Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Козлов (ныне Мичуринск)

Тепловоз 2ТЭ116-440 на станции Мичуринск
Тепловоз 2ТЭ116-440 на станции Мичуринск
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года
Герб Козлова
Герб Козлова

Станция Козлов расположена на 374 версте от Москвы.

Козлов издавна был одним из самых главных хлебных рынков. Он задолго до проведения железных дорог, вел обширную торговлю хлебом, стягивая его к себе из очень обширного района, доходившего до 150 – 200 верст. Собиравшийся в Козлов хлеб шел в Москву гужем и именно отсюда начинался огромный гужевой путь, направлявшийся на Рязань.

Хотя, с проведением железных дорог, район подвоза хлеба к Козлову сократился, так как значительная часть хлеба направилась на ближайшие станции, но все-таки гужевой подвоз хлебов к Козлову еще и теперь доходит до четырех миллионов пудов. Местные земские обследования показали, что "в Козлов свозятся хлеба из наибольшей части уезда с расстояний до 50 верст (в некоторых случаях и с дальнейших)".

Торгово-промышленное значение Козлова весьма велико; обороты его торговых и промышленных предприятий достигают до 15 миллионов рублей в год. Первое место в этих оборотах занимает хлебная торговля и мукомольное дело.

Торговля в Козлове в начале XX века
Торговля в Козлове в начале XX века
Элеватор станции Мичуринск
Элеватор ст. Мичуринск
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года

В Козлове семь паровых мельниц: П.И. Калмыкова, торгового дома "А. Полянскаго с сыновьями", К.И. Иловайского, насл. К.Я. Попова, П.А. Баженова, Н.С. Кривалкина и торгового дома "Бубнов и сыновья", два солодовенных завода, несколько шасталок, винокуренный завод, четыре табачных фабрики, три небольших маслобойных завода, два чугунолитейных, один костеобжигательный, один колокольный завод, бойня бывшая В.А. Чацкина, свинобойня А.Г. Штробель и большой холодильный склад и при нем свинобойня английского акционерного общества "Юнион" и прочие предприятия.

В Козлове три ярмарки: Евдокиевская 1 марта, Троицкая и Воздвиженская, продолжающиеся от 2 до 6 дней; главным предметом ярмарочной торговли служат лошади, которых вывозится до 5000 голов. Базары бывают три раза в неделю и торгуют, главным образом, хлебом.

В Козлове четыре отделения банков: Государственного, русского для внешней торговли, русского торгово-промышленного и русско-азиатского и общество взаимного кредита.

Для хранения и обработки хлеба устроены при железнодорожной станции зернохранилище на 100 тысяч пудов и элеватор на 300 тысяч пудов. Работа элеватора за 5 лет:

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 5937 216227 345102 34272 601538
1907 - 166640 459718 64192 690550
1908 - 127506 326092 8061 461659
1909 2671 155924 388089 21072 567756
1910 8943 112596 281941 2838 406318
Всего 17551 778893 1800942 130435 2727821

При станции коренное депо, имеющее до 100 паровозов и 36 стойл, газовый завод, изготовляющий до 8 миллионов кубических футов газа из нефтяных остатков для освещения пассажирских вагонов и большие паровозные мастерские, могущие выпустить в год из ремонта до 100 паровозов. В депо и мастерских работает до 1800 человек рабочих.

Вокзал станции Мичуринск
Вокзал ст. Мичуринск
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года
Пассажирское здание станции Козлов
Пассажирское здание станции Козлов

В 1911 году грузооборот станции Козлов превысил 11 миллионов пудов, из которых падает на отправление 4449 тысяч пудов и на прибытие 6776 тысяч пудов; пассажиров в том же году отправлено свыше 160 тысяч человек.

На станции мужское и женское училища для детей железнодорожных служащих: мужское на 500 и женское – на 350 детей.

Козлов возник, как укрепленный пункт на границе Московской Украйны, по указу Царя Михаила от 5 сентября 1636 года, для защиты от Крымских и Ногайских татар, приходивших грабить Щацкие, Рижские, Данковские места и Рязань. Уже в 1672 году Козлов был сравнительно многолюдным. Одних "служилых людей", освободившихся уже от военных занятий, числилось в Козлове 4552 человека. "Такого громадного количества помещиков, детей боярских и дворян, мы", говорит Н.А. Благовещенский в своем исследовании о четвертном праве, "не видим ни в одном городе на Украйне. Все они сидели дома и раньше других стали заниматься хлебопашеством". Академик Фальк, посетивший Козлов в 1769 году, нашел, что город Козлов обширнее и многолюднее, нежели Тамбов, но выстроен хуже и занимается более сельскими промыслами, хотя считается в нем 1064 купца.

Аптекарский магазин братьев Веллер в Козлове в начале XX века
Аптекарский магазин братьев Веллер
в Козлове в начале XX века

В 1863 году в Козлове было 28613 душ населения; по переписи 1897 года в нем оказалось 40347 человек, на 1 января 1910 года числилось 45000 человек, по переписи 1939 года – 72 тысячи, по переписи 1970 – 94 тысячи, а по переписи 1992 года в городе проживало 109 тысяч человек. Город с каждым годом развивается и улучшается; в нем (на 1913 год) много хороших построек, водопровод, электрическое освещение, телефон по городу и уезду, три периодических органа печати, коммерческое училище, две женские гимназии, две музыкальных школы, два городских и 18 начальных училищ.

Из достопримечательностей Козлова заслуживает внимания Троицкий мужской монастырь, основанный в 1627 году иеромонахом Иосифом; монастырь расположен на крутом берегу реки Лесной Воронеж, среди дубового леса и обнесен высокою каменною стеною с бойницами.

В окрестностях Козлова развито табаководство; в 12 верстах от города при селе Жидиловке, выжигается известь, известная под именем Жидиловской.


Реклама братьев Бромлей. Прочитать...
Крупнее

Из рекламы Общества механических заводов братьев Бромлей опубликованной в «Спутнике по реке Волге» издания 1901 года, следует что "полное оборудование железнодорожных мастерских в Козлове" было произведено обществом еще в 1866 году.

Последний отремонтированный Мичуринским ТРЗ паровоз
Последний отремонтированный Мичуринским ТРЗ паровоз
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2000 года

Козловские паровозные мастерские со временем были преобразованы в паровозоремонтный завод, паровозы завод ремонтировал до 1976 года, но уже с 1973 года с приходом на железные дороги тепловозной тяги, завод начал переориентацию на ремонт маневровых тепловозов чехословацкого производства ЧМЭ2, а затем и ЧМЭ3. Завод к тому времени назывался Мичуринский тепловозоремонтный (Мичуринский ТРЗ). Последний отремонтированный на заводе паровоз Эр-703-49 вернулся на территорию завода и занял место на постаменте. Кроме вышеупомянутых серий тепловозов завод в разное время капитально ремонтировал тепловозы серий ТЭМ1М, ТЭП60, М62 (всех модификаций). Ознакомится с заводом можно на его сайте - www.milorem.ru.

В 1932 году в честь ученого-селекционера И.В. Мичурина город Козлов был переименован в Мичуринск.

В 1932 году в честь ученого-селекционера И.В. Мичурина город Козлов был переименован в Мичуринск.

Современный Мичуринск – второй по значению после Тамбова промышленный и культурный центр области. В городе кроме локомотиворемонтного завода расположены: авторемонтный завод, автоагрегатный завод, приборостроительный завод, станкоремонтный завод. Мичуринск – общероссийский центр садоводства, в городе расположены НИИ плодоводства имени Мичурина, центральная генетическая лаборатория имени Мичурина. Кроме того, в городе краеведческий музей, дом-музей И.В. Мичурина, музей-усадьба А.М. Герасимова, выставочный зал.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.