратов с ЧС4Т во главе. На станции Капеллы встретился электропоезд ЭР9Т-681. На этой станции отстаиваются электропоезда следующие до Аткарска, так как в самом Аткарске им места не находится.

Вокзал ст. Екатериновка
Вокзал ст. Екатериновка
Фото Наянова Максима ©
2002 год

На станцию Екатериновка прибыли в 11-07. На станции красивый вокзал, два невысоких водоемных здания (круглое и шестигранное), старый элеватор, несколько старых домов красного кирпича, выстроенных в свое время для железнодорожников. На станции также имеется здание не совсем понятного предназначения, вероятно все же это прижелезнодорожный склад для грузов - пакгауз, хотя на первый взгляд это двухэтажная тюрьма (окна зарешечены). Перегон Екатериновка - Салтыковка довольно длинный - 20 километров и мы с Сергеем распаковав свои припасы сели обедать.

На станции Салтыковка из примечательного замечен такой же пакгауз, как и в Екатериновке. Еще на станции Салтыковка довольно оригинальное путевое развитие. В моей практике помощника машиниста, в 1992 году был случай, когда на станции Салтыковка мы нагнали пассажирский поезд, подъехали к нему с хвоста на 30 метров, а потом, когда поезд отправился от платформы, подъехали на его место. Совсем как городской трамвай. На небольшой в сущности станции маршрутный светофор и съезд с одного главного пути на другой прямо посередине станции - это и есть особенность.

На перегоне от станции Салтыковка до станции Благодатка нам встретился грузовой поезд с ВЛ80 во главе. Станция Благодатка является пограничной станцией Приволжской и Юго-Восточной дороги. В 1991-93 году на этой станции три пути были заняты электровозами ВЛ80К и ВЛ80С стоящими в запасе МПС, сейчас электровозов на станции осталось очень мало (штук 5), а к запасу добавились секции тепловозов 2ТЭ116.

Электровозы в депо Ртищево
Электровозы в депо Ртищево
Фото Зимина В.Г. ©
12.09.2002

За станцией Благодатка следует грузовая станция Ртищево-2, где четные и нечетные пути расходятся. Четные пути идут прямо на станцию Ртищево-1, а нечетные описывают широкую петлю, огибая локомотивное депо Ртищево-2. Также эта петля служит для примыкания железнодорожного пути идущего из Пензы. Желая увидеть побольше локомотивов, мы сошли с электропоезда на станции Ртищево-2 (почти в горловине) и направились пешком на станцию Ртищево-1.

В депо Ртищево-2 нами были замечены: ВЛ80С-2071, ВЛ80С-2077 в исправном состоянии и ВЛ80К-404 в состоянии разграбления перед разделкой в металлолом. Вообще в депо Ртищево-2 много электровозов приписки ТЧ Лиски. На станциях Ртищево-2 и Ртищево-1 нам попались: ЧС4Т-720 (приписки СКав), ЭР9П-141 и ЧС4-182 (ТЧ Балашов), ЧМЭ3-967 (ТЧ Ртищево), ВЛ80С-2000 (приписка неизвестна).

На станции Ртищево-1
На станции Ртищево-1
Фото Зимина В.Г. ©
12.09.2002

Мы прошли вдоль путей, на которых отстаиваются пассажирские вагоны и Балашовские электрички. На этих путях я впервые увидел башмак сбрасывающей конструкции. Далее мы прошли по высокой платформе к вокзалу. Платформа как раз перестраивается, бульдозером выковыривается все старое, готовится под укладку модной ныне тротуарной плитки. На первом пути стояла автомотриса энергетиков, на контактном проводе висели заземляющие штанги, путь был обесточен в связи с перестройкой платформы. Кроме того, на станции стояли в «Балашовском тупичке» ЧС4-182 и на четвертом пути ЭР9П-141. «Балашовский тупичок» это кусочек пути между первым и вторым путями, вмещаются туда всего 4 электровоза ЧС4 и расположен он в непосредственной близости от вокзала.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.