Рязанско-Уральская железная дорога. Персоналии

Евгений Абрамович Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский
Евгений Абрамович Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) — талантливый поэт из древнего польского дворянского рода (сын генерал-адъютанта Абрама Андреевича Баратынского и фрейлины Александры Федоровны, урожденной Черепановой). Предки Баратынского с конца XVII века обосновались в России. Детство он провел в обстановке богатого поместья Вяжля в Кирсановском уезде Тамбовской губернии.

Желая обеспечить сыну аристократическую карьеру, мать определяет его в Пажеский корпус. Но трехлетнее пребывание в корпусе закончилось катастрофой, круто изменившей жизнь Баратынского. С группой товарищей им была совершена кража, вследствие чего была потеряна возможность поступать на любую государственную службу кроме военной (причем только рядовым).

В 1819 году Баратынский был зачислен рядовым в лейб-гвардии егерский полк. Тогда же он знакомится с А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, Ф. Глинкой, Н. Гнедичем. В это время в печати появляются первые стихи Баратынского. Главное место в его раннем творчестве занимают элегии. «Первые произведения Баратынского были элегии, — пишет А. Пушкин, — и в этом роде он первенствует».

С 1820 года Баратынский проводит шесть лет в Финляндии, где он продолжает службу в Нейшлотском полку. В это время имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Элегия «Финляндия» (1820 г.), другие стихи, посвященные этому краю, а позднее поэма «Эда» (1826 г.) закрепили за ним репутацию «певца Финляндии».

Стремление идти собственной дорогой характеризует весь творческий путь поэта. Творчество позднего периода подтверждает это. В знаменитом стихотворении «Не ослеплен я музою моею» (1829 г.) он назовет главное свойство своей музы: не «изысканный убор», не «игра глаз», не «блестящий разговор», но «лица необщее выраженье» и «речей спокойная простота». Время подтвердило верность этой самооценки поэта.

В апреле 1825 года хлопоты о производстве Баратынского в офицеры наконец-то увенчались успехом. Он получил возможность распоряжаться своей судьбой, подал в отставку и поселился в Москве, где в 1827 году вышел сборник стихов, подводящий итог первого десятилетия его творческого пути.

Трагизм позднего Баратынского был отражением судьбы его поколения. В обстановке реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, не было места тем, кто не хотел смириться с торжеством зла и несправедливости. Именно их чувства, их настроения воплотила поэзия Баратынского в 20-30-е годы.

В это время создаются многие известные произведения Баратынского: поэмы «Бал» (1828) и «Цыганка» (1831, 1842) (название ранней редакции «Наложница»), стихотворения «Последняя смерть» (1827), «Судьбой наложенные цепи» (1828), «Тебя из тьмы не изведу я» (1828), «Мой дар убоги голос мой не громок» (1828), «На смерть Гете» (1832), «К чему невольнику мечтания свободы?» (1833) и др. В этих стихах особенно проявилась склонность к углубленным раздумьям над жизнью и человеческой судьбой, которая уже давно была замечена А.С. Пушкиным, сравнившим Баратынского с Гамлетом.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.