Об итогах 2010 года

Об итогах 2010 года для железнодорожной отрасли

Настало время подвести итоги 2010 года. Что год этот принёс железнодорожному транспорту России, каковы новшества, что потеряно, на что можно рассчитывать в будущем.

Год не был отмечен большими железнодорожными крушениями, по крайней мере в России, а это уже хорошо. Но на пространстве СССР такая катастрофа, к сожалению, произошла. На Украине, вблизи города Никополь на переезд, прямо перед одиночным электровозом ВЛ-8, следовавшим на скорости около 75 км/час, выскочил автобус под завязку набитый людьми – погибло 45 человек, на Украине был объявлен траур. Крупные крушения происходили в Хале (Бельгия, погибло 18 человек, 171 человек ранен), в Конго (погибло 76 человек).

Российские железные дороги продолжили развивать высокоскоростное сообщение – «Сапсаны» в этом году, уже 16 августа, перевезли миллионного пассажира. Также с 30 июля «Сапсан» ходит от Москвы на Нижний Новгород. Однако тут есть ряд проблем, и не только экономических или социальных. К сожалению, есть проблемы с безопасностью движения.

Ещё в самом начале 2010 года, 18 января, стало известно о катастрофически быстром износе поверхности катания колёсных пар скоростного поезда. В ту пору стояли крепкие морозы, не исключено, что одной из причин этого были именно они. 2 февраля даже была прекращена продажа билетов на «Сапсан» (на даты с 13 марта) хотя руководство РЖД всячески отрицало сам факт проблемы, даже перед первыми лицами государства. 3 февраля продажу билетов возобновили, объявив, что причиной был сбой в системе «Экспресс». Наконец спустя несколько дней о проблеме проговорились технические специалисты фирмы Siemens и вслед за ними руководство РЖД было вынуждено признать проблему. Однако по непонятным причинам 11 февраля вся информация по износу колёсных пар и по исследованию причин такого катастрофического износа была засекречена.

У кассы
Билеты в Анапу есть, а на «Сапсан» – нет

Кроме того, вызывает недоумение и официальный восторг руководства РЖД от пуска скоростного подвижного состава в направлении на Нижний Новгород. Дело в том, что поезд пустили по тем же путям, где до этого ходили обычные грузовые и пассажирские поезда. Скорость пассажирских на отдельных участках допускалась до 140 км/ч, с такой скоростью курсировали фирменные поезда «Буревестник». С пуском «Сапсана» много поездов было отменено (ведь коэффициент съёма поездов с линии у скоростного движения высок), изменён маршрут движения у ряда поездов дальнего следования (теперь поезд Астрахань – Нижний Новгород, ходивший десятки лет, превратился в Астрахань – Казань). В то же время состояние пути не позволяет эксплуатировать «Сапсаны» с конструкционной скоростью. 27 декабря начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун признал, что для ускорения «Сапсанов» в Нижегородском направлении потребуется, по меньшей мере, 6 млрд. рублей.

Эмблема чемпионата мира по футболу 2018 года
Эмблема
ЧМ по футболу
2018 года

В ушедшем 2010 году Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Оставшиеся до чемпионата семь лет руководство страны намерено посвятить созданию соответствующей инфраструктуры в городах, в которых намечено проведение отдельных матчей. Пока нет ни стадионов (почти нигде), ни достойных отелей, дорог, вокзалов и аэропортов. Да что там говорить, нет и туристического обслуживания, а ведь ЧМ (а до него универсиада и олимпиада) – это отличный повод привлечь туристов, ну а для этого нужен транспорт, отели, экскурсоводы, благоустройство «якорных» для туристов мест. А что у нас есть пока что? Несколько столичных аэропортов и экспрессы мужду Питером и Москвой – и то не совсем мирового уровня. Гостиницы в Москве есть, но их мало, иногда катастрофически. Есть гостиницы в Казани (проверено на себе), есть гостиницы Анапы и прочих курортных городов, но и те в сезон все заняты, а ведь нужны они в городах где будут проходить отдельные матчи.

Итак, где же будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года, в каких городах? Кроме Москвы и Санкт-Петербурга в Калининграде, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ярославле, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сочи, Екатеринбурге. Поскольку гостиничный сектор на этом сайте обсуждать как-то не по профилю, то давайте обсудим проблему транспорта. Москва и Санкт-Петербург хорошо доступны как для россиян, так и для иностранцев, но для последних в первую очередь авиатранспортом. Удалёны от центра (как ни крутись, а центральные матчи всё равно будут в Москве) Калининград и Екатеринбург и их придётся посещать самолётами, ведь не всякий вынесет таможенные процедуры в поездке до Калининграда или добрые 28-30 часов в поезде до Екатеринбурга. Ну и пожалуй далековато находятся и Сочи с Краснодаром, туда тоже нужно организовывать надёжное авиасообщение, а также строить хорошие автомобильные и быстрые железные дороги от аэропортов к центру города, местам соревнований. Условно можно назвать проблему доступности Нижнего Новгорода решенной – ведь по линии уже ходит «Сапсан», осталось её (линию) реконструировать под действительно высокие скорости. А вот с остальными городами проблемы и порой весьма немалые. Владимир Путин в последние дни декабря указал на глазах прессы Якунину или Левитину, на необходимость к чемпионату мира организовать скоростное железнодорожное сообщение со всеми этими городами. Так что проблему эту решать придётся.

А ты готов к скоростному движению?
А ты готов?

И проблема уже обсуждается в РЖД. По дорогам буквально сразу после новогодних праздников прошли совещания по организации скоростного движения. Конечно же, мы не можем пока узнать, что на них обсуждалось. Но проблема достаточно очевидна: нет путей для скоростного сообщения, нет подвижного состава, нет хороших вокзальных комплексов, нет обученного персонала (от машинистов до билетных кассиров и путейцев). В общем, начинать придётся почти с нуля, притом в направлении каждого города придётся рубить свой скоростной транспортный коридор. Причём в некоторых местах, возможно, будет нужна электрификация (Саранск), строительство спрямляющих участков, обходов железнодорожных узлов (повсеместно).

Для тех кто интересуется регионом Рязано-Уральской и Приволжской дороги могу сообщить: серьёзным образом затрагивают интересы региона будущая скоростная линия в Волгоград (вероятно она повторит существующий маршрут фирменных поездов «Волгоград» и дорога на Самару (так как планируется затем ещё и связать скоростной линией Волгоград и Самару и разумеется через Саратов). Возможно, планы по созданию скоростных коридоров подтолкнут и строительство железнодорожного обхода Саратова (Липовский – Курдюм – Татищево – Ивановский) и метрополитен и скоростной трамвай в Самаре и Волгограде соответственно. Но о скоростном движении мы поговорим особо и позднее, равно как и о строительстве обхода Саратова.

Интересным итогом года стало и то, что есть некоторое оживление внимания к судьбе узкоколейных железных дорог и тупиковых железнодорожных ветвей в нашем российском захолустье. Это именно оживление внимания прессы, общественности, но к сожалению пока не оживление самих железных дороги силами РЖД. Тут скорее происходит обратный процесс – линии постепенно исключают из сферы внимания, снимают с них пассажирское движение. С лета 2010 года отменён поезд на Александров Гай. А ведь он ходил всегда, больше столетия! В 1990-е было поветрие на Приволжской, его и ряд других поездов даже называли скорым поездом местного назначения. И вот отменили. Теперь движение там только грузовое, да и то, будет оно нерегулярным.

Однако если вновь и вновь напоминать о российской провинции, об её глухих углах, не избалованных таким вниманием как столицы или курортные места (типа Сочи с Красной поляной и Анапы с её Джемете) то есть надежда что малодеятельные линии будут оживлять. Тогда понадобятся не только отели в Джемете, но и гостиницы в Новоузенске или Петровске, музеи в провинции.

В связи с катастрофическими природными пожарами 2010 года вспомнили и о леспромхозах и торфоразработках, и о том, что там живут люди, и к некоторым посёлкам кроме как по узкоколейным линиям не добраться никак. Если бы это только не ограничилось одними разговорами… Следующую статью на сайте нужно будет писать об узкоколейном подвижном составе и о тех, кто его производит. Вспомним и о тех узкоколейных дорогах, что были в своё время в регионе Рязанско-Уральской.

См. также: «Ласточка» с завода компании Siemens в Крефельде







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.