Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Эльтон. Часть 1

Станция расположена на 192 версте от станции Красный Кут, в Царевском уезде. Станция при соляном озере того же имени.

План озера Эльтон
План озера Эльтон

Эльтонское озеро зовется у татар и калмыков Алтан-Нор, т.е. золотое дно от пурпурово-красного цвета его воды (рапы), отливающего в золотой, что, по наблюдениям профессора Г.П. Федченко, случается временно, обыкновенно после полудня, когда солнце склоняется к западу. Форма озера овальная, окружность его 52 версты 70 сажен, а площадь 200 квадратных верст. Оно лежит как бы в котловине, среди ровной степной местности, кое-где покрытой травой; берега его низки и топки. Между берегом озера и пластом соли залегает вдоль берега, широкой полосой 50-200 сажен, глубокий пласт соленой грязи, отличающейся высокими целебными свойствами.

В озеро впадают несколько пресных ключей и 8 речек с горько-соленой водой, из которых самая большая Харазаха, до 40 верст длины (с северо-запада), и маленькие: две Сморогды (вернее Смарады), Солянка, Улан-Заха, Чернавка и другие. Речки эти несут в озеро воду в течение всего года, но больше всего весною, когда в озере слои воды (рапы) достигает до 1½. аршин. В течение лета, при сильном испарении воды, происходит садка соли к осени обыкновенно остается слой рапы приблизительно в 2 вершка. Толщина годичной садки соли (новосадки) колеблется обыкновенно в пределах от .½. до 3 вершков.

Годичные напластования разделяются между собою прослойками грязи в ¼. вершка толщиною. Кроме поваренной соли, рапа заключает в себя другие горькие соли, вследствие чего новосадка имеет розоватый оттенок и горьковатый вкус. При лежании на воздухе последнее свойство соль вскоре утрачивает. Твердость отдельных пластов соли неодинакова. По мере углубления она увеличивается. Новосадка имеет твердость асфальта, на глубине же в половину сажени пласты соли приобретают твердость камня.

Соляной промысел на озере Эльтон
Соляной промысел на озере Эльтон

Начало разработки соли на Алтан-Норе относится ко времени принятая кочевыми калмыками русского подданства в 1665 году; с этого времени, с установлением меновой торговли между русскими и калмыками, последние позволяли русским брать соль из озера. С течением времени разработка усиливалась и в 1741 году, по приглашению Астраханского губернатора Татищева, находившийся в Астрахани английский морской капитан Эльтон впервые исследовал озеро; с той поры оно и получило название Эльтонского.

Эльтонское озеро представляется самым большим и богатым из всех известных в мире соляных озер. Толщина пласта соли доселе точно не определена; исследованиями, произведенными при постройке Астраханской железной дороги, установлено, что глубина залегания соли становится все больше по мере удаления от берега к середине озера, где она, во всяком случае, достигает нескольких десятков сажен. При 200 верстной площади озера запас соли в нем определяется в несколько десятков миллиардов пудов. Состав эльтонской соли, по определению профессора Федченко, следующий:

хлористого натрия … 95.507%
магния … 0.460%
сернокислой магнезии … 1.137%
извести … 1.428%
воды … 0,969%

С 1747 года началась добыча на Эльтоне соли казною и продолжалась в течение 115 лет до 1862 года.

При начале разработки соли на Эльтонском озере, казна встретилась с большими затруднениями в добыче и особенно провозе соли. Для устранения этих затруднений, в половине семнадцатого столетия, на Волгу были вызваны желающие, преимущественно из Малороссии, которые, поселившись в привольных местах около Камышина и Саратова, завели большое скотоводство и стали заниматься перевозкою соли в Камышин и Саратов по добровольной цене.

Возвращение чумаков с Эльтона
Возвращение чумаков с Эльтона
С картины художника И.Сорокина

Таких малороссийских деревень, не считая хуторов по Волге и Еруслану, в конце XVIII столетия было семь, но вскоре средства этих добровольных возчиков оказались недостаточными; требования на соль увеличивались, средства же добычи и перевозки находились в самом неутешительном положении. Запасов соли при озере не было, возчики должны были жить на Эльтонской пристани и дожидаться выволочки соли, между тем, скот голодал, так как при озере не было ни кормов, ни водопоев. Возчики бедствовали не только при озере, но и во время пути. Солевозный тракт был далеко небезопасен: киргизы нередко делали набеги и отнимали волов. По дорогам колодцев было очень мало и фурщики должны были на каждые три фуры брать четвертую с бочкой воды. Правда, с возчиков и даже ломщиков чинили особый сбор на мосты и колодцы, но ни того, ни другого не строилось.

При таком жалком положении перевозочных средств, казенное управление пробовало разные меры, чтобы удовлетворить требованиям на соль, добычу и перевозку отдавало на откуп, повышало провозную плату, вызывало желающих из верховых губерний переселяться на Волгу и брать подряды на соль, предоставляло переселенцам льготы на год, на два, наконец, на пять лет. Но все эти меры далеко не соответствовали нуждам казенной соляной продажи. Решено было учредить казенных возчиков; в этих видах, в 1797 и последующих годах, поселенцы по Волге и Еруслану, занимавшиеся провозом соли, были освобождены от казенных повинностей и приписаны к озеру, с обязанностью возить соль. Таких приписных крестьян значилось при Эльтонском озере в 1803 году, 12893 души.

Возчикам отмежеваны были земли, а по солевозному Покровскому тракту велено поставить колодцы. Благодаря этим мерам, вывоз соли с Эльтонского озера, в начале тысяча восьмисотых годов, увеличился свыше восьми миллионов пудов. Эльтонскою солью казна стала снабжать тринадцать губерний. В 1802 году "запутанные дела" о соли, а вместе с ними и казенные соляные промыслы, перешли в ведомство министерства внутренних дел, именно третьей экспедиции государственного хозяйства. Для ближайшего заведования эльтонским промыслом учреждена была особая экспедиция Эльтонского озера, на обязанность которой возлагалась строгая отчетность и особенная забота о том, чтобы накоплялись склады соли при озере и в запасных магазинах. Последняя мера вызвала усиленные добычи эльтонской соли, доходившее в 1806-1813 годах до десяти и даже одиннадцати миллионов пудов.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.