История дороги
История Рязанско-Уральской железной дороги в годы Советской власти
Развитие дороги с 1910 по 1929 годы сохранилось без изменения. Конечными пунктами её на юге являлась Астрахань, на востоке – Уральск, на западе Смоленск и на севере Москва. Эксплуатационная длинна дороги составляла 4428 километров.
В 1929 году Советское правительство приняло решение о разукрупнении железных дорог и перераспределении их границ в соответствии с потребностями бурно растущей промышленности. Западной железной дороге был тогда передан участок протяжением в 438 километров от станции Волово до Смоленска.
Все линии Рязанско-Уральской к западу от станции Турмасово общим протяжением 1016 километров включаются с 1 июля 1930 года в состав Московско-Курской и Московско-Казанской магистралей. В 1936 году другим дорогам переданы участки Турмасово – Кирсанов и Тамбов – Обловка протяжением в 321 километр. В 1939 году от Рязанско-Уральской отошли участки Кирсанов – Ртищево, Пенза – Балашов, Обловка – Балашов – Камышин общим протяжением в 767 километров.
В этот период дорога росла за счет строительства новых участков. В декабре 1936 года в её состав включена новая линия Уральск – Илецк протяженностью в 264 километра, давшая прямую и кратчайшую связь центра страны с республиками Средней Азии, Сибирью и Южным Уралом. С вводом этой линии резко возросло транзитное значение Рязанско-Уральской, в особенности направления Илецк – Озинки – Саратов – Ртищево.
В 1942 году в состав дороги вошли вновь построенные линии Ахтуба - Паромная (136 километров) и Саратов –
Долгое время Астрахань оставалась конечным пунктом дороги на юге. Невозможным представлялось строительство дороги по безводной Прикаспийской полупустыне. Но вот в годы Великой отечественной войны была построена линия Кизляр - Астрахань и временный мост через волгу замененный впоследствии капитальным красивым мостом, по которому одновременно осуществляется движение поездов и автогужевого транспорта. С постройкой этой линии Рязанско-Уральская получила прямую и кратчайшую связь с Кавказом. Транзитное значение дороги еще более возрастало.
В конце Великой Отечественной войны протяженность дороги составляла 2365 километров.
В 1953 году по решению Совета Министров СССР в стране произошло укрупнение дорог. Рязанско-Уральская и Сталинградская были объединены в одну, которая названа Приволжской дорогой. В нее вошла большая часть участков бывшей Сталинградской магистрали, а Уральской отделение Рязанско-Уральской передано Оренбургской дороге.
На Приволжской железной дороге также строились новые линии и ветви. В конце 1970-х от станции Пугачёв были построены линии до станции Звезда Куйбышевской железной дороги и до станции Красногвардеец (линия Пугачёвск – Красногвардеец) Южно-Уральской железной дороги. В рамках большого, но пока ещё не осуществлённого проекта обхода Саратовского узла была построена соеденительная ветвь Липовский – Курдюм. В 2004 году построена ветвь к порту Оля от станции Яндыки.
История дороги / О Председателе Правления Общества дороги Иване Ефграфовиче Ададурове / / Линия Москва-Саратов с ветвями |