Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Эльтон. Часть 2

В эту пору перевозкою эльтонской соли от озера до пристани на Волги, занято было до 17000 фур: соль шла не только во внутренние губернии, но возилась казною в Финляндию и Курляндию. Это была пора крайней степени развития эльтонского промысла: ни ранее, ни позже не было ничего подобного. Казна несла громадные убытки. Нижегородские и камышинские магазины были доведены до состояния обидного. Словом употреблены были все меры во имя обеспечения народа солью; главным же источником этого обеспечения избрано было Эльтонское озеро.

За время казенной разработки всего добыто (по десятилетиям):
ГодыПудыГодыПуды
1747-1756 21005977 1807-1816 86953661
1757-1766 44479574 1817-1826 19561408
1767-1776 23106372 1827-1836 18551670
1777-1786 47892764 1837-1846 40085959
1787-1796 45348521 1847-1856 75551700
1797-1806 71748295 1857-1862 18046196

Добыча соли средствами казны прекратилась в 1862 году и в течение трех следующих лет (1863, 1864 и 1865) разработки соли на Эльтоне вовсе не было. С 1866 года началась добыча соли частными предпринимателями и продолжалась 17 лет, до 1882 года. За это время добыто:

ГодыПудыГодыПудыГодыПуды
1866 5842811 1872 552703 1878 385193
1867 7348814 1873 850190 1879 109683
1868 3262748 1874 926034 1880 595566
1869 1905910 1875 186098 1881 1691000
1870 1015395 1876 210331 1882 2424074
1871 368070 1877 242683    

Размеры добычи соли на Эльтоне, как видно из этих цифр, подвергались весьма резким колебаниям. Колебания же находились в зависимости от тех мер, которые принимались правительством для увеличения сбыта эльтонской соли. С переходом промысла в частные руки, замечается постепенный его упадок. Непродолжительный подъём эльтонской солепромышленности в 1881 и 1882 годах был последнею вспышкою, окончившеюся совершенным закрытием промысла и значительным ущербом для предпринимателей. В 1883 году ни один из участков, на которых до того времени производилась добыча соли, уже не был заарендован.

Выломка соли на озере производилась простым способом, при помощи ломов, пешней и лопат, а доставка её к берегу на особых лодках – дощанках, поднимавших 50-100 пудов (от 800 до 1600 кг). Главным тормозом для развития солепромышленности служила дороговизна доставки соли на волжские пристани, достигавшая нередко 9 копеек с пуда. Эта дороговизна была причиною, что эльтонская соль обходилась на рынках сбыта дороже соли других источников, пользовавшихся лучшим местоположением и путями, и не могла выдержать конкуренции. При таких условиях эльтонский промысел не мог существовать и должен был закрыться.

Только после постройки Астраханской железной дороги эльтонский промысел возобновился. При новых условиях перевозки и торговли солью будущность его предсказать было трудно, но для того, чтобы эта будущность была наилучшей, со стороны железной дороги принимались посильные меры. В целях сокращения расходов по доставке добываемой соли на берег, была устроена на самом озере особая земляная площадка для складывания соли и на эту площадку проведен рельсовый путь; погрузка соли, в вагоны происходила на озере; здесь же устроена была и солемолка, производительностью до 1 вагона в час.

Залегающие вдоль берегов Эльтона соленые минеральные грязи с давних времён служили местному населению средством лечения, но высокие целебные свойства этих грязей выяснились только после открытия железной дороги и при посредстве устроенной ею же для своих служащих грязелечебницы. Если бы не было дороги и её грязелечебницы то благодетельный дар природы, способный исцелять массы страждущих, ещё долго пропадал бы даром; доступ к этому дару открыт железной дорогой и ей принадлежит высокая и гуманная заслуга что этот дар обращен на служение людям и спасает многих из них от тяжких страданий.

По исследованию профессоров Саратовского Императорского Университета, эльтонская грязь обладает громадной радиоактивностью. В составе этой грязи заключаются, по наблюдениям врача П.А. Можайкина примеси йода, солей железа, сероводорода, углеводорода, углекислоты и аминных оснований. Эльтонская грязь гуще одесской и потому удобнее для экспорта, годна для приготовления грязевых ванн и припаров немедленно без предварительной её обработки, как это необходимо с франценсбадской, липецкой и другими. Эльтонская грязь, сохраняет свои внешние свойства и целебность более года. Эффектное и чрезвычайно быстрое излечение больных привело врача П.А. Можайкина к убеждению, что эльтонские грязи, по видимому, самые действительные из всех других. Климатические условия, по наблюдениям того же врача, здесь очень благоприятны для лечения. Воздух над озером замечательно чистый, дышится необыкновенно легко и чувствуется особая бодрость и прилив сил. Выпадения утренних и вечерних рос здесь не бывает, что важно для больных, склонных к простуде.

Эльтонские грязи назначаются при хронических формах сочленоваго и мышечного ревматизма, при страданиях суставов разного рода, подагре, невралгиях и прочих заболеваниях.

Железнодорожная грязелечебница, положившая начало лечебному делу на Эльтоне, предназначена только для железнодорожных служащих; устроена она на самом озере, на насыпи, в 3 верстах от станции; больные жили на станции в особых зданиях и доставлялись два раза в день в лечебницу поездами.

Для посторонних лиц имелась при станции Эльтон частная грязелечебница и кумысное заведение провизора Харченко. В красивом двухэтажном здании, типа курзалов, с 40 номерами, помещаются кабины с ваннами для лечения грязью и рапой; здесь больные могут пользоваться полным пансионом, но по желанию могут довольствоваться и в имеющейся отдельной столовой. При грязелечебнице – аптека, аптекарский магазин и даже – автомобиль.

Недавняя глушь безлюдной степи, в которой трудно было встретить живое существо, уже стала курортом. Таков переворот, совершенный железной дорогой в бывшей полупустыне!

Недалеко от станции находится довольно значительная Улаганская возвышенность, на склоне которой устроен был искусственный пруд для сбора снеговой воды, поступающей оттуда самотеком, но так как этой воды недостаточно для обеспечения потребностей станции, то в так называемой «Кривой Балке» реки Смарады устроено 11 бруклинских колодцев, дающих пресную воду; колодцы эти расположены в 2 ряда и соединены между собой общей трубой, по которой вода поступает в насос водокачки и оттуда в бак водоприемного здания.

На станции – депо с паровозным зданием на 3 стойла.


Прошли годы. Вновь сильно изменилась жизнь в посёлке при озере Эльтон и железнодорожной станции. На озере больше не добывают соль – теперь центр добычи переместился в Баскунчак. А на станции и следа нет от паровозного депо. Но по прежнему действует санаторий «Эльтон», правда в годы Великой Отечественной войны он стал госпиталем и свою работу как санаторий возобновил лишь в 1960-е годы. Удлинены железнодорожные пути на станции, теперь она может принимать поезда длинной до 71 условного вагона.

Если какие-то лечебные заведения в европейских странах решать приобрести для своих нужд, для лечебных целей немного местной лечебной грязи или соли, полученной из рапы озера Эльтон, то в Европу груз поедет автомобильным транспортом – грузоотправитель воспользуется услугами международных автоперевозок. Просто так и быстрее и удобнее.

Путь в местный санаторий для людей лежит автобусом из Волгограда (но это достаточно долго), либо поездом из Саратова или Астрахани (поездом удобнее). Кроме железной дороги здесь нет никаких транзитных путей, тем более международных автодорог.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.