Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей
Красный Кут
Станция Красный Кут расположена на 31 версте от Урбаха, в Новоузенском уезде.
Станция примыкает к селу Красный Кут, с населением в 5130 душ. Село это, бывшее до проведения железной дороги незначительным, теперь – крупный торговый пункт. В нём базар, на котором закупается до 2500 вагонов хлеба в год; в селе несколько крупных торговых фирм, делающих миллионные обороты, много магазинов и лавок и число их все увеличивается. Для ссыпки хлеба имеется при станции 19 складов, общей ёмкостью в 319000 пудов. Рядом со станцией находятся паровые мельницы: Гаас, производительностью 360000 пудов и Лесли и Брот, производительностью 180000 пудов; в селе – мыловаренный и литейный заводы, почтово-телеграфное отделение, частная гимназия, низшее техническое училище, две церковно-приходских школы, лютеранская школа и пять банковских учреждений: агентства русско-азиатского, русского-торгово-промышленного, русского для внешней торговли, с.петербургского международного банка и общество взаимного кредита; оборот всех банковских учреждений Красного Кута около 350000 рублей.
![]() |
Вид на паровозное депо Снимок 2000 года |
На станции Красный Кут – депо, с паровозным зданием на 8 стойл, приспособленных для постановки ширококолейных и узкоколейных паровозов.
Со станции отправляется в год около 21 тысяч пассажиров и 2500 тысяч пудов грузов, прибывает грузов около 1500 тысяч пудов. В отправлении преобладает хлеб, в прибытии – мануфактура, лесные материалы, нефтяные грузы, земледельческие машины и др.
К западу от Красного Кута, на границе Краснокутской волости, расположено 9 менонитских колоний, образующих Малышевскую волость. По исследованию
![]() |
Здание конторы дистанции пути Снимок 2000 года |
Менониты поселились здесь в 1854 году. Это последователи религиозной секты, основанной Симоном Менноном, голландцем, жившим в 1492-1561 годах. По своим верованиям, они не признают возможным участвовать в военной службе, отрицают войну, клятву, месть, не судятся, обязываются помогать друг другу. Не взирая на суровость условий, среди которых очутились менониты, переселившись в Новоузенский уезд, они, благодаря своей солидарности и взаимопомощи, достигли здесь такого благополучия, какого нет ни у русского, ни у немецкого населения. Пример менонитских колоний указывает, что обширные степи Заволжья – край с большим будущим, если население приложит столько труда, сколько приложили его менониты, сделав степь неузнаваемой.
По соседству с Красным Кутом расположены: на расстоянии половины версты немецкая кодония Лонгенфельд (500 душ; в половине версты – колония Розенфельд (300 душ); в двух верстах – деревня Лавровка (500 душ) и село Ахмат (1000 душ).
До 1966 года Красный Кут – поселок, затем город. В 1979 году в городе проживало 16500 человек, в 1992 году население составило 17100 человек.
В настоящее время в Красном Куте расположены: мясокомбинат, молокозавод, арматурный завод (паро- водозапорная арматура), электромеханический завод (оборонное предприятие), завод по переработке семян сорго, Краснокутское летное училище гражданской авиации (КЛУГА). Училище готовит пилотов самолетов сельскохозяйственной и санитарной авиации. В самолётном парке ещё недавно кроме бипланов Ан-2 были монопланы Як-18.
7 августа 1961 года близ Красного Кута приземлился спускаемый аппарат космического корабля Восток-2, пилотируемого летчиком космонавтов
На расстоянии 3-5 километров от станции расположены села: Ахмат, Лавровка, Норки, Верхний Еруслан.
На станции Красный Кут жил и работал на железной дороге отец известного актёра театра и кино Бориса Бобочкина. Сам Борис Бабочкин выступал здесь на концерте перед железнодорожными служащими будучи ещё четырёхлетним малышом. Впоследствии семья перебралась в Саратов.
Из воспоминаний Якова Васильевича Некрасова (Днепропетровск)
В мае 1957 года мы перевозили на испытания в Капустин Яр ракету Р-12. 5 мая 1957 года первую ракету погрузили в вагон для транспортировки ракеты Р-5М (специального вагона для Р-12 ещё не создали) и под усиленной охраной офицеров КГБ и бойцов конвоя спецпоезд отправили на полигон Капустин Яр. Ответственным от КБ за транспортировку изделия назначили меня.
Ехали мы исключительно ночью, днем отстаивались на каких-то полустанках, – вспоминает конструктор. – Проехали Харьков, Саратов, остановились на станции Красный Кут пополнить запасы воды. В это время станция была заполнена чеченцами, возвращавшимися из ссылки. На перроне горели костры, жарились барашки, варилась какая-то пища. Не успел наш состав остановиться, как его облепили чеченцы – они срывали чехлы, курочили спецавтомобили. Стремясь никого не допустить к опечатанным вагонам, охрана открыла предупредительную стрельбу. Опасаясь худшего, начальник вокзала дал команду, и состав умчался со станции… Через Палласовку, Эльтон и Баскунчак, уже без приключений, мы прибыли в хозяйство Вознюка. Соответствующие органы долго разбирались, как могло такое произойти. Меня крепко отругал Будник, но что я мог сделать в той ситуации?!
Астраханская линия / / Лепехинская / Гмелинская |
Ветвь Красный Кут - Александров Гай /Фриденфельд / Питерка | /