Справочная информация

Завод Дубс

В 1872 и в 1875 гг. на Рязано-Уральскую дорогу были закуплены семь паровозов с осевой формулой 0-3-0. Изготовлены эти паровозы были на заводе Дубс (Dubs) в Глазго, и в Россию, по всей видимости были доставлены морем, на пароходах.

Завод Дубс был основан Генри Дубсом. Генри родился в Германии, вблизи города Дармштадт. С молодых лет изучал технику, работал на заводах в Хайнце и Аахене. В возрасте 21 года переехал в Великобританию и устроился работать на машиностроительном заводе «Вулкан» выпускавшем паровозы. В 1842 году он становится его техническим директором, и работает в этой должности 14 лет. Свою собственную компанию Генрих Дубс организовал в 1863 году.

Паровоз 1-3-1 1894 года
Паровоз 1-3-1 1894 года

Завод Дубс существовал с 1863 года по 1903, когда он слился с компанией North British Locomotive Company. Паровозы же строившиеся компанией до сих пор можно найти в различных уголках мира: в Новой Зеландии, Южной Африке и на острове Мэн.

Четыре паровоза в действующем состоянии сохранены в Новой Зеландии. Это паровозы типа 0-2-0 выпущённые ещё в 1873 году. Два из них принадлежат железным дорогам, а два находятся в частной собственности. Один из паровозов пострадал при пожаре, но владельцы должны вскоре его восстановить.

Паровоз Дубс C класса в работе
Паровоз Дубс C класса в работе
Новая Зеландия, 2002 год

Сохранились два танк-паровоза C класса, они используются в настоящее время на дороге Silver Stream Railway на колее 1067 мм (Капская колея). Ещё один паровоз, ранее упавший в горное ущелье, был в 1993 году извлечён оттуда с участием обществом сохранения железных дорог Westport Railway Preservation Society и в настоящее время реставрируется с целью его возращения в рабочее состояние.

Пять паровозов F класса осевой формулой 0-3-0 построенных между 1878 и 1880 гг. (т.е. точно такие же, как и поставленные на Рязано-Уральскую около 130 лет назад) сохранены там же, в Новой Зеландии. Причём два из них ещё в рабочем состоянии, хотя последний раз ремонт котлов был произведён в 1980 году. Один такой паровоз принадлежит Ocean Beach Railway, он не используется с 1986 года и уже потерпел некоторые утраты. Ещё один паровоз работал на промышленной линии, а сейчас стоит в экспозиции у Новозеландского озера Гамильтон.

В Великобритании сохранён и в настоящее время ремонтируется уникальный танк-паровоз и одновременно паровой кран. Судя по всему, эта машина была выпущена в единственном экземпляре в 1901 году. Осевая формула этого паровоза 0-2-0, т.е. он имеет всего две сцепные оси.

На острове Мэн сохранился паровоз Дубс типа 0-3-0 построенный в 1885 году для дороги Manx Northern Railway. Паровоз этот работал до 1994 года, а сейчас стоит в экспозиции музея в городе Дуглас. Паровоз этот имеет имя Каледония.

Логотип Manx Northern Railway
Логотип Manx Northern Railway
Паровоз Дубс типа 0-3-0 в музее на острове Мэн
Паровоз Дубс типа 0-3-0 в музее на острове Мэн

Два паровоза типа 1-3-1 построенных в 1894 году сохраняются в железнодорожном музее, точнее на музейно железной дороге в Норвегии. Паровозы эти эксплуатировались свыше 70 лет и были изъяты из работы в 1962 и 1964 году. Паровоз этот изображён на самом верхнем фото на этой странице.

Есть один паровоз завода Дубс и в Канаде. Он был построен для Canadian Pacific Railway в 1882 году. В настоящее время он принадлежит клубу энтузиастов железных дорог из города Виннипег. Этот паровоз тщательно отреставрирован, реставрация завершена совсем недавно, в начале 2009 года.

На острове Тасмания (у Австралии) сохранился паровоз, построенный в 1900 году для Emu Bay Railway. Там же, на зубчатой горной железной дороге сохранён в рабочем состоянии паровоз, построенный в 1898 году.

И если судьба паровозов постройки завода Дубс по всему миру в достаточной степени изучена энтузиастами, то о самом заводе известно совсем немного. Паровоз строил много паровозов, как для Великобритании, так и для стран Старого света, заморских английских колоний. Был период, когда по числу выпускаемых паровозов завод Дубс находился на втором месте в Британии. После слияния с компанией North British Locomotive Company производство локомотивов, сначала паровозов, а затем тепловозов и электровозов продолжалось ещё 60 лет. Потом компания обанкротилась.







Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.