Линия Москва-Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Кирсанов

Герб Кирсанова
Герб Кирсанова

Станция Кирсанов лежит на 531 версте от Москвы. Значение Кирсанова, как крупного хлебного рынка, определилось только после сооружения Тамбово-Саратовской железной дороги. До того времени Кирсанов крупным рынком не был, и обороты его считались не более 50-70 тысяч четвертей. Хлеба от Кирсанова вывозились тогда, главным образом в Моршанск. Ржаная мука с Кирсановских мельниц вывозилась в Саратов и Камышин. С постройкой железной дороги, кирсановская торговля получила другое направление и значительно развилась. Ныне в Кирсанов подвозится гужевыми путями из Кирсановского, Чембарского и Балашовского уездов в урожайные годы до 5 миллионов пудов хлебных грузов, которые в зерне и в переработанном на местных мельницах виде отправляются по железной дороге.

Район подвоза грузов к Кирсанову очень большой. Он захватывает, как упомянуто, не только Кирсановский уезд, но и части соседних уездов Чембарского и Балашовского. Отдельные пункты подвоза отстоят от Кирсанова на расстояние до 40-50 верст. У Кирсанова сходятся все старые тракты и он в полном смысле является центральным пунктом.

В Кирсанове — хлебная биржа, на которой постоянно пребывают представители заграничных фирм для закупки, главным образом, чечевицы, льняного и горчичного семени, пшеницы и отрубей. О размерах хлебных оборотов этой биржи можно судить по тому, что в урожайные годы в Кирсанове производят операции по выдаче ссуд под хлеб до шести отделений частных банков.

В Кирсанове и его окрестностях в последние годы построено много больших мукомольных мельниц, из которых должны быть отмечены: М.Г. Крылова, В.П. Попова, В.С. Москалева, В.И. Протасова, братьев Кузнецовых и Д.К. Нарышкина.

Мельница М.Г. Крылова, расположенная при самой станции, замечательна по своему оборудованию, которое доведено до того, что мешки с мукой подаются автоматически прямо в вагоны железной дороги. Средняя годовая производительность этой мельницы 600 тысяч пудов (9828 тонн).

В течение года в Кирсанове бывает три ярмарки: 1 марта, 26 июня и 14 сентября. Ярмарка 1 марта исключительно конная.

В 1911 году отправлено со станции Кирсанов свыше 100 тысяч пассажиров и 4855 тысяч пудов грузов; прибыло грузов — 1836 тысяч пудов. В отправлении преобладали: хлеб в зерне, мука и скот; в прибытии — мануфактура и нефтяные грузы.

Кирсанов. Собор и Ильинская церковь
Кирсанов. Собор и Ильинская церковь
Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX — начала XX века»

Кирсанов возник в начале XVIII века. В то время был построен здесь Красинский железный завод для плавки местной руды, а при нем водворены переселенцы из села Устья Елатомского уезда. Первый поселенец, или осадчий этого поселка, был Хрисан (по просторечию Кирсан) Зубахин, по его имени и названо поселение Кирсановым. Руда, однако, оказалась ненадежной и в 1773 году завод был закрыт, а селение перешло в дворцовое ведомство. Селение это, расположенное среди обширного плодородного района, скоро приобрело значение в хлебной торговле и стало постепенно разрастаться. В 1779 году оно обращено в город. В 1861 году в Кирсанове было 6700 жителей, по всеобщей переписи в 1897 году оказалось в нем с пригородными слободами 10700 жителей, а на 1 января 1910 года числится 12200 человек.

В Кирсанове имеется женская гимназия, городское училище первого разряда (с курсом реальных училищ) и несколько низших мужских и женских школ.

При станции — оборотное депо для паровозов, с паровозным зданием на 9 стойл, врачебный приемный покой и железнодорожное одноклассное смешанное училище на 150 детей.

В 12 верстах от Кирсанова и в двух верстах от разъезда Преображенского, расположено имение Е.Е. Сатина «Хилково», известное симментальским скотом. В 20 верстах от города при селе Гавриловке (3500 жителей) — крупное имение М.И. Сатина, площадью более 4 тысяч десятин, имеющее известность по своему тонкорунному овцеводству (4357 голов) из которых 10% племенных (продаваемых от 30 до 300 рублей за штуку) и остальные — шерстяные. Основание заводу положено покупкою в 1888 году во Франции и Германии баранов и маток породы Рамбулье. Завод развился под управлением одного из лучших авторитетов в овцеводстве П.Н. Кулешова. В этом же имении разводится крупный рогатый скот ангусско-головейский (комолый) и свиньи ойркширской породы.

В 12 верстах к югу от Кирсанова лежит село Вяжля, — родина известного поэта Е.А. Баратынского. Здесь он провел детство и сюда часто возвращался в зрелые годы. Поэт очень любил «родные степи» и усадьбу, в которой вырос. Он посвятил им много сочувственных строф в разных своих стихотворениях, высказывая, что ему было приятнее всего видеть «лес на покате двух холмов и скромный дом в садовой чаще — приют младенческих годов».

В Кирсановском уезде в больших размерах развито профессиональное нищенство; есть целые села, как например Глуховка (в 20 верстах от города), которые исключительно занимаются этим промыслом.


Есть предание, что ветка Рязанско-Саратовской железной дороги должна была пройти мимо Кирсанова на Ртищево, так было прямее. Но Кирсановские купцы смекнули, что они от этого много потеряют и приложили максимум усилий, чтобы ветка прошла через Кирсанов. Для этого, как говорили, дали взятку кому-то в Питере. Но, скорее всего, они взяток и не давали, а сами приняли денежное участие в прокладке дороги.

«Строительство железных дорог во второй половине XIX века перенаправило старые важнейшие торговые пути. Местные купцы сумели понять всю выгоду железнодорожного сообщения с крупнейшими торговыми центрами страны и приложили максимум усилий, чтобы вновь прокладываемая ветка Рязань — Саратов прошла именно через Кирсанов. В июле месяце 1868 года было разрешено построить железную дорогу от Тамбова до Саратова, а в августе уездное земское собрание вынесло решение отпустить на это строительство 50 000 рублей. Была организована концессия, которая отпускала кредит на строительство 30000 рублей.

Кирсанов. Железнодорожный вокзал. Ориентировочно 1965-85 годы. Размещено с разрешения Ростислава Просветова
Кирсанов. Железнодорожный вокзал
Ориентировочно 1965-85 годы

9 августа 1870 году из Козлова в Умет проследовал первый поезд. В 1871 году 4-го июля первый поезд проследовал уже до Саратова. Железнодорожное сообщение между Тамбовом и Саратовом через Кирсанов было открыто, а город, в свою очередь, получил новый импульс к развитию. По исследованиям экономики Тамбовского края В. Ченслером из торгового села Кирсанова до строительства железной дороги вывозилось 600 тысяч пудов зерна и других грузов в год. По его же сведениям в 1887 году со станций Кирсанов, Умет и Иноковка (тогда село Краснослободское) за год было вывезено более четырех миллионов пудов различных грузов. Хлеб повезли в Москву, в Петербург и за границу.

Строительство железной дороги привлекло в эти хлебные края различные иностранные кампании, не говоря уже об отечественных, закупавших здесь первосортную муку. Поэтому на улицах города стали расти ряды домов, лабазов, хлеботорговых, ссыпных складов, кустарных мастерских и других строений, хозяева которых занялись доходными делами, создавали собственные кампании. Появились в городе и представительства крупнейших русских банков. Улицы города стали носить определенные наименования, иногда — двойные. Причем названия улиц во многом отражали быт и социальный состав города.
Очерки истории Кирсановского края








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.