Линия Москва – Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Москва

В

Старине святой невольно
Поклоняется душа…
Ах, Москва родная, больно
Ты, мила и хороша!


Ю. Жадовская

Москве Рязанско-Уральская железная дорога имеет три станции: пассажирскую, товарную и городскую. Пассажирская и товарная станции расположены в Замоскворечье, на 3aцепе; при них же находится и городская станция, имеющая еще особую контору в центре торговой части города. Пассажирская и товарная станции лежат рядом и разделяются Жуковским путепроводом, построенным на продолжении Жуковского переулка.

Герб Москвы
Герб Москвы

Замоскворечье издавна было главною торговою частью Москвы. Здесь были сосредоточены все торговые сношения с югом и юго-востоком России. Коломенская Ямская, лежащая при самой станции, была занята слободою ямщиков, возивших по Коломенскому тракту. Зацепа была пунктом, где досматривались от корчемной таможни въезжавшие в город подводы, а так как для задержки подвод устроена была цепь, то эта местность, лежавшая за цепью, получила название Зацепинской или Зацепы. Подводы с соломой и сеном при въезде свидетельствовались острым и длинным щупом и место, где стояла караулка таможенного сторожа, получило название Щупка, переделанного с течением времени в Щипок. В лежащем при станции Гусятниковом переулке, с давних времен был старый пригонный скотный двор; тогдашняя скотская биржа помещалась в доме именитого гражданина, С.М. Гусятникова, отчего и переулок получил свое название. В Кожевниках сосредоточены были кожевенные заводы, от которых улица и вражек получили свое название.

В Замоскворечье находился центр хлебной торговли. Главным местом хлебного торга была Болотная площадь, или Болото. Сюда, начиная с сентября и особенно зимою, по санному пути, привозилась масса хлеба. Хлебные базары здесь были ежедневно и на самые бойкие из этих базаров прибывало из Козлова, Тамбова, Моршанска, Ельца и других мест до 20 тысяч подвод с хлебом. Здесь была не только главная покупка, но и продажа хлебов оптовая и розничная. На Болоте скупалось от 12 до 13 миллионов пудов (196 — 213 тысяч тонн) хлеба каждую зиму. Целый квартал здесь был занят лабазами, от которых получила название, прилегающая к Болоту, Лабазная улица.

Москва. Павелецкий вокзал
Москва. Павелецкий вокзал

С проведением к Москве железных дорог, торговое значение Болота сократилось. На этот рынок доставлялся хлеб только населением обойденных железными дорогами уездов: Веневского, Каширского и Михайловского. Вместе с падением хлебного рынка на Болоте, упала вообще торговля всего Замоскворечья. Эта огромная часть Москвы (приблизительно с 350000 населения), лишенная железнодорожной станции, принуждена была оплачивать значительные накладные расходы по доставке предметов первой необходимости: пищевых продуктов, осветительных материалов и топлива. Теряя на этом, она была в худших условиях, чем другие московские районы, и не могла успешно развиваться. Если сравнить теперешний план Москвы с прежним, то станет очевидным, что в то время как части города, примыкающая к железнодорожным станциям, быстро застраивались, в то время как в них пролагались новые улицы и создавались новые кварталы, Замоскворечье развивалось так медленно, что, например, Кожевники и Зацепа остались окраиной Замоскворечья, как были еще при московских царях.

Все это случилось, не взирая на большое промышленное значение Замоскворечья и на весьма благоприятные условия для широкого развития фабрично-заводской деятельности. Сосредоточение здесь различных производств относится к весьма отдаленному времени. В старину в Замоскворечье были царские вотчинные слободы, населенные мастерами, работавшими на нужды московских царей. От этих слобод сохранились доныне названия улиц и даже уцелело в Кожевниках — кожевенное производство.

Москва-Пассажирская (вид с Жукова путепровода)
Москва-Пассажирская
(вид с Жукова путепровода)

В противоположность другим частям Москвы, изобилующим холмами, буграми и оврагами, Замоскворечье представляет собою большое ровное пространство, ограниченное с трёх сторон Москвою рекою. Река дает для фабрик достаточное количество нужной им воды, а ровная местность не затрудняет грузового передвижения. При наличии таких условий и в известной зависимости от исторического прошлого, в Замоскворечье сосредоточилось около четверти всех московских фабрик и заводов. Тут находятся обширные производства Цинделя, Бахрушиных, Гивартовскаго, Шрадера, Смирнова, Набгольца. Листа, Бромлея, Людвига Смита, Даниловской мануфактуры и др. Теперь, с подходом к Замоскворечью железной дороги, прежнее его торговое значение постепенно восстановляется. Неизбежные прежде больные расходы на гужевой извоз стали теперь прямым сбережением для населения. Со станцией соединились рельсовыми путями заводы и фабрики расположенные на Дербеневской набережной: мануфактуры – Рябовская, Цинделя, Бахрушина, винокуренно-дрожжевой завод Гивартовского, гончарно-изразцовое производство братьев Власовых, механической и чугунно-литейный завод Гоппера, химический завод Фабверке, генеральное общество французской ваксы и др.

Железнодорожная станция стала центром обширного складочного дела. Помимо собственных обширных складочных помещений, вмещающих свыше 1000000 пудов разных товаров, устроены на сданной дорогой в аренду земле частные склады: три больших каменных корпуса сибирского банка для хранения хлеба, растительного масла, хлопка и др., холодильники и склады рыбопромышленников Карастелева и Лбова. Рядом с границей отчуждения – построены два больших каменных корпуса складов русского торгово-промышленного банка, холодильник английской компании «Юнион» и др.

Находящийся при станции Москва, большой элеватор железной дороги, вместимостью на 1000000 пудов, работает, как видно из помещаемой таблицы, весьма успешно:

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 - 290461 1009525 77799 1377785
1907 - 93933 1585448 82674 1762055
1908 748 117075 998441 82466 1198730
1909 2320 119095 1436143 4080 1561638
1910 16640 291967 902141 58552 1269300
Всего 19708 912531 5931698 305571 7169508

Элеватор при ст. Москва
Элеватор при ст. Москва
Окрестности Москвы на плане направления линии Павелец-Москва. 64 kb
Окрестности Москвы на плане направления линии Павелец-Москва, ориентировочно 1896 года. Фактически на этом участке линия построена по другому пути и имеет другие станции.

Со станции Москва отправлено в 1911 году свыше 502 тысяч пассажиров, 9168 тысяч пудов грузов, главным образом, мануфактурных, галантерейных, кондитерских, аптекарских товаров, чая, пива, машин, железных изделий и другого груза, прибыло на станцию – 34901 тысяча пудов разных товаров, преимущественно хлеба, угля, железа, дров, хлопка, шерсти, лесных материалов, кирпича, камня и прочего.

Пути станции «Москва-товарная» подходят к самой Mоскве реке; в этом именно месте предполагается устройство речного порта, который, таким образом, будет связан со станцией и будет получена возможность непосредственной передачи грузов с воды на железную дорогу и обратно.

При станции Москва – коренное депо, с паровозным зданием на 13 стойл, и мастерская для малого ремонта паровозов; здесь же сборный центр пассажирского парка. К пассажирскому зданию подходят пути трамвая.

Для хранения нефти имеется на станции 6 резервуаров, общей вместимостью на 585 тыс. пудов.

В начале 233 версты Рязанско-Уральская железная дорога пересекает Московскую окружную дорогу трёхпролетным путепроводом общим отверстием 16 саженей. Окружная дорога соединяется со станцией «Москва-товарная» ветвью #21, длиною 4 версты 23 сажени (4,3 км).



К началу XXI века на станции Москва-Павелецкая (бывшая станция Москва Рязано-Уральской железной дороги) из железнодорожных объектов начала XX века сохранился только вокзал. Реконструкция вокзала проведена с 1980 по 1987 год, торжественное открытие вокзала состоялось 3 ноября 1987 года. При реконструкции вокзал получил дополнительный этаж, станция метро Павелецкая-радиальная теперь имеет выход прямо внутрь вокзала.

Паровозное депо на станции ликвидировано, хотя здание депо используется другими железнодорожными службами. Обслуживается станция пассажирскими электровозами ЧС2 приписки депо Ожерелье и электропоездами ЭР2Т и ЭД2М приписки депо Домодедово.

От станции Москва организовано движение скоростных электропоездов к аэропорту Домодедово. Пассажирские поезда, за исключением пригородных (электро- и дизельпоездов), первую остановку от Москвы имеют только на станции стыкования Узуново Московской железной дороги.

Планы создания речного порта осуществлены не были.


Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город-герой, крупнейший политический, экономический и культурный центр России.

Москва стоит на семи холмах: Кремлевский, Сретенский, Тверской, «Три горы», Таганский, Лефортовский, Воробьевы горы. Многие особенности рельефа Москвы связаны с многовековой культурной деятельностью человека. В центральный районах города культурный слой состоящий из переработанного грунта с остатками старых фундаментов и мостовых достигает 4-6 метров, а в местах засыпанных оврагов и водоемов 10-12 метров. Более 100 речек протекающих по территории города, в том числе река Неглинная, заключены в подземные трубы.

Москва возникла и развивалась в обжитой местности, на берегу реки, служившей торговым путём. В конце XI века Москва была небольшим городком у устья реки Неглинная с укрепленным центром на Боровицком Холме и ремесленно-торговым посадом. Впервые Москва упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 году, как владение суздальского князя Юрия Долгорукого; Тверская летопись относит постройку новой, более обширной деревянно-земляной крепости к 1156 году. На рубеже XII-XII веков Москва была уже значительным городом Владимиро-Суздальской Руси, в первой половине XIII века стала центром удела. Разоренная зимой 1237-38 годов монголо-татарами , Москва вскоре отстроилась вновь.

С конца XIII века Москва становится центром самостоятельного княжества. Родоначальником династии её князей был сын Александра Невского Даниил Александрович. Рост и возвышение Москвы в значительной степени были связаны с её расположением на пересечении торговых путей.

В XIV-XV веках Москва, в остром соперничестве с Тверью, стала центром объединения Руси в единое государство. Князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325 годах) и его брат Иван I Данилович Калита (княжил в 1325 – 1340 года) получили от ханов Золотой Орды ярлыки на право владения владимирским великокняжеским престолом, с 1328 прочно удерживаемым московскими князьями. При Иване Калите митрополит Пётр перенёс резиденцию митрополитов Русской православной церкви из Владимира в Москву (около 1326 года).

Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила в княжение Дмитрия Донского (1359-1389 годы). В 1368 и 1370 году его войска отразили нападение на Москву литовского князя Ольгерда, в 1380 московское ополчение составило ядро русской рати, разгромившей под руководством Дмитрия Донского на Куликовом поле войска Мамая. В начале 1380-х годов золотоордынский хан Тохтамыш опустошил земли Московского княжества, в 1382 году взял Москву, разграбил и сжёг её. В 1408 году войска хана Едигея осадили Москву, но не смогли овладеть ею.

В XIV веке и первой половине XV века значительно увеличивается городская территория, изменяется внешний облик Москвы. К концу XIII века относится возведение первых каменных храмов в Кремле, положившее начало монументальному оформлению главной Соборной площади Кремля. Территория Кремля была расширена и обнесена новыми стенами и башнями, рубленными из дуба. В 1367 году Дмитрий Донской приказал построить из подмосковного мячковского известняка (каменоломни в окрестностях станции Домодедово) новые стены и башни Кремля (отсюда название Москва белокаменная), значительно расширив его площадь. В конце XIV века – начале XV века продолжается каменное строительство в Кремле, реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404 год).

Москва. Сухаревская площадь
Москва
Сухаревская площадь

В Москве в конце XIV века – первой трети XV века работали знаменитые живописцы Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Черный, Прохор с Городца.

В XV – XVI веках одновременно с ростом политического значения Москвы шло её превращение в крупнейший экономический и культурный центр страны. Развивалось производство оружия, тканей, кожевенных, гончарных и ювелирных изделий, строительное дело. В конце XV века в Москве были основаны Пушечный двор, где отливали пушки и колокола, и Пороховой двор, в 1534 – первый в России казённый монетный двор. Средоточием торговой жизни Москвы были примыкавшие к Красной площади торговые ряды.

В 1555 – 1560 годах в память покорения Казанского ханства на Красной площади зодчие Барма и Постник возвели 9-частный, увенчанный разномасштабными луковичными главами, затейливо-фантастичный по облику Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного).

В XVII веке существенно менялся облик Москвы. В 1625 году Спасская башня украшается нарядным шатровым верхом и на ней устанавливаются городские часы. В 1680-х годах и другие башни кремля получают шатровые верхи. Московская архитектура изменяется, приобретая нарядный декоративный характер. К середине XVII века возникли сложные по композиции и силуэту здания, храмы, часто соединявшиеся с трапезными и шатровыми колокольнями, богато отделанные кокошниками, узорной кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой, цветными изразцами.

В конце XVII – начале XVIII веков многие постройки возводились в так называемом нарышкинском стиле, или стиле московского барокко.

В XVII веке художественным центром страны и своеобразной школой искусств была Московская оружейная палата, среди лучших художников которой были Симон Ушаков, Иван Безмин, Иван Салтанов. В XVII веке почти четвертая часть посадских людей Москвы была грамотна. В начале XVII века в Москве возникло несколько греко-латинских школ, в 1687 году была создана высшая духовная школа – Славяно-греко-латинская академия (в 1814 году преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру).

В конце XVII века Москва была центром событий начала царствования Петра I. Петр I на престоле с 1682 по 1725 год. Москва отмечена такими событиями как стрелецкий бунт 1682 года, отрешение от власти царевны Софьи в 1689 году, стрелецкий бунт 1698 года. Именно Петр I в 1712 году перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург.

После перенесения столицы Москва оставалась второй, «первопрестольной» столицей и сохранила значение главного религиозного, важного политического, экономического и культурного центра страны; почти все центральные ведомства России имели в Москве свои местные органы, здесь короновались Российские императоры. С 1708 года Москва становится центром Московской губернии.

В начале XVIII века значительное развитие в Москве получила промышленность, главным образом текстильная. К 1725 году в Москве числилось 32 мануфактуры, в том числе 23 текстильные. Крупнейшим предприятием стал суконный двор имевший в середине века более 1500 рабочих.

С 1700 года началось строительство булыжных мостовых, в ноябре 1730 было введено постоянное уличное освещение. В 1781 – 1804 годах построен первый в России городской водопровод, по которому вода из Мытищинских ключей поступала в 5 фонтанов, находившихся в пределах Садового кольца, откуда разбиралась жителями.

Москва сыграла большую роль в Отечественной войне 1812 года как центр общерусского сопротивления. 2 (14 по старому стилю) сентября 1812 года войска Наполеона вошли в Москву покинутую большинством населения. Во время оккупации, которая продолжалась 39 дней в Москве произошел грандиозный пожар, уничтоживший две трети строений города. При отступлении из Москвы наполеон приказал взорвать Кремль и ряд крупных зданий, но из-за угрозы окружения русскими войсками приказ был выполнен только частично.

Московский Кремль
Московский Кремль
Фото Ломова А.Ю. ©
Снимок 2002 года

Сразу после освобождения Москвы началось её восстановление, в ходе которого складывался так называемый московский ампир – своеобразный вариант классицизма XIX века, в котором торжественная представительность общественных зданий сочеталась с лаконичной компактностью и особой уютностью многочисленных жилых особняков. Новый облик получили центральные площади Москвы: сложился ансамбль театральной площади с монументальном зданием большого театра, построенного в 1821 – 1824 годах на месте сгоревшего Петровского театра, возведено в 1817 году и переделано в 1825 году здание Манежа. Восстановлены взорванные французами части стен кремля, Никольская и Водовзводная башни. На месте реки Неглинной, заключенной в трубу, у Кремля был разбит Александровский Сад, осуществлена реконструкция Красной площади, на которой построены в 1815 году торговые ряды (не сохранились). Во избежание пожаров строительство деревянных зданий внутри Земляного города (Садового кольца) строительство деревянных зданий было запрещено. Уже в 1817 году в Москве насчитывалось больше зданий, чем до пожара 1812 года. В 1835 году население города достигло 336 тысяч человек, против 275 тысяч в 1811 году.

В первой половине XIX века Москва продолжает развиваться как промышленный, торговый и культурный центр. По темпам роста населения Москва опережает Санкт-Петербург. Значительно расширяется площадь города.

После реформ 1860-1870 годов развитие Москвы как крупнейшего после Санкт-Петербурга центра фабрично-заводской промышленности еще более ускорилось. Преимущества географического положения Москвы закрепляются железнодорожным строительством, превратившим Москву в самый крупный железнодорожный узел России. В 1851 году вошла в строй Николаевская железная дорога, в 1860-х годах сооружаются Курская, Нижегородская, Казанская, в 1870-х Белорусская, на рубеже веков были построены Киевская, Савеловская, Балтийская железные дороги и подход к Москве Рязано-Уральской дороги. В 1903 — 1908 году вокруг Москвы сооружена Окружная железная дорога.

В годы промышленного подъёма начала XX века число крупных предприятий в Москве увеличилось с 909 в 1910 году до 973 в 1913 году, число промышленных рабочих с 136,4 тысяч до 159,3 тысяч. Кроме крупной фабрично-заводской промышленности в Москве было много мелких кустарных предприятий и мастерских с общим числом занятых 245,4 тысяч человек. К началу XX века Москва становится крупным мировым кредитно-финансовым центром.

Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Фото Ломова А.Ю. ©
Снимок 2002 года

Интенсивное строительство во второй половине XIX – начале XX века придало Москве облик крупного промышленного и торгового города. Строились фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, многоэтажные здания банков и контор, торговых пассажей, универсальных магазинов. Наряду с частными особняками сооружались многоэтажные «доходные» дома. С середины XIX века в Московской архитектуре преобладает подражание различным стилям прошлого. В 1837-1883 годах был построен грандиозный 5-ти купольный храм Христа Спасителя в память Отечественной войны 1812 года (храм снесен в 1930-е годы и заново отстроен в 1990-е годы). В том же «русско-византийском» стиле построен Николаевский (ныне Ленинградский вокзал). В «русском» стиле с использованием мотивов «узорочной» и «нарышкинской» архитектуры XVII века Исторический музей (1875-1881 годы), здание городской думы (1890-1892 годы), в так называемом неорусском стиле – Казанский вокзал (1914-1926 годы), главный фасад Третьяковской галереи (начало 1900-х годов), в неоклассическом стиле – Музей изящных искусств (1898-1912 годы).

В конце 1840-х годов в Москве появился общественный транспорт – линейки. В 1867 году многие улицы получили газовое освещение. С 1872 года началось движение по городским железным дорогам с конной тягой (конка). В 1872 году начала действовать линия телеграфной связи, соединившая Москву с Санкт-Петербургом, в 1882 – телефонная станция. В 1899 году появился трамвай. В 1924 году на улицах Москвы появились рейсовые автобусы, в 1925 году – таксомоторы. В 1931 году началось строительство Московского метрополитена, первая очередь которого открылась 15 мая 1935 года. В 1933 году введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия. В 1932 – 37 годах сооружен канал Москва – Волга (ныне имени Москвы). В 1939 году была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, ныне ВДНХ).

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения (свыше 160 тысяч человек). В октябре 1941 – апреле 1942 в ходе Битвы под Москвой Красная армия предотвратила захват немецко-фашистскими войсками столицы, германской армии было нанесено первое в ходе 2-й мировой войны 1939-45 гг. крупное поражение. Массированные налеты немецкой авиации осенью 1941 в целом не привели к большим разрушениям в городе, так как в тот период к столице была стянута основная часть всех средств противовоздушной обороны красной армии. Весной 1942 года, когда линия фронта отодвинулась от города на 150-200 км к Западу от Москвы, началась реэвакуация предприятий тяжёлой и прежде всего оборонной промышленности, в городе формировались новые воинские части, создавались госпитали. 24 июня 1945 года на Красной площади прошел Парад Победы.

См. также: «От Москвы до самых до окраин» Часть первая. Москва ширится


История Москвы в сети Internet








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.