Краткий исторический и экономический очерк края
Уральское казачье войско
Во второй половине XVI века, когда в Заволжском крае кочевали ещё остатки грозной Золотой Орды, в устьях Урала, называвшегося тогда Яиком, появились "вольные люди – казаки". Недалеко от этих устьев лежал город Сарайчик – столица самого сильного и богатого татарского улуса – ногайцев. Город этот, славившийся своей обширною торговлей с востоком, сделался добычей казаков, которые, разрушив и разграбив его в 1580 году, поднялись вверх по Яику и построили около нынешнего Уральска яицкий городок. Этот городок стал кошем нового яицкого казачьего войска.
Новая община стала скоро увеличиваться переселенцами: казаки с Дона, татары с Кубани, вольные люди из Приволжских городов, бродяги и беглые крестьяне составили ядро яицкого войска. В ту пору казачество привлекало многих. Вольная-волюшка, да легкая пожива, да широкий разгул на все четыре стороны манили к себе помышления русского человека. Здесь не было ни старост губных, ни воевод лихоимцев, ни бояр-вотчинников и рабовладельцев; здесь всякий был сам себе господин. Полная свобода, общее равенство, выборное начало характеризуют, подобно всякой казачьей общине, главные черты устройства нового населения. Войсковой атаман был только исполнителем воли народной, есаулы – его помощники. Казачьи круги, куда народ призывался колокольным звоном и где решались все общественные вопросы, обыкновенно происходили на площади или у атаманского дома и отличались необыкновенною простотою формы. Дело объяснялось собравшимся казакам, предлагалось на их решение словом «любо-ль или не любо?» и, соображаясь с приговором, приводилось в исполнение или отменялось. Презирая и избегая всякие письменные постановления казаки довольствовались коренными обычаями донского войска, которые применяли и изменяли сообразно новой местности и новым условиям. Право суда и расправы принадлежало также народу и приговоры произносились всем войском; преступлениями считались только поступки которые наносили вред или самой общине, или кому-нибудь из её членов; например за измену, трусость, воровство, убийство полагалась смерть; но совершенная вне общины над лицами посторонними, они не считались преступлением и не влекли за собой наказания.
Владение всеми войсковыми угодьями и богатствами было общинное, хотя не исключало и собственности имущественной, частной.
Получив в полное распоряжение реку Яик, казаки завели на ней обширное рыболовство, осели станицами вдоль реки до самого моря и образовали сильный оплот государства на восточное его границе от нашествия кочевых племен.
Значительная часть былых вольностей казаками утрачена, прежнее их название заменено новым, время и новые условия жизни изменили многое в казацком быту, но и доныне быт этот сохраняет ещё много таких особенностей, которые нигде больше не встречаются.
Площадь и население района дороги
Площадь, входящая в район Рязанско-Уральской железной дороги, составляет около 195000 квадратных верст, с населением около 8600000 душ обоего пола.
Население состоит почти сплошь из великоруссов и только в пределах губерний Саратовской, Самарской и Астраханской встречаются слободы, деревни и села, населенные малороссами, иностранными колонистами и татарами; в Астраханской губернии, кроме оседлого населения, живут полукочевые инородцы: киргизы и калмыки.
Поверхность
Рельеф местности, по которой проходят линии Рязанско-Уральской дороги, имеет в общем равнинный характер, переходящий в Заволжской части в сплошную низменность, постепенно понижающуюся к Каспийскому морю и достигающую в южной части не только нулевых, но в речных долинах даже отрицательных отметок над уровнем океана.
Небольшая холмистость встречается лишь в окрестностях города Смоленска, расположенных на Валдайском плоскогорье великой русской равнины, а значительные холмы попадаются только в немногих местах, в области прохождения отрогов Уральских гор, или так называемых "сыртов". Одна ветвь этих отрогов идет с севера на юг по правому берегу Волги, отступая у Саратова от берега и огибая полукругом город, а другая пересекает Покровско-Уральскую линию между станциями Озинки и Семиглавый-Мар и тянется до берегов Узеней.
Водоразделы многочисленных рек нарушают однообразие равнины, а значительные овраги придают ей во многих местах сильно расчлененный и сложный рельеф.
Климат
Климат всего района дороги, не исключая и мест, прилегающих к Каспийскому морю, – континентальный. В местности от Смоленска до Волги не наблюдается особенно резких уклонений от обычных для Центральной России климатических условий, характеризующихся неравномерностью распределения температуры по временам года, резкостью переходов и значительной изменчивостью. Средняя годовая температура здесь колеблется в пределах от +4,4° до +4,9° и годовое количество осадков от 639 до 462; по мере удаления от запада к востоку количество осадков уменьшается и параллельно с этим идет понижение зимних и повышение летних температур. Границей перелома климатических условий дороги служит река Волга; за нею количество осадков резко уменьшается, и также резко повышается летняя и падает зимняя температура.
Января | Июля | Всего года | |
---|---|---|---|
Смоленск | -10,0 | +18,8 | +4,7 |
Скопин | -10,7 | +20,3 | +4,4 |
Орел | -10,4 | +20,1 | +4,9 |
Ефремов | -11,1 | +20,2 | +4,6 |
Москва | -12,0 | +19,1 | +4,5 |
Тамбов | -11,9 | +20,5 | +4,8 |
Пенза | -11,9 | +20,5 | +4,4 |
Сердобск | -11,3 | +20,2 | +4,9 |
Саратов | -11,2 | +22,6 | +6,0 |
Камышин | -10,9 | +22,2 | +6,6 |
Малый Узень | -13,4 | +23,8 | +6,9 |
Уральск | -13,3 | +19,8 | +5,0 |
Астрахань | -7,5 | +25,0 | +9,3 |
Для характеристики климатических условий Заволжского района можно указать, что, судя по направлению зимних изохимен и летних изотерм, – зимы Николаевска и Уральска столь же суровы, как зимы Архангельска, зимы Царева Астраханской губернии (ныне село Царёв Ленинского района Волгоградской области) не мягче зимы Калуги, а зимы Енотаевска почти таковы же, как зимы Полтавы, Могилева и Пернова.
Лето Саратова подходит к лету Харькова, Полтавы и Бессарабской губернии, лето окрестностей Баскунчакского озера приближается по температуре к лету Екатеринодара и Черноморско-Кавказского побережья, а лето Астрахани к температуре Закавказья.
Среднее количество атмосферных осадков, выпадающих в течении года, по наблюдениям в различных пунктах района дороги и смежных с ним местах, представляется следующим:
Смоленск | 639 |
Москва | 538 |
Орел | 539 |
Тамбов | 512 |
Пенза | 476 |
Сердобск | 462 |
Саратов | 379 |
Камышин | 366 |
Николаевск | 335 |
Уральск | 289 |
Малый Узень | 272 |
Александров Гай | 279 |
Астрахань | 156 |
Данные эти показывают, что сухость климата возрастает по мере удаления от Смоленска к Волге, а за волгой, при уменьшающемся количестве осадков и возрастающей летней температуре, влаги оказывается недостаточно для роста хлебов и трав.
Случайность распределения осадков в мае и июне обыкновенно решает судьбу урожая во всем районе дороги и в особенности за Волгой.
Почва
Почва района дороги неоднородна. Преобладающим типом почвы является более или менее тучный чернозем, залегающий на очень больших пространствах в пределах губерний: Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Саратовской и Пензенской; в губерниях Московской, Калужской, Смоленской распространены суглинки и супеси; в Самарской губернии, в Новоузенском уезде сплошь и в Николаевском на половину буроватые почвы и шоколадный чернозем; в Уральской области шоколадный чернозем, каштановые и светлобурые суглинки и в Астраханской – светлобурые и каштановые супеси и пески, переходящие в барханы.
Растительность
Крупные лесные пространства, образующие лесной район дороги, сосредоточены между Белевом и Смоленском, по рекам Оке, Днепру и их притокам; в остальной части обслуженного дорогой края лесные площади также лежат по системам рек: Дона, Оки, Цны, Вороны, Хопра, Медведицы, Терешки, Иловли и др. В Заволжье леса встречаются по Иргизу, в пойме реки Ахтубы и большая лесная площадь в сравнительно недавнее время образовалась в Букеевской орде, среди Нарынских песков.
Занятия населения
Основным занятием населения всего района дороги, за исключением полосы, прилегающей к Каспийскому морю, и подмосковных мест, служит земледелие. Находится оно на невысокой ступени развития и направлено всецело на производство зерновых хлебов. Полеводство ведется в общем почти исключительно при трехпольной системе, в большинстве случаев без удобрения, но первобытную соху уже вытеснил плуг и техника обработки земли, видимо, совершенствуется. Во многих из владельческих хозяйств давно практикуется травосеяние и сопутствующие ему севообороты. В заволжском районе сохранилась ещё (на 1913 год) залежная система, сменяемая в настоящее время трехпольем и пестропольем.
По роду культур, район дороги делится так: пшеницы преобладают в Самарской и Саратовской губерниях; в остальных губерниях преобладает рожь и овес. Саратовская губерния является наиболее крупным в России центром культуры подсолнечника, который здесь же перерабатывается в подсолнечное масло. В Тамбовской и Рязанской губерниях получило значительное развитие табаководство.
Из других отраслей народного хозяйства развиты: садоводство, существующее повсеместно, но наиболее распространенное в пределах Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Саратовской, Самарской и Астраханской губерний; огородничество и бахчеводство, имеющее промышленное значение под Москвой, около Рязани, Саратова и в пределах Астраханской губернии; птицеводство, составляющее довольно видную отрасль хозяйства у крестьян и частных владельцев почти во всем районе.
В прикаспийской полосе главным занятием населения служит скотоводство и рыболовство; важное значение эти отрасли хозяйства имеют в пределах Уральского казачьего войска, а скотоводство – во всем заволжском районе дороги и в южной части Саратовской губернии, в районе линии Балашов – Камышин. В остальном районе скот содержится преимущественно для хозяйственных надобностей; породистые молочные стада и овцеводство сохранились еще во многих частновладельческих хозяйствах, но значительное развитие молочного хозяйства наблюдается только в районах Богоявленско – Московской и Смоленских линий.
Главная | Поиск станции | Карта сайта | Даты | Справочная | История обновлений |
Краткий исторический и экономический очерк края / Часть 1 / / Часть 3 |