Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей
Досанг
Станция расположена на 458 версте от станции Красный Кут, в Красноярском уезде.
Станция близ реки Ахтубы; окрестности станции представляют собою море легко подвижных барханных песков, приходящих в движение при малейшем ветре и заносящих все на своем пути. Картина этих песков безотрадна; на них нет никакой растительности и только изредка в низинах между высокими барханами растет песчаный овес, кумарчик, курай и другие представители песчаной флоры.
Занос песком железнодорожного пути |
Железная, дорога пересекает эти пески на протяжении 24 верст. Для закрепления песков произведены, распоряжением железной дороги, обширный насаждения шелюги, кумарчика, песчаного овса, красной полыни, джузгуна, кандыма, гребенщика и пирамидального тополя. Для получения потребного громадного количества посадочного материала на станции Досанг устроен питомник, дающий ежегодно до 1 миллиона саженцев кандыма и джунгуза. При питомнике устроен музей, в котором собраны все данные по пескоукрепительным работам.
Теперь пески почти на всем протяжении закреплены и бывшие в прежнее время заносы железнодорожного пути, прерывавшие движение, более не повторяются.
Осуществленные в широких размерах закрепительные работы вдоль железной дороги будут иметь показательное значение для местного населения, которое владеет обширными площадями оголенных, летучих песков и страдает от их движения. Эта сторона закрепительных работ приобретает в данном случае тем большее значение, что в южной части губернии, в районе, обслуживаемом железною дорогою, до проведения её, подобные работы не производились и население не имело случая убедиться в их успешности и хозяйственной пользе.
Закрепление летучих песков |
Закрепленная широкая полоса песков вдоль железной дороги явится заслоном против дальнейшего движения песков к реке Ахтубе и источником самосева для песчаных площадей между железнодорожной линией и рекой Ахтубой; благодаря чему эти площади постепенно и в сравнительно короткое время должны покрыться растительностью. Таким образом, железнодорожной линии суждено сыграть попутно чрезвычайно важную роль ограждения от песков обширного района между линией и рекой Ахтубой, с расположенными на нем богатыми фруктовыми садами, пашнями, сенокосами и большими селениями. Сама река Ахтуба будет защищена от обмеления, происходящего вследствие засыпания её песками.
Вблизи станции находится местность, известная под именем "татарского лопаса", населенная татарами, живущими в далеко отстоящих друг от друга глиняных мазанках.
На Ахтубе - недалеко от станции, несколько рыбных промыслов. В прилегающей к станции местности жители хлебопашеством не занимаются, преимущественное занятие рыболовство и скотоводство.
В 16 верстах на левом берегу Волги - село Петропавловка, а в 20 верстах к югу - большое татарское селение Сеит. В этом селении более 7 тысяч жителей и 6 мечетей.
Кундровские татары, составляющие население Сеита, живут в нем только зимою; летом же они выходят на кочевку. По сообщению
Выше Сеита, верст на десять, есть урочище с тремя курганами. Урочище называется Ак-Месдидж, "Белая мечеть". Народ рассказывает, что здесь стояла каменная выбеленная мечеть, в которой молились все знаменитые завоеватели Чингис, Джаныбек, Мамай.
Между Сеитом и Белою мечетью есть по Ахтубе брод, называемый "Ханский Брод", здесь, по словам татар, домища этих завоевателей переходили через реку. Место это и поныне считается самым выгодным бродом для прогона скота с одного берега реки на другой.
Астраханская линия / Сероглазово / / Бузан |