История дороги

П

Рязанско-Козловская линия

ервым звеном рельсовых линий, составляющих предприятие Рязанско-Уральского Общества, явилась Рязанско-Козловская железная дорога. Из этого звена, составлявшего всего 198 верст, образовалось путем слияния с ним Козлово-Саратовской линии, составившейся из бывших земских дорог Тамбовско-Козловской и Тамбовско-Саратовской, и постройки нескольких новых линий и ветвей предприятие, имеющее ныне (на 1913 год) 4118 верст.

История сооружения входящих в это предприятие железных дорог не лишена общего интереса, так как рисует в полном объеме ход железнодорожного строительства в России и отражает те основные взгляды правительства и населения, которые возникли и исчезли в длинный ряд лет с 1859 до последнего времени и являлись решающими в разные периоды: она знакомит нас с периодом постройки концессионным способом, через частные железнодорожные общества, или отдельных предпринимателей; с периодом – увлечения железнодорожным строительством земств и городов и, наконец, с периодом – развития сети в желательных правительству направлениях через посредство существовавших уже богатых железнодорожных обществ.

Павел Григорьевич Фон-Дервиз
Павел Григорьевич Фон-Дервиз

Начало предприятию положено Павлом Григорьевичем Фон-Дервиз.

П.Г. Фон-Дервиз, вернее Фон-дер-Визе, был сын директора Гатчинского сиротского института. Талантливый и предприимчивый, он вначале не обладал крупными капиталами, но благоприятное стечение обстоятельств помогло ему сделаться одним из богатейших строителей железных дорог в России. Первым железнодорожным предприятием П.Г. Фон-Дервиза была полученная им в 1859 году, совместно с другими предпринимателями, концессия на постройку железной дороги от Москвы до Саратова через Рязань и Моршанск, с ветвью на Пензу. Собрать капитал на постройку этой линии не удалось, и она была доведена только до Рязани.

В то время вся русская железнодорожная сеть состояла из линий: Царскосельской, Петербурго-Московской, Петербурго-Варшавской и Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской, Московско-Сергиевской и Московско-Рязанской. Общее протяжение всех этих линий к концу 1863 года составляло всего – 3254 версты.

Нужда в постройке новых железных дорог была так велика, что правительство предоставляло предпринимателям чрезвычайные льготы, лишь бы достигнуть осуществления необходимых государству дорог, но это долго не удавалось.

В конце 1863 года П.Г. Фон-Дервиз возбудил ходатайство о предоставлении ему права постройки железной дороги от Рязани до Саратова, но не через Моршанск, как первоначально предполагалось, а через Козлов и Тамбов, и предлагалось построить в первую очередь участок от Рязани до Козлова на капитал, который обязывалась доставить английская компания, образованная бывшим великобританским министром в Индии, Ленгом. Компания эта требовала безусловной гарантии правительства, т. е. уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход и какой именно. Так как требование было равнозначно постройке дороги на средства, добытые путем заграничного займа, что, по обстоятельствам того времени, признавалось неудобным, то предложение П.Г. Фон-Дервиза было отклонено. Такая неудача не остановила, однако, предпринимателя: год спустя П.Г. Фон-Дервиз возобновил ходатайство об осуществлении Рязанско-Козловской дороги, но на других условиях. На этот раз он предлагал учредить общество в России, собрав капитал частью в Англии, частью в Германии; с этою последнею целью акции компании предполагалось выпустить в английской валюте, а облигации - в прусской. Размер акционерного капитала был определен в 782500 фунтов стерлингов, а облигационного в 10800000 прусских талеров; этому капиталу, по переводе его на русскую валюту, соответствовала, при длине, линии в 197 верст, поверстная стоимость сооружения в 75965 рублей метр или по курсу того времени 91158 рублей кредитками. На такой капитал испрашивалась гарантия 5% дивиденда и 1/20% погашения на срок в 81 год, на который предоставлялась концессия.

Герб Рязани
Герб Рязани
Герб Козлова
Герб Козлова

При обсуждении дела первоначальная расценка стоимости постройки дороги весьма существенно изменилась. П.Г. Фон-Дервиз в своей брошюре "Русские железные дороги" (Прибавление к #284 "Московских Ведомостей" 1865 г.), говорит, что «основной сметою на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, рассмотренною во всех инстанциях министерства путей сообщения, стоимость каждой версты дороги определена в 67650 рублей. Впоследствии по требованию того же министерства, расчет переделан и поверстная стоимость дороги (не включая расхода на уплату по бумагам Общества во время постройки дороги) определилась в 60534 рубля»..

Хотя П.Г. Фон-Дервиз зарекомендовал себя в глазах правительства еще со времени осуществления Московско-Рязанской линии, как надежный предприниматель, но тем не менее, по Высочайшему повелению, от него, еще до рассмотрения дела в Комитете Министров, было потребовано предварительное удостоверение в том, что все бумаги будущего общества размещены. Это Высочайшее повеление вызвано было рядом неудач, постигавших все частные железнодорожные компании, возникавшие за время с 1860 по 1865 года (за исключением одной лишь Динабурго-Витебской дороги). Несмотря даже на даруемые им чрезвычайные преимущества, большинству таких компаний не удавалось собрать необходимых для них денежных средств, - настолько недоверчиво были настроены иностранные банкиры к нашим железным дорогам. П.Г. Фон-Дервизу удалось, однако, поколебать это недоверие и склонить германских капиталистов к приобретений облигаций будущей дороги. Достигнув этого, П.Г. Фон-Дервиз представил потребованное удостоверение и концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года.

Выпущенные облигации были реализованы в сравнительно очень короткий срок, при посредстве банкиров-менял, главнейшим образом, Берлинской и Франкфуртской бирж, но, по словам И.С. Блиоха, «содействие этих посредников было достигнуто за весьма дорогие, платимые им комиссии» (комиссионные).

Акции на английском рынке реализовать не удалось, и П.Г. Фон-Дервиз разместил их среди русских капиталистов.

Постройку дороги П.Г. Фон-Дервиз произвел с небывалою до тех пор быстротою: вся линия была построена и открыта для движения менее, чем в полтора года, а именно 4-го сентября 1866 года.

Изображение с обложки отчета Правления Рязанско-Козловской дороги за 1870 год
Изображение с обложки отчета Правления Рязанско-Козловской дороги за 1870 год

Рязанско-Козловская дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собою этот путь, дорога стала одною из самых первых по перевозке хлебных грузов и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году - 6,7%, в 1868 году - 14,5% и 1869 году - 18,1% на акционерный капитал. Такой результата дал сильный толчок появлению предпринимателей, желавших строить железные дороги, которых прежде правительство искало, но не находило.

Выгодные результаты сооружения Рязанско-Козловской железной дороги, по словам академика И.И. Янжула, «положили начало той спекулятивной железнодорожной горячке, которую пережило наше отечество в 60 и 70 годах прошлого столетия и которая служила у нас отголоском подобной же горячки, охватившей всю Европу на 15-20 лет ранее»

В первые годы по открытии Рязанско-Козловской железной дороги, грузы к ней подвозились с расстояния до 150-200 верст и количество грузов было так велико, что справиться с ним дорога не могла. Жалобы на это дошли до сведения Государя и он приказал исследовать дело, возложив эту задачу на товарища Министра Путей Сообщения, гр. В.А. Бобринского Результатом исследования гр. В.А. Бобринского, признавшего необходимым усиление дороги, с выдачею на это из казенных средств ссуды, явилось устройство второго пути на Рязанско-Козловской линии. Второй путь был открыт 1-го июня 1870 года, и с той поры Рязанско-Козловская дорога стала одной из самых сильных по своей пропускной способности.

Ныне линия Рязань – Козлов (Мичуринск) входит в состав Юго-Восточной железной дороги.

Станции Рязанско-Козловской линии

  • Рязань
  • Стенькино
  • Денежниково
  • Шевцово
  • Старожилово
  • Хрущево
  • Чемодановка
  • Биркино
  • Кораблино
  • Подвислово
  • Ряжск
  • Шереметьево
  • Александроневская
  • Зимарово
  • Богоявленск
  • Бригадирская
  • Хоботово
  • Кочетовка
  • Козлов







  • Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
    Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.