Краткий исторический и экономический очерк края

Свиноводство

Свиноводство, представляющее наиболее доступную для крестьянских хозяйств отрасль животноводства, распространено повсеместно; в отдельных районах, в пределах Тамбовской и Саратовской губерний, оно развивается количественно и улучшается качественно, чему способствуют устроенные англичанами свинобойни, предъявляющие большой спрос на свиней, в особенности хороших пород.

Экономический быт населения

Обработка земли, служащая главным источником благосостояния населения всего района, где сельское хозяйство является основным промыслом, давно уже не дает населению такого дохода, который был бы достаточен для удовлетворения всех нужд и для исправного взноса повинностей.

Для суждения о степени народного благосостояния, поступление окладных сборов за длинный период является весьма существенным, так как довольно верно выражает платежную способность, а следовательно и меру зажиточности населения. Рассмотрение этих данных выясняет, что население края, обслуженного линиями Рязанско-Уральской железной дороги, начиная с 1880-х годов, оказалось не в состоянии вносить полностью казенные сборы и впало в громадную недоимочность, которая в течение свыше 20 лет постоянно и быстро росла. Правительство исследовало этот угрожающий упадок платежной способности населения и пришло к такому выводу:

Надел измельчал и не только не удовлетворяет всем потребностям крестьянина, но при низком уровне земледелия часто не обеспечивает даже одного продовольствия. В зависимости от этого, как бы не было низко обложение земли, сборы доходами от земли не покрываются: доходы целиком уходят на удовлетворение других потребностей первой необходимости. Для уплаты сборов остается лишь другой источник – заработок. Но этот источник хотя и возрастает, но видимо не наравне с ростом потребностей и увеличением нужды в деньгах. Отсюда – слабая платежная способность и слабое поступление сборов.

Наряду с этою общею причиною на экономический быт населения влияла и частная, а именно крупные и повторные недороды хлебов.

Насколько эти недороды были тяжелы показывают следующие данные о продовольственных ссудах и задолженности населения по продовольственным долгам, извлеченные из книги А.С. Ермолова "Наши неурожаи и продовольственный вопрос" (ч.II, стр. 4-9 и 26-28).

ГУБЕРНИИ Число лет получения продовольственной помощи за 43-х летний период с 1866 по 1908 г. За 18 летний период с 1891 по 1908 г. выдано на продовольствие. Задолженность населения по продовольственным долгам на 1 января 1909 г.
Самарская 19 64 473 000 р. 35 938 600 р.
Саратовская 15 60 709 000 р. 28 732 300 р.
Тамбовская 10 27 561 000 р. 15 544 300 р.
Тульская 9 24 755 000 р. 14 837 500 р.
Пензенская 18 24 495 000 р. 13 870 300 р.
Орловская 11 16 920 000 р. 11 424 100 р.
Рязанская 7 16 544 000 р. 8 743 700 р.
Калужская 7 1 802 000 р. 2 798 900 р.
Смоленская 10 1 718 000 р. 3 556 400 р.
Астраханская 4 110 000 р. 467 400 р.
  239 087 000 р. 135 913 500 р.

В результате взаимодействия отмеченных общей и частной причин, благосостояние населения в крае, обслуженном линиями Рязанско-Уральской железной дороги, в течение длинного ряда лет, ухудшалось, что наглядно подтверждается картограммой составленной "Высочайше утвержденной 16 ноября 1901 г. Комиссией по исследованию вопроса о движении с 1861 г. по 1900 г. благосостояния сельского населения среднеземледельческих губерний с другими местностями Европейской России".

Экономический упадок не мог не отразиться на доходности построенных в этом крае линий; влияние этого упадка сказывалось сильнее там, где он был интенсивнее, а сумма убытков железной дороги была тем значительнее, чем больше её линий пролегало в губерниях с ослабленным хозяйством.

Линии же распределились именно так, что наибольшее их протяжение приходится на местности с наиболее резко выраженным хозяйственным упадком.

Протяжении линий по губерниям:
в Саратовской губернии1114,35 верст
Самарской губернии661,44
Тамбовской губернии574,24
Рязанской губернии457,37
Астраханской губернии425,57
Тульской губернии309,90
Калужской губернии160,69
Смоленской губернии120,12
Уральской области108,44
Московской губернии101,31
Пензенской губернии49,41
Орловской губернии34,67

Экономический подъем края

Недоимка по губерниям
Недоимка по губерниям

В последние годы, под влиянием реформ, направленных к подъему народного благосостояния и устойчивых цен на главный продукт труда – хлеб, платежная способность населения значительно поднялась, о чем свидетельствует представленное на приложенной диаграмме резкое понижение недоимочности по казенным сборам.

Подъем экономических сил населения выразился не только в более исправной уплате податных сборов; он не менее ярко сказался в возросшем спросе на произведения обрабатывающей промышленности и продукты народного потребления.

С каждым годом увеличивается перевозка не только тех предметов, которые нужны для пищи, одежды и домашнего обихода, но весьма сильно растет перевозка земледельческих машин и орудий, а это указываете что современная покупательная способность населены позволяет ему не только лучше жить, но и затрачивать средства на усовершенствование техники земледелия, чем закладывается основа для прочных успехов в будущем.

Влияние железной дороги

Влияние оказанное Рязанско-Уральской железной дорогой на экономическое возрождение обслуженного ею края и на развитие в нём промышленной и торговой деятельности было весьма значительным и разнообразным. Оно сказалось в первое же десятилетие после открытая новых линий и на него Министром Финансов было обращено внимание Государственного Совета при обсуждении вопроса о преимуществах частного или казённого железнодорожного хозяйства. Отмечая большую способность частных дорог приспособляться к нуждам прорезываемых ими районов и влиять на подъём коммерческой деятельности населения, Министр Финансов указывал на «пример быстрого коммерческого развития, под влиянием усилий частной дороги, наблюдаемый в оживлении города Саратова, торговые обороты которого, с передачею казною Саратовской железной дороги Обществу Рязанско-Уральской железной дороги, увеличились в несколько раз, при общем оживлении всего прорезанного дорогами Общества района».

Влияние железной дороги в наиболее наглядной форме сказалось на росте обслуженных ею городов и на образовании при станциях новых поселений, число которых с каждым годом увеличивается. Многие из этих поселений стали уже значительными центрами торговой и промышленной деятельности для обширных районов. Примеров такого влияния железной дороги приведено на страницах сайта немало.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.