Линия Москва – Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей
Москва
Старине святой невольно
Поклоняется душа…
Ах, Москва родная, больно
Ты, мила и хороша!
Ю. Жадовская
Москве Рязанско-Уральская железная дорога имеет три станции: пассажирскую, товарную и городскую. Пассажирская и товарная станции расположены в Замоскворечье, на 3aцепе; при них же находится и городская станция, имеющая еще особую контору в центре торговой части города. Пассажирская и товарная станции лежат рядом и разделяются Жуковским путепроводом, построенным на продолжении Жуковского переулка.
Герб Москвы |
Замоскворечье издавна было главною торговою частью Москвы. Здесь были сосредоточены все торговые сношения с югом и юго-востоком России. Коломенская Ямская, лежащая при самой станции, была занята слободою ямщиков, возивших по Коломенскому тракту. Зацепа была пунктом, где досматривались от корчемной таможни въезжавшие в город подводы, а так как для задержки подвод устроена была цепь, то эта местность, лежавшая за цепью, получила название Зацепинской или Зацепы. Подводы с соломой и сеном при въезде свидетельствовались острым и длинным щупом и место, где стояла караулка таможенного сторожа, получило название Щупка, переделанного с течением времени в Щипок. В лежащем при станции Гусятниковом переулке, с давних времен был старый пригонный скотный двор; тогдашняя скотская биржа помещалась в доме именитого гражданина, С.М. Гусятникова, отчего и переулок получил свое название. В Кожевниках сосредоточены были кожевенные заводы, от которых улица и вражек получили свое название.
В Замоскворечье находился центр хлебной торговли. Главным местом хлебного торга была Болотная площадь, или Болото. Сюда, начиная с сентября и особенно зимою, по санному пути, привозилась масса хлеба. Хлебные базары здесь были ежедневно и на самые бойкие из этих базаров прибывало из Козлова, Тамбова, Моршанска, Ельца и других мест до 20 тысяч подвод с хлебом. Здесь была не только главная покупка, но и продажа хлебов оптовая и розничная. На Болоте скупалось от 12 до 13 миллионов пудов (196 — 213 тысяч тонн) хлеба каждую зиму. Целый квартал здесь был занят лабазами, от которых получила название, прилегающая к Болоту, Лабазная улица.
Москва. Павелецкий вокзал |
С проведением к Москве железных дорог, торговое значение Болота сократилось. На этот рынок доставлялся хлеб только населением обойденных железными дорогами уездов: Веневского, Каширского и Михайловского. Вместе с падением хлебного рынка на Болоте, упала вообще торговля всего Замоскворечья. Эта огромная часть Москвы (приблизительно с 350000 населения), лишенная железнодорожной станции, принуждена была оплачивать значительные накладные расходы по доставке предметов первой необходимости: пищевых продуктов, осветительных материалов и топлива. Теряя на этом, она была в худших условиях, чем другие московские районы, и не могла успешно развиваться. Если сравнить теперешний план Москвы с прежним, то станет очевидным, что в то время как части города, примыкающая к железнодорожным станциям, быстро застраивались, в то время как в них пролагались новые улицы и создавались новые кварталы, Замоскворечье развивалось так медленно, что, например, Кожевники и Зацепа остались окраиной Замоскворечья, как были еще при московских царях.
Все это случилось, не взирая на большое промышленное значение Замоскворечья и на весьма благоприятные условия для широкого развития фабрично-заводской деятельности. Сосредоточение здесь различных производств относится к весьма отдаленному времени. В старину в Замоскворечье были царские вотчинные слободы, населенные мастерами, работавшими на нужды московских царей. От этих слобод сохранились доныне названия улиц и даже уцелело в Кожевниках — кожевенное производство.
Москва-Пассажирская (вид с Жукова путепровода) |
В противоположность другим частям Москвы, изобилующим холмами, буграми и оврагами, Замоскворечье представляет собою большое ровное пространство, ограниченное с трёх сторон Москвою рекою. Река дает для фабрик достаточное количество нужной им воды, а ровная местность не затрудняет грузового передвижения. При наличии таких условий и в известной зависимости от исторического прошлого, в Замоскворечье сосредоточилось около четверти всех московских фабрик и заводов. Тут находятся обширные производства Цинделя, Бахрушиных, Гивартовскаго, Шрадера, Смирнова, Набгольца. Листа, Бромлея, Людвига Смита, Даниловской мануфактуры и др. Теперь, с подходом к Замоскворечью железной дороги, прежнее его торговое значение постепенно восстановляется. Неизбежные прежде больные расходы на гужевой извоз стали теперь прямым сбережением для населения. Со станцией соединились рельсовыми путями заводы и фабрики расположенные на Дербеневской набережной: мануфактуры – Рябовская, Цинделя, Бахрушина, винокуренно-дрожжевой завод Гивартовского, гончарно-изразцовое производство братьев Власовых, механической и чугунно-литейный завод Гоппера, химический завод Фабверке, генеральное общество французской ваксы и др.
Железнодорожная станция стала центром обширного складочного дела. Помимо собственных обширных складочных помещений, вмещающих свыше 1000000 пудов разных товаров, устроены на сданной дорогой в аренду земле частные склады: три больших каменных корпуса сибирского банка для хранения хлеба, растительного масла, хлопка и др., холодильники и склады рыбопромышленников Карастелева и Лбова. Рядом с границей отчуждения – построены два больших каменных корпуса складов русского торгово-промышленного банка, холодильник английской компании «Юнион» и др.
Находящийся при станции Москва, большой элеватор железной дороги, вместимостью на 1000000 пудов, работает, как видно из помещаемой таблицы, весьма успешно:
Поступило | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год поступления | Пшеницы | Ржи | Овса | Разн. хлеба | ИТОГО |
1906 | - | 290461 | 1009525 | 77799 | 1377785 |
1907 | - | 93933 | 1585448 | 82674 | 1762055 |
1908 | 748 | 117075 | 998441 | 82466 | 1198730 |
1909 | 2320 | 119095 | 1436143 | 4080 | 1561638 |
1910 | 16640 | 291967 | 902141 | 58552 | 1269300 |
Всего | 19708 | 912531 | 5931698 | 305571 | 7169508 |
Элеватор при ст. Москва |
Окрестности Москвы на плане направления линии Павелец-Москва, ориентировочно 1896 года. Фактически на этом участке линия построена по другому пути и имеет другие станции. |
Со станции Москва отправлено в 1911 году свыше 502 тысяч пассажиров, 9168 тысяч пудов грузов, главным образом, мануфактурных, галантерейных, кондитерских, аптекарских товаров, чая, пива, машин, железных изделий и другого груза, прибыло на станцию – 34901 тысяча пудов разных товаров, преимущественно хлеба, угля, железа, дров, хлопка, шерсти, лесных материалов, кирпича, камня и прочего.
Пути станции «Москва-товарная» подходят к самой Mоскве реке; в этом именно месте предполагается устройство речного порта, который, таким образом, будет связан со станцией и будет получена возможность непосредственной передачи грузов с воды на железную дорогу и обратно.
При станции Москва – коренное депо, с паровозным зданием на 13 стойл, и мастерская для малого ремонта паровозов; здесь же сборный центр пассажирского парка. К пассажирскому зданию подходят пути трамвая.
Для хранения нефти имеется на станции 6 резервуаров, общей вместимостью на 585 тыс. пудов.
В начале 233 версты Рязанско-Уральская железная дорога пересекает Московскую окружную дорогу трёхпролетным путепроводом общим отверстием 16 саженей. Окружная дорога
соединяется со станцией «Москва-товарная» ветвью #21, длиною 4 версты 23 сажени
К началу XXI века на станции Москва-Павелецкая (бывшая станция Москва Рязано-Уральской железной дороги) из железнодорожных объектов начала XX века сохранился только вокзал. Реконструкция вокзала проведена с 1980 по 1987 год, торжественное открытие вокзала состоялось 3 ноября 1987 года. При реконструкции вокзал получил дополнительный этаж, станция метро Павелецкая-радиальная теперь имеет выход прямо внутрь вокзала.
Паровозное депо на станции ликвидировано, хотя здание депо используется другими железнодорожными службами. Обслуживается станция пассажирскими электровозами ЧС2 приписки депо Ожерелье и электропоездами ЭР2Т и ЭД2М приписки депо Домодедово.
От станции Москва организовано движение скоростных электропоездов к аэропорту Домодедово. Пассажирские поезда, за исключением пригородных (электро- и дизельпоездов), первую остановку от Москвы имеют только на станции стыкования Узуново Московской железной дороги.
Планы создания речного порта осуществлены не были.
Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город-герой, крупнейший политический, экономический и культурный центр России.
Москва стоит на семи холмах: Кремлевский, Сретенский, Тверской, «Три горы», Таганский, Лефортовский, Воробьевы горы. Многие особенности рельефа Москвы связаны с многовековой культурной деятельностью человека. В центральный районах города культурный слой состоящий из переработанного грунта с остатками старых фундаментов и мостовых достигает 4-6 метров, а в местах засыпанных оврагов и водоемов 10-12 метров. Более 100 речек протекающих по территории города, в том числе река Неглинная, заключены в подземные трубы.
Москва возникла и развивалась в обжитой местности, на берегу реки, служившей торговым путём. В конце XI века Москва была небольшим городком у устья реки Неглинная с укрепленным центром на Боровицком Холме и ремесленно-торговым посадом. Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, как владение суздальского князя Юрия Долгорукого; Тверская летопись относит постройку новой, более обширной деревянно-земляной крепости к 1156 году. На рубеже XII-XII веков Москва была уже значительным городом Владимиро-Суздальской Руси, в первой половине XIII века стала центром удела. Разоренная зимой 1237-38 годов монголо-татарами , Москва вскоре отстроилась вновь.
С конца XIII века Москва становится центром самостоятельного княжества. Родоначальником династии её князей был сын Александра Невского Даниил Александрович. Рост и возвышение Москвы в значительной степени были связаны с её расположением на пересечении торговых путей.
В XIV-XV веках Москва, в остром соперничестве с Тверью, стала центром объединения Руси в единое государство. Князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325 годах) и его
брат
Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила в княжение Дмитрия Донского (1359-1389 годы). В 1368 и 1370 году его войска отразили нападение на Москву литовского князя Ольгерда, в 1380 московское ополчение составило ядро русской рати, разгромившей под руководством Дмитрия Донского на Куликовом поле войска Мамая. В начале 1380-х годов золотоордынский хан Тохтамыш опустошил земли Московского княжества, в 1382 году взял Москву, разграбил и сжёг её. В 1408 году войска хана Едигея осадили Москву, но не смогли овладеть ею.
В XIV веке и первой половине XV века значительно увеличивается городская территория, изменяется внешний облик Москвы. К концу XIII века относится возведение первых каменных храмов в Кремле, положившее начало монументальному оформлению главной Соборной площади Кремля. Территория Кремля была расширена и обнесена новыми стенами и башнями, рубленными из дуба. В 1367 году Дмитрий Донской приказал построить из подмосковного мячковского известняка (каменоломни в окрестностях станции Домодедово) новые стены и башни Кремля (отсюда название Москва белокаменная), значительно расширив его площадь. В конце XIV века – начале XV века продолжается каменное строительство в Кремле, реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404 год).
Москва Сухаревская площадь |
В Москве в конце XIV века – первой трети XV века работали знаменитые живописцы Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Черный, Прохор с Городца.
В XV – XVI веках одновременно с ростом политического значения Москвы шло её превращение в крупнейший экономический и культурный центр страны. Развивалось производство оружия, тканей, кожевенных, гончарных и ювелирных изделий, строительное дело. В конце XV века в Москве были основаны Пушечный двор, где отливали пушки и колокола, и Пороховой двор, в 1534 – первый в России казённый монетный двор. Средоточием торговой жизни Москвы были примыкавшие к Красной площади торговые ряды.
В 1555 – 1560 годах в память покорения Казанского ханства на Красной площади зодчие Барма и Постник возвели 9-частный, увенчанный разномасштабными луковичными главами, затейливо-фантастичный по облику Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного).
В XVII веке существенно менялся облик Москвы. В 1625 году Спасская башня украшается нарядным шатровым верхом и на ней устанавливаются городские часы. В 1680-х годах и другие башни кремля получают шатровые верхи. Московская архитектура изменяется, приобретая нарядный декоративный характер. К середине XVII века возникли сложные по композиции и силуэту здания, храмы, часто соединявшиеся с трапезными и шатровыми колокольнями, богато отделанные кокошниками, узорной кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой, цветными изразцами.
В конце XVII – начале XVIII веков многие постройки возводились в так называемом нарышкинском стиле, или стиле московского барокко.
В XVII веке художественным центром страны и своеобразной школой искусств была Московская оружейная палата, среди лучших художников которой были Симон Ушаков, Иван Безмин, Иван Салтанов. В XVII веке почти четвертая часть посадских людей Москвы была грамотна. В начале XVII века в Москве возникло несколько греко-латинских школ, в 1687 году была создана высшая духовная школа – Славяно-греко-латинская академия (в 1814 году преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру).
В конце XVII века Москва была центром событий начала царствования
После перенесения столицы Москва оставалась второй, «первопрестольной» столицей и сохранила значение главного религиозного, важного политического, экономического и культурного центра страны; почти все центральные ведомства России имели в Москве свои местные органы, здесь короновались Российские императоры. С 1708 года Москва становится центром Московской губернии.
В начале XVIII века значительное развитие в Москве получила промышленность, главным образом текстильная. К 1725 году в Москве числилось 32 мануфактуры, в том числе 23 текстильные. Крупнейшим предприятием стал суконный двор имевший в середине века более 1500 рабочих.
С 1700 года началось строительство булыжных мостовых, в ноябре 1730 было введено постоянное уличное освещение. В 1781 – 1804 годах построен первый в России городской водопровод, по которому вода из Мытищинских ключей поступала в 5 фонтанов, находившихся в пределах Садового кольца, откуда разбиралась жителями.
Москва сыграла большую роль в Отечественной войне 1812 года как центр общерусского сопротивления. 2 (14 по старому стилю) сентября 1812 года войска Наполеона вошли в Москву покинутую большинством населения. Во время оккупации, которая продолжалась 39 дней в Москве произошел грандиозный пожар, уничтоживший две трети строений города. При отступлении из Москвы наполеон приказал взорвать Кремль и ряд крупных зданий, но из-за угрозы окружения русскими войсками приказ был выполнен только частично.
Московский Кремль Снимок 2002 года |
Сразу после освобождения Москвы началось её восстановление, в ходе которого складывался так называемый московский ампир – своеобразный вариант классицизма XIX века, в котором торжественная представительность общественных зданий сочеталась с лаконичной компактностью и особой уютностью многочисленных жилых особняков. Новый облик получили центральные площади Москвы: сложился ансамбль театральной площади с монументальном зданием большого театра, построенного в 1821 – 1824 годах на месте сгоревшего Петровского театра, возведено в 1817 году и переделано в 1825 году здание Манежа. Восстановлены взорванные французами части стен кремля, Никольская и Водовзводная башни. На месте реки Неглинной, заключенной в трубу, у Кремля был разбит Александровский Сад, осуществлена реконструкция Красной площади, на которой построены в 1815 году торговые ряды (не сохранились). Во избежание пожаров строительство деревянных зданий внутри Земляного города (Садового кольца) строительство деревянных зданий было запрещено. Уже в 1817 году в Москве насчитывалось больше зданий, чем до пожара 1812 года. В 1835 году население города достигло 336 тысяч человек, против 275 тысяч в 1811 году.
В первой половине XIX века Москва продолжает развиваться как промышленный, торговый и культурный центр. По темпам роста населения Москва опережает Санкт-Петербург. Значительно расширяется площадь города.
После реформ 1860-1870 годов развитие Москвы как крупнейшего после Санкт-Петербурга центра фабрично-заводской промышленности еще более ускорилось. Преимущества географического положения Москвы закрепляются железнодорожным строительством, превратившим Москву в самый крупный железнодорожный узел России. В 1851 году вошла в строй Николаевская железная дорога, в 1860-х годах сооружаются Курская, Нижегородская, Казанская, в 1870-х Белорусская, на рубеже веков были построены Киевская, Савеловская, Балтийская железные дороги и подход к Москве Рязано-Уральской дороги. В 1903 — 1908 году вокруг Москвы сооружена Окружная железная дорога.
В годы промышленного подъёма начала XX века число крупных предприятий в Москве увеличилось с 909 в 1910 году до 973 в 1913 году, число промышленных рабочих с 136,4 тысяч до 159,3 тысяч. Кроме крупной фабрично-заводской промышленности в Москве было много мелких кустарных предприятий и мастерских с общим числом занятых 245,4 тысяч человек. К началу XX века Москва становится крупным мировым кредитно-финансовым центром.
Храм Христа Спасителя Снимок 2002 года |
Интенсивное строительство во второй половине XIX – начале XX века придало Москве облик крупного промышленного и торгового города. Строились фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, многоэтажные здания банков и контор, торговых пассажей, универсальных магазинов. Наряду с частными особняками сооружались многоэтажные «доходные» дома. С середины XIX века в Московской архитектуре преобладает подражание различным стилям прошлого. В 1837-1883 годах был построен грандиозный 5-ти купольный храм Христа Спасителя в память Отечественной войны 1812 года (храм снесен в 1930-е годы и заново отстроен в 1990-е годы). В том же «русско-византийском» стиле построен Николаевский (ныне Ленинградский вокзал). В «русском» стиле с использованием мотивов «узорочной» и «нарышкинской» архитектуры XVII века Исторический музей (1875-1881 годы), здание городской думы (1890-1892 годы), в так называемом неорусском стиле – Казанский вокзал (1914-1926 годы), главный фасад Третьяковской галереи (начало 1900-х годов), в неоклассическом стиле – Музей изящных искусств (1898-1912 годы).
В конце 1840-х годов в Москве появился общественный транспорт – линейки. В 1867 году многие улицы получили газовое освещение. С 1872 года началось движение по городским железным дорогам с конной тягой (конка). В 1872 году начала действовать линия телеграфной связи, соединившая Москву с Санкт-Петербургом, в 1882 – телефонная станция. В 1899 году появился трамвай. В 1924 году на улицах Москвы появились рейсовые автобусы, в 1925 году – таксомоторы. В 1931 году началось строительство Московского метрополитена, первая очередь которого открылась 15 мая 1935 года. В 1933 году введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия. В 1932 – 37 годах сооружен канал Москва – Волга (ныне имени Москвы). В 1939 году была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, ныне ВДНХ).
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения (свыше 160 тысяч человек). В октябре 1941 –
апреле 1942 в ходе Битвы под Москвой Красная армия предотвратила захват немецко-фашистскими войсками столицы, германской армии было нанесено первое в ходе 2-й мировой войны
См. также: «От Москвы до самых до окраин» Часть первая. Москва ширится
История Москвы в сети Internet
Линия Москва – Саратов с ветвями / / Вокзал на Зацепе / Мемориальный паровоз У-127 / Станция Коломенское |