Справочная информация

Почётные железнодорожники

Знак Почётный железнодорожник
Знак «Почётный железнодорожник»

В 1934 году была утверждена новая ведомственная награда. Называлась она значок «Почётному железнодорожнику». Произошло это 13 мая 1934 года. Первым награждённым этой наградой стал поездной диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги Семён Васильевич Кутафин (1902-1987). Как гласил приказ НКПС Семён Васильевич был награждён «за разработку новой системы прицепления и отцепления вагонов, организацию труда кондукторов и дежурных по станции и другие новшества, внедрённые всеми железными дорогами СССР». В том же 1934 году Семён Кутафин был награждён орденом Ленина. С 1937 по 1944 год Семён Кутафин был начальником Южной железной дороги. В 1943 году был удостоен звания Героя Социалистического труда, затем ещё двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного знамени и медалями. В 1946 году перешёл на работу в аппарат МПС.

С появлением значка «Почётному железнодорожнику» начался качественно новый этап в наградной системе отрасли. Значком (а затем, с 1964 года, знаком) награждали за наивысшие и стабильные результаты труда, разработку и внедрение достижений науки, техники и прогрессивной технологии. Отмечали также и за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров, целостности грузов, багажа и другого вверенного имущества.

Значок представлял собой овал, верхняя часть которого Красное знамя с надписью «Почётному». В центре значка изображён паровоз. Нижнюю часть значка опоясывала декоративная лента с надписью «железнодорожнику». Значок был покрыт красной и белой эмалями.

За первые 50 лет с момента учреждения знака "Почётному железнодорожнику" им были награждены 115835 человек. Имелись даже многократные награждения: несколько человек были дважды награждены, трижды награждены электромеханик Рубцовской дистанции сигнализации и связи Западно-Сибирской железной дороги Кузьменко, рационализатор депо Барабинск П. Мухин, машинист локомотивного депо Депальцево-Сортировочное Василий Яковлевич Дубина, инженер-путеец Виктор Харитонович Балашенко.

Со временем неоднократно менялся облик награды. Значок «Почетному железнодорожнику» № 1 был размера 22 х 33 мм, выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части значка – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Затем знак стали делать только серебряный, оставив при этом первоначальный размер, так называемый фрачный вариант. Этот размер просуществовал всего до 1936 года, производили этот знак на фабрике ВСЕКОХУДОЖНИК. Знаков этого размера всего около 4300 шт. Затем, в 1936 году, эта же фабрика выпустила новый вариант знака с размером 45х30 мм, знак был из серебра 916 пробы, она стояла на самом знаке. Позже знаки из серебра стали делать на собственном производстве из серебра 875 и 916 пробы. Всего количество серебряных знаков около 12 тысяч, среди них есть много разновидностей они отличаются месторасположением клейм и написанием цифр.

Знаки из серебра перестали давать с началом Великой Отечественной, тогда сохранив размер, знаки стали делать из бронзы и жести. Отличительными признаками этих знаков является наличие ярко желтой эмали на колосьях, тираж этих знаков примерно 2500 шт. Затем знаки стали изготавливать из бронзы. В таком виде они сохранились до момента пересмотра положения о знаке и его видоизменения. Всего знаков винтового типа было выпущено около 112 тысяч.

В 1960 году на коллегии МПС было принято решение видоизменить внешний вид значка, так как железнодорожный транспорт ушёл далеко вперёд, появились на дорогах новые локомотивы. Вместо паровоза на лицевой части знака был помещен электровоз. Было также изменено крепление значка к одежде, он стал носиться на прямоугольной колодочке.

14 мая 2002 года министр путей сообщения России Геннадий Фадеев подписал приказ, согласно которому знак «Почётному железнодорожнику» стал именоваться знаком «Почётный железнодорожник».

Среди Почётных железнодорожников известны Николай Емельянович Аксёненко и Геннадий Матвеевич Фадеев, бывшие министрами путей сообщения, конструктор Лев Сергеевич Лебедянский, выдающийся инженер Виталий Александрович Раков, бывший начальником дороги Аман Тулеев.

Назвать всех Почётных железнодорожников Рязано-Уральской и Приволжской дорог просто невозможно. Их тысячи. Однако мы сделаем попытку по крупицам собрать достоверную информацию.

В 1926 году свой трудовой путь в паровозном депо Саратов начал Вячеслав Петрович Егоров. За свой трудовой путь Вячеслав Григорьевич был начальником Северо-Донецкой, Ленинской, Западной, Томской, Свердловской железных дорог.

  1. Козлов, Фёдор Максимович – диспетчер Ртищевского отделения дороги
  2. Миночкин, Геннадий Григорьевич (локомотивное депо Саратов)
  3. Моргунов, Александр Иванович (локомотивное депо Палласовка)
  4. Пронин, Алексей Фёдорович (локомотивное депо Аткарск)
  5. Фунякин, Николай Михайлович (локомотивное депо Саратов)






Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.