Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей
Кайсацкая
Станция расположена на 128 версте от станции Красный Кут, в пределах Букеевской орды.
Окружающая станцию местность на много верст была до постройки железной дороги почти необитаема и в ней лишь изредка встречались маленькие хуторки русских и киргизов. Теперь (на 1913 год) количество хуторов увеличивается с каждым годом, и сами хутора становятся более многолюдными и разрастаются по количеству дворов.
При станции успел уже образоваться поселок, в 50 дворов, с магазинами и еженедельным базаром, на котором идёт торговля, главным образом, скотом, кожами и шкурами.
![]() |
Киргизы Букеевской орды |
Окрестная степь, служившая недавно только для пастбищ, теперь превращается постепенно в пахотное поле, засеваемое преимущественно пшеницей и гречихой. Территория Киргизской
Букеевской Орды представляет собою большую открытую степь, длиною около 400 и шириною 200 вёрст. С южной и юго-восточной стороны она прилегает к Каспийскому морю, с восточной – к реке Уралу,
с северной – к Самарской и с запада – к Астраханской губернии. Самая средина этой степи покрыта сыпучими песками, называемыми рын-пески. Рек и речек в степи очень мало.
Количество атмосферных осадков также невелико и постоянно превышается количеством испаряющейся влаги. По этой причине с каждым годом уменьшается влага в степи, сокращаются и лиманы.
Вот что пишет
Удобная для пастбища земля, по словам того же исследователя, "так бедна растительностью, что как то не верится, чтобы мог существовать на такой почве скот, кроме верблюда. Растительность не образует сплошного ковра, а торчит клочками, оставляя между отдельными кустиками растений голую глинистую почву.
При такой бедной почве засуха одного лета и одной осени и одна морозная зима могут погубить от бескормицы почти весь скот орды и оставить киргизов без всяких средств к существованию.
Бедность почвы не дает надежды на развитие здесь хлебопашества без искусственного орошения, для которого почти ничего ещё не сделано.
Преобладающая в южной части степи песчаная почва, постоянным выпасом скота на появляющейся на ней растительности, доведена до крайнего разрыхления. Растения, сидящие неглубоко в песке, выбиваются копытами скота, и пески за уничтожением связующего их элемента – растений, двигаются, оголяясь и не давая скоту почти ничего.
Скотоводство, по сравнению с прежним временем, пало и продолжает падать, и киргизы продолжают беднеть."
Изучив условия киргизского быта, А. Харузин пришел к заключению, "что экономическое положение Букеевской Орды далеко не блестяще и что киргиз близится к разорению и разорится окончательно, если не будут приняты меры к закреплению песков и орошению степи."
В прежнее время территория Орды находилась в более благоприятных условиях. Здесь были леса, даже местами такой густоты, что с трудом могли проходить по дороге вьючные верблюды. С образованием Ханской ставки, появилась потребность в лесных материалах и лес начал постепенно вырубаться. Чтобы прекратить лесоистребление хан-Джангер в 1842 году издал особые правила воспрещающие рубку деревьев и вообще порчу леса. Хотя правила эти и были подтверждены после смерти хана советом в 1851 году, а в 1859 году разрешено было даже нанимать полесовщиков, тем не менее, лес мало-помалу был уничтожен. Особенному истреблению лес подвергся во время суровой зимы 1879-1880 г., когда киргизы, лишившись своего скота и, следовательно, средств к жизни, вынуждены были прибегать к разным способам добычи денег, чтобы не умереть с голоду. Между прочим, они стали рубить лес на дрова и выжигание угля для продажи в Ханской Ставке и в окрестных с Ордою местах.
После учреждения в 1890 году Нарынского лесничества, принявшего меры к охране и насаждению леса, площадь, занятая лесом дошла до 16000 десятин и огромное песчаное пространство около 125000 десятин, входящее в состав этого лесничества, почти сплошь покрылось растительностью.
См. также Железная дорога в сухо-безводных районах
Астраханская линия / Палласовка / / Джаныбек |