Рязанско-Уральская железная дорога. Персоналии
Иван Алексеевич Вышнеградский
![]() |
Иван Алексеевич Вышнеградский |
Вышнеградский Иван Алексеевич (1831/32 — 1895) — ученый и государственный деятель, почетный член Петербургской Академии Наук (1868), профессор и директор Петербургского технологического института.
В 1888 — 1892 годах возглавлял Министерство финансов, провел финансовую реформу в области железнодорожного транспорта, осуществил конверсию внешних железнодорожных займов, обеспечившую значительную экономию средств.
Вышнеградский был одним из крупнейших акционеров Владикавказской железной дороги, одним из руководителей Юго-Западных и Рыбинско-Бологовской железных дорог.
Им был составлен учебник элементарной механики, первый у нас опыт строго научного изложения оснований механики с помощью исключительно начальной математики. Сочинения Вышнеградского по механике переведены большей частью на иностранные языки; особенную известность получил его труд: «Механическая теория теплоты», выводы которого обратили на себя внимание Парижской Академии Наук («Comptes Rendus», 1876).
При нахождении Вышнеградского на посту министра финансов, в 1889 году, начат действительный правительственный надзор и руководительство железнодорожными тарифами начинается с 1889 года, когда были изданы временные правила о железнодорожных тарифах и учреждениях по тарифным делам.
Правительством, при Вышнеградском, было выкуплено до 4760 веток железных дорог (Ряжско-Моршанская, Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбовско-Козловская, Курско-Харьково-Азовская, Либаво-Роменская и др.). И в то же время правительство разрешало новые концессии: в 1887 — 1891 годах было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и ветвей (всего 460 веток), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 веток.
Иван Алексеевич Вышнеградский в сети Internet