Справочная информация
Железнодорожные хобби. Часть 1
Железнодорожных хобби великое множество. Энтузиасты железных дорог могут собирать марки, спичечные этикетки, календарики карманные и календари настенные, плакаты, значки с железнодорожной тематикой. Те кто склонен к моделизму занимаются макетами железных дорог, железнодорожным моделизмом. Для тех, кому модельный масштаб маловат (а такие люди есть!) были придуманы садовые железные дороги – настоящие дороги в миниатюре, которые могут возить людей и грузы, но они меньше настоящих в 5-10 раз. Любители фотографии устраивают фотоохоту на поезда, локомотивы и другие железнодорожные объекты. Кто-то снимает фильмы о железнодорожном транспорте. А кто-то любит водить составы на виртуальных железных дорогах, на компьютере, они разрабатывают маршруты поездок на железнодорожных симуляторах. Кто-то изучает историю железных дорог. Зачастую один и тот же человек занимается сразу несколькими направлениями, т.е. имеет несколько железнодорожных хобби. Железнодорожные хобби увлекают и некоторую часть железнодорожников, конечно, только тех, кто по настоящему влюблён в транспорт, не устаёт от него на работе.
Привет из Иркутска |
Попробуем сделать обзор разнообразных железнодорожных хобби.
Железнодорожная филокартия – это коллекционирование почтовых открыток с изображениями на железнодорожную тематику. Сама филокартия зародилась в конце XIX века, в самый бум железнодорожного строительства. Естественно, что железнодорожные вокзалы, мосты, поезда, локомотивы, просто пейзажи с железнодорожными путями не раз и не два печатались на открытках. Таких открыток в самых богатых коллекциях могут быть десятки тысяч. Рисунок изображённый на открытке может быть как документальной или постановочной фотографией, так и художественным рисунком.
Широко распространённым сюжетом открыток были почти открытки «Привет из…». Это мог быть привет из Саратова, Тамбова, Астрахани, Екатеринбурга любого губернского или курортного города. На многих таких открытках изображались памятные виды того или иного города, но некоторые открытки были с поездами или паровозами. Например, на цветной ретушированной открытке «Привет из Иркутска» напечатанной в 1903 году крупным планом изображён паровоз. На дымовой коробке паровоза надпись «Приветъ изъ Иркутска», а ниже фото вокзальной улицы Иркутска, пристанционного посёлка и открывающегося вида на реку Ангара.
Были ещё и открытки «Сердечный привет с дороги». Выпускали их, по всей видимости, некоторые дельцы, не имеющие отношения к самой дороге, но пытающиеся за счёт большого тиража и большого же ареала возможного распространения открытки получить значительную прибыль. Известны открытки с Московско-Брестской дороги и Рязано-Уральской дороги. На открытке РУЖД изображена схема дороги и небольшие фотографии с видами городов, относящихся по мнению автора коллажа к самой дороге. Однако не обошлось без ляпов: там ошибочно помещено изображение Царицына, который никогда не был пунктом РУЖД, а также ошибочно в качестве линии Рязанско-Уральской железной дороги отмечен участок от Рязани до Москвы через Луховицы и Фаустово.
По договору с министерством путей сообщения издатель Алексей Сергеевич Суворин получил монополию на продажи своих изданий на всех железнодорожных станциях России, в специализированных магазинах и привокзальных киосках. На рубеже XIX и XX веков были выпущены большие серии открыток, посвящённых строительству Транссибирской магистрали, архитектуре вокзалов, Кругобайкальской железной дороге, подвижному составу, конке и другим железнодорожным объектам.
Во времена СССР немаркированные художественные открытки по железнодорожной тематике выпускались издательствами «Советский художник», «Изобразительное искусство», «Планета», «Аврора», «Правда». В 1985 году появился альбом открыток «Железнодорожники» выпущенный издательством «Советский художник». В нём было двадцать четыре цветные репродукции с картин молодых советских художников, все они изображали железнодорожников разных профессий. В 1987 году издательство «Изобразительное искусство» выпустило набор из 16 открыток «Паровозы-памятники», на которых были запечатлены паровозы, установленные на почётных стоянках. В той серии были и паровозы, связанные с РУЖД: стоящий в Волгограде Ов-5109, стоящий на Павелецком вокзале мемориальный паровоз У-127.
Памятный значок |
Железнодорожная фалеристика – это коллекционирование разнообразных эмблем, нагрудных знаков и значков, служебных жетонов, медалей и других знаков отличия, посвящённых железнодорожной тематике. Коллекционерам значков, как и коллекционерам марок (о них позднее) значки дороги тем, что на них в рисунках и надписях отражены история железных дорог, показаны подчас уникальные образцы железнодорожной техники, разнообразные достижения транспорта.
Фалеристика развилась в СССР в первой половине XX века. А вот первые объекты для собирательства выпускались ещё в 1870-е годы. Частные железные дороги выпускали тогда служебные и наградные именные жетоны, имеющие вид значков. Эти жетоны давали право на бесплатный проезд по отдельным линиям или внутри всей железной дороги. Такие жетоны можно увидеть тут: (Обзор истории Юго-Восточных и Юго-Восточной железной дороги) и (Обзор истории Московской железной дороги).
Одним из первых знаков, относящихся к предметам железнодорожной фалеристики, является технический знак железнодорожника, который был предназначен для ношения на форменной одежде. Это был знак в виде позолоченных якоря и топора.
Одним из направлений железнодорожной фалеристики является собирание юбилейных и памятных медалей и значков. Множество памятных значков выпускалось в советское время. Они увековечивали историю строительства новых дорог (Турксиб, БАМ), открытие новых заводов делавших железнодорожную технику и другие события.
С 1934 года стало присваиваться звание Почётного железнодорожника. Всем награждённым выдавался особый знак. На протяжении истории знак этот неоднократно менялся: менялся материал, из которого он был сделан, техника исполнения и сам рисунок на знаке: паровоз уступил место тепловозу, а затем был электровоз и, наконец, скоростной электропоезд. Всего насчитывается не менее 20 разнообразных варианта знака Почётный железнодорожник, собрать их все достаточно трудно и затратно, так что коллекционерам есть к чему стремится.
Существовали ещё и нагрудные знаки для железнодорожников. Учреждены они были в 1943 году для того, чтобы повысить трудовую активность железнодорожников, усилить их мотивацию к безупречному труду. Эти нагрудные знаки имели форму эллипса, в знак было вписано паровозное колесо стоящее на рельсе. В верхней части знака, на развевающемся красном флаге золотыми буквами было начертано Отличный, а в нижней части, на рельсе покрытом красной эмалью было написано Паровозник, Вагонник, Движенец, Связист, Путеец и т.д.
Тема железнодорожной фалеристики так обширна, что в издательстве транспорт в 1988 году была выпущена книга В.Н. Ильинского «Трудовые награды железнодорожников и транспортных строителей».
Рекламный календарь |
Железнодорожная филотаймия (собирание календарей) посвящена собиранию календарей, в основном карманных календарей. Этот вид коллекционирования достаточно популярен, тем более, что не требуется больших затрат на создание коллекции.
Достаточно часто на календари помещали видовые фотографии, пейзажи куда попадала и железная дорога. Иногда карманные календарики, ввиду их массовости, становились оружием в руках инженеров по охране труда: ведь календари имели при себе многие, многие сверяли с календарём свой рабочий график, и невольно смотрели предупредительные плакаты на обороте календарей, усваивали правила охраны труда.
Чаще всего календари что-то рекламировали. Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешёвое средство рекламы и использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов или листовок, имеет ещё и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его человеком, а хранится долго, как минимум в течение года. Не изменилось это и по сей день. Рекламные календарики рекламировали путешествия на железнодорожном транспорте, перевозку грузов поездами и… самолётами. Один такой календарь выпущен был в 2001 году авиакомпанией Antonov Airlines. Дело в том, что компания перевозила то ли на Ан-1245, то ли на Ан-225 локомотивы и решила использовать фото этого события для своей рекламы. Не скупятся на издание календарей рекламного характера всевозможные транспортные и экспедиторские компании.
На календарях в графическом виде запечатлена история железнодорожного транспорта. В разные годы были выпущены отдельные календари или целые серии, посвящённые различным локомотивам, вагонам. Календарики к датам выпускали заводы строящие и ремонтирующие подвижной состав железных дорог, железнодорожные издательства.
Продолжение темы железнодорожных коллекций смотрите во второй части
Главная | Карта сайта | Даты | | Прогноз погоды |