История дороги

Обзор истории Московской железной дороги. Часть 1

Северо-западные линии бывшей Рязано-Уральской дороги ныне принадлежат дороге Московской. Московская дорога не является прямой наследницей одной или двух дорог. Сейчас в состав дороги входят линии, принадлежавшие в своё время самым разным дорогам, их примерно дюжина.

В состав Московской железной дороги входят старейшие на сети железных дорог России участки, построенные в 60-90-х гг. XIX века и позже: Москва – Петушки (1861), Москва – Загорск (1862), Москва – Рязань (1862-65), на Курск (через Серпухов – Тулу – Орёл; 1866-68), на Александров от Загорска и на Смоленск через Можайск (1870), на Брянск и Калугу (1899), на Савёлово (1900), на Шаховскую (1901), на Черусти (1912).


Жетон Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Жетон Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
См. также: Железнодорожные хобби
Рижский вокзал
Рижский вокзал

Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога была построена в 1870-1904 гг. Этой дороге принадлежал Рижский вокзал. В 1869 г для сооружения дороги было образовано Общество Рыбинско-Бологовской железной дороги, которое в 1895 году переименовано в Общество Рыбинской железной дороги, а в 1897 г. – в Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Дорога обеспечивала масла, льна, хлеба, лесных и строительных материалов. Она связывала центр страны с незамерзающим портом на Балтийском море – Виндавой (отсюда и название дороги). Виндава – это нынешний Вентспилс в Латвии. Кстати дорога имела там и собственные портовые сооружения.

Основными линиями железной дороги были: Бологое – Рыбинск (движение по линии было открыто в 1870 году); Чудово – Старая Русса (1878); Бологое – Псков (1897); Сонково – Кашин (1898); Сонково – Красный Холм (1899); Москва – Виндава (1901); Царское Село – Дно (1904); Новосокольники – Витебск (1904). В 1900 году дороге отошла линия Царскосельской железной дороги. На 1913 год протяжённость дороги составляла 2475 вёрст или 2640 км. В подвижном составе дороги имелось 411 паровозов, 11490 товарных вагонов и 572 пассажирских вагона. Дорога имела свои школы и техническое железнодорожное училище.

В сентябре 1918 года железная дорога была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.


Московско-Казанская железная дорога была построена в 1864-1912 гг. Дорога проходила по территориям Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерний. Дорога связывала центр страны с восточными областями европейской России. В Рязанской, Пензенской и Тамбовской губерниях дорога граничила с Рязано-Уральской.

Существенную роль дорога играла в экспорте хлебных товаров со станций Батраки, Пенза, Сызрань к портам на побережье Балтийского моря.

Основными линиями дороги были: Москва – Рязань (движение открыто в 1864 году), Рязань – Казань (1894), Рузаевка – Пенза (1895), Рузаевка – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск (1898). На 1913 год дорога имела протяжённость 260 км. В парке дороги было 523 паровоза, 14994 товарных вагона, 536 пассажирских вагонов. В Москве, Перово и Алатыре дорога имела свои ремонтные мастерские. Уже тогда, эти мастерские имели отдельную механизацию. Подъемник для кузовов вагонов приводился в действие от парового двигателя. Также дорога имела 44 механизированных элеватора и холодильный склад.

Дорога построила первый в России совмещённый мост через Оку у Коломны. По его верхнему ярусу двигались поезда, а нижний был предназначен для гужевого транспорта и пешеходов. В 1880 году по проекту Н.А. Белелюбского, К.Я. Михайловского и В.И. Березина у Свияжска дорога построила крупнейший на тот момент в Европе мост через Волгу.

В сентябре 1918 года железная дорога также была национализирована.


Московский вокзал в Туле
Московский вокзал в Туле

Московско-Курская железная дорога, проходившая по территориям Московской, Тульской, Орловской, Курской и Рязанской губерний связывала центр России с районами юго-востока страны. Строилась дорога с 1866 по 1868 год. На 1868 год её протяженность составила 512 вёрст или 546 км. Строили дорогу за счёт казны. Были задействованы как частные подрядчики, так и строительные части военного ведомства.

Дорога способствовала развитию сельскохозяйственного производства в регионе, так как у крестьян появился московский рынок сбыта. Промышленные предприятия одного из главных центров машиностроения страны – Тулы, получили простое средство доставки сырья и готовой машиностроительной продукции. Кроме оружия предприятия Тулы производили и производят самовары, грузовые подъемники, трансформаторы, зерноуборочные комбайны. Основанный в 1869 году как паровозные мастерские Московско-Курской железной дороги, а ныне Тульский завод железнодорожного машиностроения, изготавливает для нужд путеремонтные машины, передвижные вагонные домкраты, струги-снегоочистители. В годы войны этот завод выпускал мины, путеразрушители, оборудовал вагоны для бронепоездов.

В 1871-1893 гг. дорога была передана в ведение акционерного общества. В 1893-1895 гг произошло объединение с Московско-Нижегородской и Муромской железными дорогами, дорога вновь перешла в казну. В мае 1918 года дорога была национализирована.

Ещё одна дорога с похожим названием, Московско-Курско-Донбасская, была сформирована в 1953 году путём объёдинения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог.


Для полноты картины, конечно же, следует рассказать ещё о Московско-Брестской железной дороге, Московско-Киево-Воронежской, Московско-Нижегородской и о самой Московской железной дороге и её нынешнем состоянии. Это описание вы сможете найти во второй и третьей частях статьи.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.