От Москвы до самых до окраин

Москва ширится

Московские пробки
Московские пробки

В июне 2011 года было объявлено о планах по расширению Москвы за счёт Московской области. Вербализация идеи того, что с Москвой надо что-то сделать, имела общественный резонанс. Кроме голосов, ратующих за очередное раздувание мегаполиса, появилось множество голосов и за то, чтобы вообще перенести столицу в другой город. Какое это имеет отношение к Рязано-Уральской дороге? Имеет, если учесть, что речь идет о судьбе столицы страны, и не забывать, что Москва это один из конечных пунктов Рязано-Уральской дороги с начала XX века. Да и расшириться Москва могла бы как раз в сторону Павельца, поглотив Домодедово. Но этого, видимо, не произойдёт. Что же, давайте разбираться, что к чему.

Впервые о возможных переменах заговорили в середине июня на Петербургском международном экономическом форуме. Президент Дмитрий Медведев тогда сказал, что есть идея создания «столичного федерального округа», увеличения границ города Москвы. Это, дескать, благоприятно скажется на развитии мегаполиса, будет способствовать созданию в Москве международного финансового центра, а также сможет «облегчить жизнь огромному числу людей». Вероятно, имелось в виду то, что пробки сами собой рассосутся, а бешеный ритм жизни в большом городе немного утихнет.

Глас народа и поведение властей

Президент России Дмитрий Медведев даже, по своему обыкновению, сделал соответствующую запись в своём видеоблоге. Там есть возможность обсуждать записи любому члену блогосферы, и поэтому была видна реакция на происходящее. Конечно же, среди обсуждающих нашлись полностью согласные с идеями власти, от них раздалось традиционное «единогласно одобряем». Но более половины оставивших комментарии к записи в блоге сомневались в необходимости тратить деньги на дальнейшее «раздувание» Москвы, справедливо полагая, что у нашей большой страны есть ещё множество нерешённых проблем: начиная с классических «дураков и дорог» и кончая слабым экономическим развитием регионов, особенно той части страны, что лежит за Уралом.

Вместо расползания и распухания столицы и всё большей концентрации в Московской агломерации финансовых потоков и трудовых ресурсов следовало предпринять что-то иное. Звучали предложения о переносе Москвы в другой город, в провинцию, куда-то на Урал или вообще на Дальний Восток. Предлагали в качестве возможных кандидатов Тобольск, Рязань, Калугу, Смоленск, Иркутск, Бологое. Даже пытались решить вопрос с местом, куда должна переехать столица и весь государственный аппарат на всенародном референдуме, в несколько этапов. В общем, было высказано очень много здравых мыслей. Однако все эти комментарии к записи в видеоблоге главного блогера страны так и оставлены (по меньшей мере официально) без внимания.

Южное Бутово
Южное Бутово
Линия лёгкого метро
фото Aleksb1

Уже 11 июля глава Москвы Сергей Собянин и глава Московской области Борис Громов представили Медведеву взаимно согласованный план по изменению границ Москвы и Московской области… Странно быстро стали готовить документы на подпись… Странное время, странное правительство… Произошло то, о чём не додумались ранее юмористы: центр Москвы от Красной площади в одночасье переместился в Южное Бутово.

Мировой опыт переноса и строительства столиц

Если вдумчиво посмотреть на карту мира, то можно найти немало государств, где столицы переехали из мегаполиса в не столько большие города, есть также и примеры создания столичных городов «с нуля». Такие переезды случались довольно часто и были вызваны в первую очередь перенаселённостью существующих столиц и гипертрофированного доминирования над всей страной. Ведь согласитесь, не дело, если добираться из одного конца города в другой можно от нескольких часов до целого дня (это если не воспользоваться услугами метрополитена), если фирмы, предоставляющие услуги доставки цветов и подарков, не берут заказы, если адрес на окраине Москвы.

Вокзал на станции Канберра
Вокзал на станции Канберра

Первое, что приходит на память – это австралийская столица Канберра. Два крупнейших города страны Мельбурн и Сидней в своё время спорили о том, где будет столица. В результате сошлись на ничьей, построив столицу на полпути между двумя городами. В основу градостроительной концепции положена идея города-сада, авторами проекта города стали чикагские архитекторы Уолтер Берли Гриффин и Мэрион Махони Гриффин. Строительство началось в 1913 году, в 1927 году туда переехали парламент и правительство.

В 1923 году столица Турции была перенесена из древнего Константинополя в Анкару. В 1930 году столица Узбекистана (тогда Узбекской ССР) была перенесена из Самарканда в Ташкент. В 1934 году столица Украины была перенесена из Харькова в Киев (сейчас, кстати, появилась идея столицу в Харьков вернуть – принадлежит она, разумеется, харьковчанам).

В 1960 году Бразилия сменила свою прежнюю столицу – Рио-де-Жанейро на небольшой город Бразилиа, выстроенный специально для этого примерно в географическом центре страны. Столица строилась по генеральному плану Лусио Косты, а архитектором многих примечательных зданий был Оскар Нимейер. Посреди тропических джунглей вырос красивый город весь в цветах, а вокруг него̴ всё те же бедные фавеллы. Кстати, в том же 1960 году был основан в Пакистане город Исламабад, созданный специально как столица (до этого столицей страны был город Карачи).

В 1997 году столицу сменила Республика Казахстан. Из Алма-Аты на самом юге республики главный город страны перебрался в крупный транспортный узел в северной части страны, бывший город Целиноград, переименованный в 1998 году в Астану. Мотивы переноса столицы в данном случае – стремление выстроить в относительно небольшом (на тот момент) городе новую инфраструктуру, в полной мере отвечающую столичным требованиям, и перенести туда все государственные структуры. При этом научной, культурной, исторической и финансовой столицей всё также остаётся город Алма-Ата. Между столицами запустили скоростной поезд.

Не так давно, в 2005 году, столицу сменило государство Мьянма (бывшая Бирма). Новая столица называется Нейпьидо, располагается она в глубине страны на месте деревни Чепьи. Правда, уже сейчас население этой столицы составляет 900 тысяч человек, а площадь – 4600 квадратных километров. Сравните, Москва до недавнего времени имела площадь 1091 квадратный километр.

В апреле 2011 года появилась информация о намерении правительства Японии перенести столицу из Токио. Идея переноса в том, чтобы внезапный удар стихии не парализовал управление страной. Естественно, новая столица должна быть размещена в более защищенном месте. Кстати, планируется, что в столице будут проживать всего 50 тысяч человек.

Проблемы, которые несёт за собой укрупнение столицы

А что же будет с Москвой? Как планируется решение существующих уже давно транспортных проблем, а также и тех проблем, которые несёт увеличение площади Москвы в два с половиной раза?

Карта Москвы
Карта Москвы

Предполагается, что дополнительные площади, включённые в черту Москвы, дадут толчок к развитию малоэтажного жилищного строительства, позволят переехать на новые территории значительному числу москвичей (планируется переселить 2 или даже 2,5 миллиона человек). А кроме того, появилась идея переселить туда значительное число министерств и ведомств, органов государственной власти.

На присоединённой к Москве территории сейчас проживают 250 тысяч человек. Из карты искусно вырезаны города Подольск, Апрелевка, Климовск и Щербинка – а там живут ещё минимум 300 тысяч человек. Как видно из этого шага, давать в качестве подарка столичные льготы населению этих городков никто не торопится. Что же за льготы, спросите вы. Дело в том, что ещё в советские времена население столицы жило несколько лучше (хотя бы в плане снабжения) всех областных городов и куда лучше всех городов, посёлков и сёл провинции. Делалось это для успокоения пролетариата, чтобы не допустить революционной ситуации под боком у центральной власти. И сейчас, хотя политическая ситуация и строй изменились, положение осталось то же самое. Во-первых, московские власти, имея практически безразмерный бюджет (ведь вся нефтянка и прочие безбедные корпорации выдают налоги именно Москве) платят всякие пособия, повышенные пенсии, разнообразные выплаты москвичам из бедных социальных слоёв. Ну а во-вторых, многие вещи (кроме недвижимости) в Москве стоят куда дешевле, но при этом заработки в разы, а то и на порядок выше провинциальных. Да и рабочих мест крупный мегаполис создаёт множество, возможность заработать есть всегда.

Нет конкретного плана развития территории. На присоединяемых площадях не планируется создавать рабочие места (чиновники из госорганов просто переедут из старого центра Москвы), там не будет ни промышленных производств, ни предприятий с наукоёмкими технологиями, ни образовательных учреждений, не театров и концертных залов. Не будет и спортивных сооружений. Скорее всего, это и не будет огромный спальный район. Конечно, появятся предприятия сферы обслуживания, небольшие магазинчики с цветами и подарками, заправки и автомойки – и пожалуй, всё. В итоге эта новая площадь скорее привлечёт не москвичей, а приезжих из других регионов.

Лично для меня достаточно очевидно, что невозможно уменьшить плотность населения за счёт строительства малоэтажного жилья и перемещения населения на высвободившуюся территорию. Просто потому, что все освободившиеся помещения в Москве пустовать не будут. Скорее, тут расчёт чисто «прожектёрский»: а вдруг получится? Просто за счёт арифметического увеличения площади статистические показатели по плотности населения снизятся. Но вот транспортные потоки только вырастут, и всем придётся протискиваться в тесное устье «замочной скважины». Ведь сейчас Москва похожа как раз замочную скважину, и у нее имеется узкое место – то самое Южное Бутово.

Таким образом, транспортные проблемы мегаполиса вовсе не решены и даже не отложены. Они будут постоянно увеличиваться, если не предпринимать реальных мер. Получается, из жалости рубим хвост у собаки по кусочкам? А что же власти думают предпринять? Пока никаких особенных планов нет. Есть точнее, но планы эти словно слону дробина.

Планируется продление Бутовской линии лёгкого метро. Немного продлят Сокольническую линию Московского метро. Ещё якобы есть планы построить два новых железнодорожных вокзала на Киевском и Курском направлениях. Ну и планируется строительство трёх широтных перемычек между Киевским и Варшавским шоссе. Далее этого нет ни реальных планов, ни прожектов.

По моему мнению, это внезапное расширение Москвы (вместо ожидаемого переноса столицы) имеет те же корни, что и ранее стартовавший проект иннограда (надо же – слово какое придумали!) в Сколково. Корни и того решения по Сколково, и этого по столице по всей видимости в благих пожеланиях кремлёвских мечтателей.

Но что же будет через десяток лет или, скажем, лет через сорок. Какова будет судьба и эффективность проекта Сколково и какова будет ситуация в Москве с транспортом, экологией, рабочими местами и населением? О транспорте – во второй части…







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.