Справочная информация

Железнодорожные хобби. Часть 2

Как я писал в первой части железнодорожных хобби великое множество. Можно выдумывать новые увлечения и разнообразные виды собирательства прямо на ходу.

Мини-паровоз на колее шириной 381 мм
Мини-паровоз на колее шириной 381 мм

Скажем можно собирать газетные и журнальные публикации о железной дороге, собирать серьёзную железнодорожную литературу. Можно изучать всё это и стать настоящим экспертом, в какой либо отрасли железнодорожных знаний. Подчас такие эксперты знают намного больше рядовых выпускников железнодорожных ВУЗов, да что там ВУЗов, больше многих опытных работающих на транспорте инженеров!

Вот, скажем, есть такое увлечение – трейнспоттинг. Слово не наше, чем-то пугающее, но по сути безобидное. Любители трейнспоттинга выходят к железнодорожным линиям, локомотивным депо, крупным железнодорожным станциям и вооружившись ручкой и блокнотом, биноклем и фотоаппаратом наблюдают за локомотивами и поездами. За вагонами наблюдения не ведут – ведь их неизмеримо больше, да и полигон обращения вагонов огромен. Цели у наших наблюдателей-трейнспоттеров безобидные – отследить когда и куда проехал тот или иной тепловоз или электропоезд. Это совсем не шпионы, людям просто интересно собственноручно собирать и систематизировать информацию о подвижном составе, ведь при этом они испытывают удовольствие находясь рядом с объектом своей страсти железной дорогой.

Фотографирование железной дороги в Польше
Фотографирование железной дороги в Польше

Хотя собираемая трейнспоттерами информация, как правило, неуникальна (например, ею наверняка владеет поездной диспетчер), но именно у наблюдателей выстроившихся на пригорке вдоль полосы отвода железной дороги часто информация куда более полная, чем у специалистов. Рассказывают, что не у нас, а в Великобритании, родине трейнспоттинга был случай, когда официальные железнодорожные власти обратились к трейнспоттерам за информацией о локомотиве, который пропал. И тогда тренспоттеры смогли помочь, и локомотив был найден.

У нас, в России, наблюдение за локомотивами распространено куда меньше. Жёсткое тоталитарное прошлое страны, атмосфера подозрительности этому никак не способствуют. Сейчас конечно же обстановка гораздо свободнее, но увы не совсем. Зачастую работники транспортной милиции изнывающие от безделья норовят посадить людей с блокнотами и фотоаппаратами в «обезянник».

Многие трейнспоттеры не просто наблюдают и записывают, они ещё и снимают локомотивы, поезда, железнодорожные линии, архитектуру старых и новых зданий на железной дороге. Встречаются среди них и любители и полупрофи и настоящие фотохудожники. Именно благодаря этим энтузиастам своего дела сохраняются для потомков документальные свидетельства об истории железных дорог. Конечно же, фотографируют дорогу и официальные фотографы от редакций газет и журналов, но у них фото, как правило, постановочные, да и снимают они не будни, а праздники или какие-то события, всей правды жизни эти фото не передадут.

Энтузиастов, фотографирующих железную дорогу, в мире тысячи человек. Именно из их фотографий сформированы огромные онлайновые фотогаллереи, которые Вы сможете найти в сети Интернет. В самых крупных из них по полмиллиона фотографий.

Купюра 5000 рублей
На этой купюре изображён мост через Амур у Хабаровска. Это новый мост, он двухуровневый, по верхнему уровню едут автомашины, по нижнему идут поезда. Мост через Амур был построен ещё в 1916 году, но это был чисто железнодорожный мост. К концу XX века мост уже физически устарел и на его опорах был сооружён новый мост

Изображения железной дороги можно найти и на купюрах, монетах и бонах. Коллекционеры монет называются нумизматами, а бон и купюр – бонистами. Правда, за рубежом эти понятия смешаны и там всех их называют нумизматами.

Изображение ж/д на деньгах и бонах ныне появились и в России. Боны – своеобразные денежные суррогаты, заменители настоящих денег, имели Уссурийский локомотиворемонтный завод и Красноярский электровагоноремонтный завод. А другой железнодорожный объект изображён уже на крупной купюре в 5000 рублей.

Монета в 20 euro
Монета в 20 euro

Если у Вас в руках бывали монеты euro, то вы, вероятно, встречали монеты с изображением паровозов, вагонов, железнодорожных мостов. Несколько видов таких монет номиналом в 20 euro выпущено с 1997 по 2001 год Австрией. Правда, тиражи монет были небольшие, явно для коллекционеров. Так что если есть интерес, то можно купить монеты у других коллекционеров.

Ещё один довольно неожиданный объект для изучения и коллекционирования – гербы городов. Специалисты по геральдике, хорошо знающие современные гербы городов без труда назовут десятки городов в гербе которых, так или иначе, присутствует железная дорога.

Некоторые гербы городов, как официальные, так и самопальные, придуманные при советской власти, уже перекочевали на значки и стали добычей фалеристов, а некоторые наоборот, только недавно утверждены. Ниже представлены гербы городов Топки, Лиски, Чёрная-над-Тисой, Дебальцево. А ещё символика железных дорог присутствует на гербе городов Карталы, Явожина-Слёнска, Скаржиско-Каменна.

Грербы городов
Гербы городов Топки, Лиски, Чёрная-над-Тисой, Дебальцево

Не знаю, предусмотрено ли это геральдическими традициями, но на гербах появляются локомотивы разных типов, железнодорожные мосты, колёса и колёсные пары, железнодорожные «птички».

Довольно обильно железнодорожная тематика представлена и на марках, конвертах. Ещё необходимо рассказать о железнодорожном моделизме. Отдельного рассказа заслуживают железнодорожные музеи, как у нас в стране, так и за рубежом. Но об этом будет рассказано позже, в продолжении цикла статей.

Начало темы железнодорожных коллекций смотрите в первой части







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.