Линия Тамбов - Камышин. Описание станций и их окрестностей

Камышин. Часть 2

Город Камышин первоначально носил название Дмитриевска. В первой половине XVIII века в Дмитриевске (переименованном в 1780 году в Камышин) устроен был главный склад соли, привозимой с Эльтонского озера, но это не отразилось сколько нибудь существенно на развитие города. Посещавшие его в конце XVIII века путешественники Лепехин и Фальк находили его в незавидном состоянии. Паллас видел здесь, однако, великое множество лавок и говорил, что "прежде отправлялся здесь также великой торг с калмыками". Только в XIX веке Камышин приобрел торговое значение и стал сильно развиваться, но рост этот подрезан был в корне сооружением Грязе-Царицынской железной дороги.

Мост через реку Камышинку у ст. Камышин
Мост через реку Камышинку у ст. Камышин
Фото Дмитрия Мамина ©
Снимок 2001 года
Грузовой поезд на мосту 
через Камышинку
Грузовой поезд на мосту через Камышинку
Фото Дмитрия Мамина ©
Снимок 2001 года

С проведением железнодорожной линии от Тамбова к Камышины торговое значение города стало возрождаться. По переписи 1897 года в нём оказалось населения 15270 человек, к 1 января 1910 года числилось 21700 человек, а по переписи 1992 года числилось 125400 человек. Промышленность в начале XX века выражалась более чем 50 предприятиями; наиболее выдающимися по производству являлись: 7 лесопильных заводов, чугунолитейный и пивоваренный заводы, 3 салотопенных и мыловаренных завода и 3 заведения для производства валенной обуви и войлочных изделий. Главными предметами торговли служили тогда хлеб и лес, а также бакалейные и мануфактурные товары. В Камышине и его окрестностях развито в значительных размерах бахчеводство. Камышинские арбузы приобрели широкую известность.

В начале XX века внешность Камышина была непривлекательной. Известный писатель Евгений Львович Марков рисовал её так:

«Сам город безотраден, как все наши уездные города. Кирпичные и деревянные сундуки, какие в два, какие в один этаж, без стиля, без красоты, без житейского удобства, тянутся однообразным рядами вдоль утопающих в песке и пыли улиц… У немцев такой прибрежный городок был бы корзинкою цветов, хорошенькою игрушечкою, которую ездили бы осматривать туристы. А тут нигде ни воздуха, ни зелени, ни уютности, ничего того, что делает отрадными человеку его гнездо.»

Водопропускная труба на перегоне Камышин - Петров Вал
Водопропускная труба на перегоне Камышин - Петров Вал
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года
Пригородный поезд на станции Камышин
Пригородный поезд на станции Камышин
Фото Зимина В.Г. ©
Снимок 2001 года

К 1913 году внешность города стала изменяться к лучшему, в нём появились здания хорошей архитектуры, разбит хороший парк с тенистыми аллеями и роскошными цветниками, почти весь город вымощен, открылись большие магазины, освещающиеся электричеством.

В городе появились отделения банков: русского торгово-промышленного и русского для внешней торговли, комиссионерство русско-азиатского банка, общество взаимного кредита, публичная библиотека, народный дом, реальное училище, женская гимназия, духовное и ремесленное училища и 9 городских училищ. В Камышине издавалась хорошая местная газета.

Река Камышинка делит город на две части. На правой стороне расположен «новый город», составляющий лучшую часть, со всеми административными учреждениями и торгово-промышленными предприятиями, и на левой стороне – «старый город», в котором станция железной дороги с пристанями: товаропассажирской, лесной и нефтяной. Обе части города соединены мостом.

Берег Волги в старом городе на несколько верст застроен сооружениями железной дороги; здесь элеватор, две наклонные плоскости для механической передачи грузов с железной дороги на пароходы и обратно, солетаска и солемолка и лесоразвозная дорога, при помощи которой прибывающий водою лес поднимается на высокий крутой берег Волги и развозится по участкам, – на которых расположены лесопильные заводы и лесные склады. Лесоразвозная дорога представляет собою весьма интересное сооружение; подробное описание её, составленное инженером Н.М. Клушиным, помещено в журнал «Железнодорожное дело» за 1906 год в номерах 34-35.

На том же волжском берегу расположена обширная нефтяная станция, состоящая из 17 железнодорожных резервуаров на 3400 тысяч пудов и 6 резервуаров восточного общества товарных складов, вместимостью на 1 миллион 200 тысяч пудов.

Паровозное депо. Административное здание
Паровозное депо.
Административное здание
Фото Дмитрия Мамина ©
Снимок 2001 года
Паровозное депо. Веерное здание на 8 канав
Паровозное депо.
Веерное здание на 8 канав
Фото Дмитрия Мамина ©
Снимок 2001 года

На станции главное депо, с паровозным зданием веерного типа на 8 паровозов. Первоначально была построена секция на 6 канав, позднее, до 1913 года к существующему зданию пристроили секцию на 2 канавы.

Улица в Камышине, проходящая вдоль линии Рязанско-Уральской железной дороги называется Рязанско-Уральской.

В 1911 году из Камышина отправлено более 36 тысяч пассажиров и 8 миллионов пудов грузов; прибыло грузов 3 миллиона пудов. В отправлении преобладали пшеница, мука, лесной материал, скот, арбузы, рыба и нефтяные продукты.

В 5 верстах к северо-западу от города Камышина, на ровной местности, поднимаются весьма близко одна от другой, несвязанные между собою, 3 каменные горы, носящие название «Ушей». Две из этих гор стоять очень близко одна от другой, третья в некотором отдалении. Горы имеют шатровидную форму и состоять из сплошного камня, годного на жернова. Они настолько высоки, что видны на большое расстояние из Заволжья. Об этих горах профессор А. Краснов пишет:

Отпечатки окаменелых листьев
Отпечатки окаменелых листьев и кусок окаменелого дерева из горы «Камышинские уши»;

«Город Камышин обладает достопримечательностью, о значении которой имеют понятие не многие из его жителей. Ещё менее о ней знают туристы, которые, проезжая на пароходах по Волге, почти никогда не удостаивают внимания этот маленький городок Саратовской губернии. Между тем, для натуралиста интерес, представляемый Камышиным, можно сравнить с тем, какой представляет Помпея для, геолога. И здесь и там в недрах земля скрыты были остатки воскрешающие пред нами картины давно минувшей жизни. Разница только в том, что Помпея воскрешает нам жизнь древних римлян, а окрестности Камышина – растительность давно минувших геологических эпох. Дело в том, что, разламывая песчаники и кварциты «Ушей», вы каждом шагу находите в них в удивительной сохранности отпечатки листьев тех деревьев и кустарников, которые сотни тысяч лет назад росли на юге Саратовской губернии.

Окаменелое дерево
Окаменелое дерево, высотой около 180 см. над землей, найденное в овраге «Беленький»

Эти отпечатки так отчетливы и красивы многие из жителей Камышина хранят у себя отпечатки тех листьев, как изящное пресс-папье. Громадное большинство листьев, находимых в песчанике "Ушей", принадлежит к растению, похожему на дуб. Кроме дубов, преобладающею древнею породою в древних камышинских лесах, были камфорные лавры, равно как деревья, относящиеся к тому же семейству, – дающие корицу. Среди них росли породы деревьев, близкие к настоящим лаврам, а также чудные вечно зеленые магнолии.

На юге от города в Волгу впадает овраг «Беленький». Переехав через мост по другую его сторону и пройдя с полверсты к Волге, мы вступаем в полосу раздуваемых ветром песков, относящихся к тому же возрасту, что и песчаники «Ушей». Пески эти засажены шелюгою, но раздуты ветром уже настолько, что из них, как в пустыне, в окрестностях Каира, здесь и там ведут на поверхность стволы деревьев когда-то зарытых в пески морского побережья. Здесь я находил стволы древовидных папоротников породы Osmuhda и торчащие разветвленные корни – не то воздушные корни пандусов, не то какого-то спорового растения. В самом овраге «Беленький» в тельванах песчаника попадаются чаще отпечатки листьев.

Как неаполитанцы собрали из раскопок Помпеи целый музей древностей, смотреть который съезжаются учёные и туристы всего мира и который стал одною из главных достопримечательностей города Неаполя, – так и камышане могли бы составить целый музей ископаемых редкостей тропического девственного леса, когда-то росшего на месте их города. И вся Русь, проезжая по Волге, могла бы, останавливаясь в Камышине, осмотреть его и дивиться формам, когда-то бывшей в России полутропической природы.»

В годы Великой Отечественной войны перегон Авилово – Камышин пересекла Волжская рокада. На месте пересечения дорог была образована станция Петров Вал.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.