Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Дмитриевская (ныне Никифоровка)

Никифоровка станция лежащая на 396 версте от Москвы, в Козловском уезде. Станция расположена близ села Дмитриевки-Бельского; paнее она называлась Дмитриевской.

При станции устроена «Русско-Английской Торговой Компанией в Лондоне» английская свинобойня для вывоза мяса на английские рынки. Спрос на свиней вызвал в окрестных селениях развитие свиноводства, для улучшения которого владельцы свинобойни выписывают из Англии племенных производителей по доступным ценам. При станции организовалась скупка хлебов и раз в неделю бывают базары, на которые свозится хлеб из окрестных селений. Для ссыпки хлеба устроено четыре хлебных склада.

В трех верстах, на реке Ярославке, левом притоке Польного Воронежа, лежит большое село Ярославка, имеющее до 3200 жителей и по соседству с ним расположены села: Сычевка, Киселевка и Екатеринино. В шести верстах — большое село Озерки, имеющее до 4000 жителей. На таком же расстоянии, в имении С.С. Шибаева — паровая мельница вырабатывающая ржаную обдирную муку и пшено для московского рынка. В 8 верстах — Ксениевский винокуренный завод Давыдовых и в 12 верстах — винокуренный завод Мариинского товарищества.

В 12 верстах имение А.А. Ушакова, известное роскошным декоративным садоводством.

На 26 версте полотно дороги пересекает древний земляной вал, известный под именем «Тамбовской сторожевой черты». Это монументальное земляное сооружение, идущее на протяжении 43 версты от села Кузьмина Гать (станция Кандауровка), мимо Отрога и Арапова до Лысых гор и упирающееся одним концом в речку Челновую (на 52 версте Козлово-Саратовской линии). Далее вал этот тянется от села Лысые Горы до реки Польный Воронеж (19 верста Козлово — Саратовской линии). Вал был построен при царе Алекее Михайловиче в 1648 году князем И.И. Ромодановским для ограждения Тамбова, «градских и уездных поль от дикия страны; и строен тот вал седмию городами». На всем протяжении вала были построены сторожевые башни на равном расстоянии одна от другой, которые охранялись казаками.

Академик Фальк, осматривавший этот вал в 1769 году, сообщает, что «Тамбовская линия состоит из широкого сухого рва и вала, вышиною в 2 сажени, местами прерываемого шанцами».

Известный путешественник граф И. Потоцкий, бывший здесь в 1769 году, через полтораста лет после постройки вала, писал: «между Козловом и Тамбовом встретил я множество древних укреплений, которые без сомнения относятся к тем временам, когда набеги кочующих народов простирались до этих мест; земляные укрепления держатся чрезвычайно долго; причина этого очевидна: возвышаясь под углом в 45°, они не содержат в себе зародыша разрушения».








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.