Линия Москва-Саратов с ветвями
Роль путей сообщения
В прошлой жизни всего края, обслуженного линией Москва-Саратов с ветвями, путям сообщения принадлежит крупная роль; роль эта была особенно велика в центре. Известный историк И.Е. Забелин считает, что главнейшим двигателем в создании самой Москвы были "добрые сподручные пути", в узле которых она зародилась.
При помощи этих путей Москва развилась, собрала воедино всю Русь и распространила свое влияние настолько, что стала всемирноисторическим городом.
Когда на смену первобытным путям явились железные дороги, то, подчинясь сложившемуся веками укладу торговых связей Москвы, они подошли к ней по радиусам главнейших, торговых течений, образовали здесь узел, самый обширный в России, и продолжают начатую древними торговыми путями историческую работу, способствуя дальнейшему развитию, процветанию, обогащению и славе первопрестольной столицы.
Влияние Москвы
![]() |
План Московского узла |
![]() |
План Павелецкого направления Московского узла |
Москва, распространившая свое могучее влияние на далекие пределы русского царства, с еще большей - властностью подчинила себе ближайший к ней район, прорезанный железною дорогой. В этом районе силы людей, произведения почвы, занятия и промыслы - все связано с Москвою. Москва дает заработок тем, кто в нее приходить, Москва посылает работу на дом тем, кто остается в деревнях и селах. Все кустарные промыслы в подмосковном районе основаны на заказах, издаваемых Москвою.
Влияние Москвы сказывается не только в ближайших местах; оно властно заметно за сотни верст от Москвы.
За Окою, в пределах Тульской и Рязанской губерний, оно сказывается на частновладельческих имениях, где молочное хозяйство одна из доходных статей; оно еще более заметно во всей жизни деревень и сел, которые, за уходом из них большинства мужского населения на заработки в Москву, приобретают характер "бабьей стороны"; здесь женщины исполняют все тяжелые полевые работы: пашут, косят и прочее.
Полоса земледелия
Подмосковная полоса кустарных и отхожих промыслов сменяется в 100 верстах от Москвы, по переходе железнодорожною линией реки Оки, полосою преобладающего земледелия, которое затем господствуете уже на всем протяжении линии и её ветвей. Во всем этом районе "труд, силы, здоровье, время и капитал миллионов людей отдаются земле. В ней в одной тот живой родник, который должен сбалансировать все текущие расходы населения, ответить на все его материальные и духовные потребности. Земля всему обеспечение, за все порука; в ней вся схема расчетов, в ней, как в фокусе, собираются и светлые лучи радостных надежд и упований лиц, алчущих необходимого для них достататка, и мрачные тени невзгод, лишений, потерь, убытков, и страхе перед ними в будущем… всё в земле" (А.П. Энгельгардт. Черноземная Россия).
Торговля, промышленность и железнодорожное движение, все находится здесь в теснейшей зависимости от земледелия. Обрабатывающая промышленность в главной своей массе заключается в переработке продуктов сельского хозяйства, торговля основана на хлебе; и та и другая настолько зависят от урожая, что, как только случается недород, не говоря уже про полный неурожай, – сумма производительности и оборотов всегда значительно падает; мельницы, винокуренные и маслобойные заводы, шасталки и крупорушки, распространенные здесь повсеместно не только сокращают в годы неурожаев, свою работу, но и приостанавливают её совершенно.
Другие отрасли промышленности
Из других отраслей промышленности занимают видное место добыча каменного угля и производства: цементное, мануфактурное и лесопильное.
В последние годы основаны англичанами свинобойни в Козлове, Никифоровке, Иноковке и Ртищеве и холодильные склады в Козлове и Ртищеве.
Организованная в широких размерах при этих свинобойнях и складах скупка свиней, яиц и домашней птицы уже отразилась на развитии свиноводства и птицеводства.
Станции линии Москва – Саратов
История дороги / О Председателе Правления Общества дороги И.Е. Ададурове / / Станция Москва |