Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Лысые Горы

Лысые Горы - станция Баландинской ветви на 51-й версте от Аткарска, в Аткарском уезде.

Станция в одной версте от села Лысые Горы, расположенного при реке Медведице. Против села, у полотна дороги находится "Лысая Гора" от которой село получило название.

В селе Лысые Горы 80 дворов, до 300 жителей, почтовое отделение и паровая мельница Ф.П. Бартенева, производительностью до 3000 пудов в сутки, работающая, главным образом, для местного потребления. В прежнее время село Лысые Горы было более многолюдным, в нем была большая ярмарка, а на реке Медведице - пристань, с которой сплавлялось значительное количество хлеба. С прекращением судоходства по Медведице, значение Лысых Гор упало.

При станции образовался небольшой торговый поселок из 10 дворов, в котором производится ежедневная ссыпка хлеба.

В 1¼. версте от станции, при речке Сухой Рельне, - село Старая Бахметьевка, в 140 дворов и свыше 600 душ населения. Село это - родовое имение композитора Н.И. Бахметьева, родившегося в 1807 году и умершего в 1891 году. В этом имении Н.И. Бахметьев завел в 1849 году хор и оркестр из крепостных крестьян, ставил оперы и давал концерты. В 1861 году Н.И. Бахметьев назначен был директором придворной певческой капеллы и занимал эту должность до 1883 года. После себя Н.И. Бахметьев оставил 56 церковных сочинений, 47 светских русских и французских романсов, одну симфонию, один струнный квартет и нисколько фортепианых и скрипичных пьес.

Из романсов большой популярностью пользовались: "Борода-ль моя бородушка", "Ты душа-ль моя" и "Песнь ямщика". Под его редакцией издан "Обиход церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемаго".

На юге от Лысых Гор берега Медведицы весьма живописны. Особенно хороши здесь виды в июне, когда цветет шиповник. Густая зелень с розовыми цветами и зеркалом воды создает тогда замечательные пейзажи. Не менее живописны в это время и прилегающие к станции заливные пространства, покрытые роскошной растительностью и большим количеством цветущих кустов шиповника.

Между 55 и 61 верстами линия проходит вблизи курганов, называемых здесь марами. Это искусственные возвышения, очень распространенные во всем Саратовском Поволжье. При своей многочисленности, они отличаются и многообразием своей формы, составом материала и своим притягательным, особо присущим им интересом.

Открытые для глаза, овеянные народной поэзией, эти памятники испокон приковывали к себе внимание людей своим предназначением, своим содержанием. Лиру поэта они настраивали на печальный лад, археолога влекли и влекут остатками бытовых вещей, суля подтвердить заманчивые гипотезы, простолюдин с доисторических времен искал в них скрытых богатств, делая подкопы и врываясь в них сверху. Не даром в народе за некоторыми курганами сохранились такие характерные названия, как "Добычка", "Золотой", "Княжев курган", "Писаный камень", "Червленый мар" и прочие; особенно много курганов под названием "Рытый мар".

Для древних курган был не только могилой, но. быть может, служил и храмом, имея на вершине своей каменное изваяние; для татарина он был маяком в степи, а удалая вольница переговаривалась с них огненными языками, выслеживая врага и скрываясь от служилых ратных людей.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.