Линия Москва-Саратов с ветвями

Роль путей сообщения

В прошлой жизни всего края, обслуженного линией Москва-Саратов с ветвями, путям сообщения принадлежит крупная роль; роль эта была особенно велика в центре. Известный историк И.Е. Забелин считает, что главнейшим двигателем в создании самой Москвы были "добрые сподручные пути", в узле которых она зародилась.

При помощи этих путей Москва развилась, собрала воедино всю Русь и распространила свое влияние настолько, что стала всемирноисторическим городом.

Когда на смену первобытным путям явились железные дороги, то, подчинясь сложившемуся веками укладу торговых связей Москвы, они подошли к ней по радиусам главнейших, торговых течений, образовали здесь узел, самый обширный в России, и продолжают начатую древними торговыми путями историческую работу, способствуя дальнейшему развитию, процветанию, обогащению и славе первопрестольной столицы.

Влияние Москвы

План Московского узла. Крупный план -285 kb
План Московского узла
План Павелецкого направления Московского узла
План Павелецкого направления Московского узла

Москва, распространившая свое могучее влияние на далекие пределы русского царства, с еще большей - властностью подчинила себе ближайший к ней район, прорезанный железною дорогой. В этом районе силы людей, произведения почвы, занятия и промыслы - все связано с Москвою. Москва дает заработок тем, кто в нее приходить, Москва посылает работу на дом тем, кто остается в деревнях и селах. Все кустарные промыслы в подмосковном районе основаны на заказах, издаваемых Москвою.

Влияние Москвы сказывается не только в ближайших местах; оно властно заметно за сотни верст от Москвы.

За Окою, в пределах Тульской и Рязанской губерний, оно сказывается на частновладельческих имениях, где молочное хозяйство одна из доходных статей; оно еще более заметно во всей жизни деревень и сел, которые, за уходом из них большинства мужского населения на заработки в Москву, приобретают характер "бабьей стороны"; здесь женщины исполняют все тяжелые полевые работы: пашут, косят и прочее.

Полоса земледелия

Подмосковная полоса кустарных и отхожих промыслов сменяется в 100 верстах от Москвы, по переходе железнодорожною линией реки Оки, полосою преобладающего земледелия, которое затем господствуете уже на всем протяжении линии и её ветвей. Во всем этом районе "труд, силы, здоровье, время и капитал миллионов людей отдаются земле. В ней в одной тот живой родник, который должен сбалансировать все текущие расходы населения, ответить на все его материальные и духовные потребности. Земля всему обеспечение, за все порука; в ней вся схема расчетов, в ней, как в фокусе, собираются и светлые лучи радостных надежд и упований лиц, алчущих необходимого для них достататка, и мрачные тени невзгод, лишений, потерь, убытков, и страхе перед ними в будущем… всё в земле" (А.П. Энгельгардт. Черноземная Россия).

Торговля, промышленность и железнодорожное движение, все находится здесь в теснейшей зависимости от земледелия. Обрабатывающая промышленность в главной своей массе заключается в переработке продуктов сельского хозяйства, торговля основана на хлебе; и та и другая настолько зависят от урожая, что, как только случается недород, не говоря уже про полный неурожай, – сумма производительности и оборотов всегда значительно падает; мельницы, винокуренные и маслобойные заводы, шасталки и крупорушки, распространенные здесь повсеместно не только сокращают в годы неурожаев, свою работу, но и приостанавливают её совершенно.

Другие отрасли промышленности

Из других отраслей промышленности занимают видное место добыча каменного угля и производства: цементное, мануфактурное и лесопильное.

В последние годы основаны англичанами свинобойни в Козлове, Никифоровке, Иноковке и Ртищеве и холодильные склады в Козлове и Ртищеве.

Организованная в широких размерах при этих свинобойнях и складах скупка свиней, яиц и домашней птицы уже отразилась на развитии свиноводства и птицеводства.


Станции линии Москва – Саратов

  • Москва
  • Коломенское
  • Бирюлево
  • Расторгуево
  • Домодедово
  • Белые Столбы
  • Барыбино
  • Михнево
  • Жилево
  • Кашира
  • Ожерелье
  • Пурлово
  • Богатищево
  • Узуново
  • Серебрянные пруды
  • Кораблевка
  • Треполье
  • Михайлов
  • Голдино
  • Гагарино
  • Мшанка
  • Кремлево
  • Павелец
  • Милославское
  • Гротовский
  • Урусово
  • Троекурово
  • Зыково
  • Раненбург
  • Снежеток
  • Богоявленск
  • Бригадирская
  • Хоботово
  • Кочетовка
  • Козлов
  • Турмасово
  • Никифоровка
  • Сабурово
  • Селезни
  • Пушкари
  • Тамбов
  • Ляда
  • Рассказово
  • Платоновка
  • Ломовис
  • Иноковка
  • Кирсанов
  • Умет
  • Тамала
  • Дуровка
  • Вертуновская
  • Ртищево
  • Салтыковка
  • Екатериновка
  • Еткары
  • Лопуховка
  • Аткарск
  • Кологривовка
  • Татищево
  • Курдюм
  • Разбойщина
  • Трофимовский
  • Саратов
  • Весенняя Пристань
  • Ильинка
  • Улеши
  • Лесопильный
  • Князевка
  • Увек
  • Увекская переправа







  • Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
    Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.