Ветвь РУЖД Астапово - Елец. Описание станций и их окрестностей
Елец
![]() |
Вокзал ст. Елец. Фото Эдуарда Грачева © 20.09.2002 |
![]() |
Герб Ельца |
Станция Елец лежит на 422 версте от Москвы. В Ельце Рязанско-Уральская железная дорога имеет две станции: товарную, расположенную за рекой Быстрой Сосной, и городскую, - в центральной части города. Пассажирская станция общая с Юго-Восточными железными дорогами.
Город Елец давно занял видное место в торговле и промышленности. Он, главным образом, был известен как центр производства крупчатки и гречневой крупы, который до проведения железных дорог доставлялись гужем в Москву. В то время Елец стягивал к себе хлеба из очень обширного района. К нему тяготела северная половина Воронежской губернии, а крайней исходной, точкой движения пшеницы с востока была слобода Елань Аткарского уезда.
Значение Ельца, как центра большого крупчатного производства, обусловливалось его положением в местности с большими посевами озимой пшеницы, соседством с полосою яровых пшениц и обилием вблизи его довольно сильных речек, - притоков Быстрой Сосны, на которых издавна возникло много крупчаток и крупорушек и, наконец, близостью большого рынка сбыта - Москвы. Крупные связи Ельца с Москвою продолжались только до сооружения Орловско-Грязской дороги. Дорога эта, перерезав поперек шедшие через Елец гужевые пути, отклонила грузовое движение на запад и поставила Елец в связь с Ригой, с которой он прежде не имел никаких дел. Такое изменение связей не отразилось на уменьшении торговых и промышленных оборотов.
![]() |
Тепловоз 2ТЭ116-1491 в депо Елец Фото Май 2001 |
По словам местного историка
Годовой торгово-промышленный оборот Ельца ныне (на 1913 год) достигает до 10 миллионов рублей, из которых на долю хлебной промышленности падает свыше 6 миллионов. После хлебной промышленности следует кожевенное производство, с оборотом в 2 миллиона рублей, затем заводы клееваренные, костеобжигательные, мыловаренные, чугунолитейные, свечные, пивоваренные, табачные фабрики и прочие. Сумма производства всех фабрик и заводов превышает 1100 тысяч рублей.
В Ельце развиты кустарные производства: плетение кружев и гарусных шнурков для крестьянской одежды, выделка деревянных трубок, изготовление шелковых сит для крупчатых мельниц, изготовление железных мерок-четвериков, отличающихся прочностью и щегольскою отделкою, шапочное и картузное производство и прочее.
![]() |
Вид Вознесенского собора в Ельце с южной стороны |
Особенное развитое получило кружевное производство, распространившееся на Елецкий и смежные уезды. Плетением кружев занято свыше 10 тысяч женщин, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей.
Елец очень древний город. Он существовал уже в первой половине XII века и упоминается в летописях под 1444 годом. После татарского погрома край запустел и местность около Ельца стала заселяться только в конце царствования Грозного, до того же времени здесь были "велия древеса". Первые известия о постройке современного Ельца относятся к 1592 году. "Около 1592 года по Быстрой Сосне выстроен еще новый город, Елец, и 29-го числа июля, этого года, прислана в Москву к Государю роспись Елецким сторожам от Елецкого воеводы, князя Андрея Звенигородского, и головы, Ивана Мяснова".
Богатая почва Елецкой окраины скоро создала здесь выгодное зeмледелие и уже при царе Борисе в Ельце пахалось 200 десятин государевой пашни на жилецких лошадях; потом правда, постигла Елец "от растриги смута", но в 1616 год здесь вновь уже пахалось на государя 100 десятин и казна у ельчан занимала семена на посев.
![]() |
Мост через реку Сосну у ст. Елец Фото из собрания |
Елец довольно красивый и хорошо выстроенный город. Он делится на две части рекою Быстрой Сосной. Старый город, состоящий исключительно из каменных строений, расположен на левом крутом берегу реки. Засосненская часть или новый город, постепенно разрастается по направлению к железной дороге.
В Ельце 58 тысяч жителей, 3 обители и 22 храма. Он принадлежит к числу самых населенных уездных городов Poccии.
Существенным недостатком городского благоустройства является то, что улицы вымощены местным легко разрушающимся известковым камнем, отчего в городе при малейшем движении ветра поднимается страшная пыль, небезопасная для здоровья обывателей.
На станции Елец - оборотное депо, с паровозным зданием на 10 стойл, и зернохранилище на 260 тысяч пудов, в которое за 5 лет поступило хлеба:
Поступило | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год поступления | Пшеницы | Ржи | Овса | Разн. хлеба | ИТОГО |
1906 | 1500 | - | 144590 | 16129 | 162219 |
1907 | - | 121520 | 211118 | 27386 | 360024 |
1908 | 3407 | 93229 | 182761 | 32625 | 312022 |
1909 | 13211 | 16925 | 296777 | 7163 | 334076 |
1910 | 17877 | 52134 | 277539 | 26478 | 374028 |
Всего | 35995 | 283808 | 1112785 | 109781 | 1542369 |
В 1911 году со станции Елец отправлено более 20 тысяч пассажиров и 350 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 300 тысяч пудов. Преобладали в отправлении хлеб в зерне, мука, картофель, рыба, скот, известь; в прибытии - мануфактура, нефтяные продукты, кожи сырые и кожевенные товары.
Ветвь Астапово - Елец / Талица / |