История дороги

Обзор истории Северных и Северной железной дороги

Знак Почётный железнодорожник Северной железной дороги
Знак «Почётный железнодорожник Северной железной дороги»

Рязано-Уральская железная дорога связывала центр России с юго-востоком, с Поволжьем и самым югом Уральского хребта (Уральск). Из центра страны к северу и северо-востоку от Москвы вытянулась Северная железная дорога. Строилась она почти одновременно с Рязано-Уральской, но была всё же намного скромнее по длине линий и объёмам перевозок. Если Рязано-Уральская возила в основном хлебные грузы, то Северные железные дороги возили в начале XX века в вагонах-ледниках… сливочное масло.

Северные железные дороги были построены в основном в период с 1870 до 1913 года. Первой линией дороги стала линия Москва – Ярославль, открытая для движения поездов в 1870 году. Затем были построены линии Новки – Кинешма, Мытищи – Щёлково, Александров – Иваново, Бельково – Кержач, Ярославль – Кострома – Ермолино, Ярославль – Рыбинск, Вологда – Архангельск, Москва – Савёлово. В 1913 году протяжённость линий дороги составляла 597 вёрст, из них 106 вёрст составляли двухпутные участки. Часть линий дороги строилась узкоколейными (перестроены впоследствии на широкую колею).

Дороги находились в ведении акционерного общества Московско-Ярославской железной дороги, устав которого был утверждён ещё в 1859 году. Председателем правления этого акционерного общества был Савва Иванович Мамонтов. Дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Новгородской губерний.

Строительство железной дороги на севере Российской империи немало способствовало развитию местной деревообрабатывающей, текстильной и маслодельной промышленности. Дорога способствовала увеличению экспорта через Архангельский порт лесных грузов, строительных материалов, пушнины, льна, смолы, канифоли, скипидара.

На 1913 год дорога владела 668 паровозами, 10,8 тысячами товарных вагонов, имелось 862 пассажирских вагона.

В 1900 году дорога была выкуплена в казну. В 1914-1918 годах отдельные линии дороги были перешиты с узкой колеи на широкую. Были проложены вторые пути на участках Рыбацкое – Званка и Александров – Данилов.

В мае 1918 года дорога была национализирована и была передана в ведение Наркомата путей сообщения.

Вокзал в Вологде
Вокзал в Вологде

В предвоенные годы на дороге зародилось и развилось движение машинистов-новаторов инициатором которого стал машинист депо Ярославль Герой Социалистического Труда Александр Папавин. Его пассажирский паровоз Су прошел без капитального ремонта более 800 тысяч километров при норме в 250 тысяч. Машинист Вологодского локомотивного депо В.И. Болонин в трудные годы Великой Отечественной войны, применяя отопление паровоза дровами, смог так заставить работать свой паровоз, словно тот экипировали высокосортным углём.

В 1953 году к Северной была присоединена Ярославская железная дорога. Протяжённость линий дороги достигла 3750 км. Позднее, в 1959 году, была присоединена Печорская железная дорога. Печорская железная дорога была начата строительством в трудные годы Великой отечественной войны в 1942 году, тогда был построен первый участок от Коноши до Кожвы. Строилась дорога для вывозы каменного угля и лесоматериалов из района Воркуты.

Значок

Первый участок Северной железной дороги был электрифицирован ещё в 1929 году, когда была сделана электрификация под пригородное движение участка Москва – Мытищи. Затем были электрифицированы участки Мытищи – Александров, и ряд участков относившихся к Северной железной дороге, а ныне принадлежащих Московской. В 1958 году была выполнена электрификация участка Александров – Ярославль. В 1962-1963 гг. электрифицирован участок Ярославль – Данилов. Ныне электрификация на Северной дороге имеется на линиях Ярославского, Буйского, Вологодского и Архангельского отделений дорог. Севернее Данилова электрификация выполнена на переменном токе.

В 1968 году дорога была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1970-е годы дорога активно строится. Вводятся в строй новые участки, в том числе и в сложных геологических условиях. Развитие дороги связано с необходимостью обеспечения грузоперевозок к осваиваемым Уренгойскому и Ямбургскому газовым месторождениям.

Управление Северной железной дорогой ранее располагалось в Вологде. Ныне оно расположено в Ярославле. На 1990 год на дороге было 8 отделений, а протяжённость её линий составляла 6050 км.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.