Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Досанг

Станция расположена на 458 версте от станции Красный Кут, в Красноярском уезде.

Станция близ реки Ахтубы; окрестности станции представляют собою море легко подвижных барханных песков, приходящих в движение при малейшем ветре и заносящих все на своем пути. Картина этих песков безотрадна; на них нет никакой растительности и только изредка в низинах между высокими барханами растет песчаный овес, кумарчик, курай и другие представители песчаной флоры.

Занос песком железнодорожного пути
Занос песком железнодорожного пути

Железная, дорога пересекает эти пески на протяжении 24 верст. Для закрепления песков произведены, распоряжением железной дороги, обширный насаждения шелюги, кумарчика, песчаного овса, красной полыни, джузгуна, кандыма, гребенщика и пирамидального тополя. Для получения потребного громадного количества посадочного материала на станции Досанг устроен питомник, дающий ежегодно до 1 миллиона саженцев кандыма и джунгуза. При питомнике устроен музей, в котором собраны все данные по пескоукрепительным работам.

Теперь пески почти на всем протяжении закреплены и бывшие в прежнее время заносы железнодорожного пути, прерывавшие движение, более не повторяются.

Осуществленные в широких размерах закрепительные работы вдоль железной дороги будут иметь показательное значение для местного населения, которое владеет обширными площадями оголенных, летучих песков и страдает от их движения. Эта сторона закрепительных работ приобретает в данном случае тем большее значение, что в южной части губернии, в районе, обслуживаемом железною дорогою, до проведения её, подобные работы не производились и население не имело случая убедиться в их успешности и хозяйственной пользе.

Закрепление летучих песков
Закрепление летучих песков

Закрепленная широкая полоса песков вдоль железной дороги явится заслоном против дальнейшего движения песков к реке Ахтубе и источником самосева для песчаных площадей между железнодорожной линией и рекой Ахтубой; благодаря чему эти площади постепенно и в сравнительно короткое время должны покрыться растительностью. Таким образом, железнодорожной линии суждено сыграть попутно чрезвычайно важную роль ограждения от песков обширного района между линией и рекой Ахтубой, с расположенными на нем богатыми фруктовыми садами, пашнями, сенокосами и большими селениями. Сама река Ахтуба будет защищена от обмеления, происходящего вследствие засыпания её песками.

Вблизи станции находится местность, известная под именем "татарского лопаса", населенная татарами, живущими в далеко отстоящих друг от друга глиняных мазанках.

На Ахтубе - недалеко от станции, несколько рыбных промыслов. В прилегающей к станции местности жители хлебопашеством не занимаются, преимущественное занятие рыболовство и скотоводство.

В 16 верстах на левом берегу Волги - село Петропавловка, а в 20 верстах к югу - большое татарское селение Сеит. В этом селении более 7 тысяч жителей и 6 мечетей.

Кундровские татары, составляющие население Сеита, живут в нем только зимою; летом же они выходят на кочевку. По сообщению П. Небольсина (Очерки Волжского понизовья, стр. 79) село Сеит основано в 1785 году, когда над Кундуровскими татарами упрочилось русское влияние.

Выше Сеита, верст на десять, есть урочище с тремя курганами. Урочище называется Ак-Месдидж, "Белая мечеть". Народ рассказывает, что здесь стояла каменная выбеленная мечеть, в которой молились все знаменитые завоеватели Чингис, Джаныбек, Мамай.

Между Сеитом и Белою мечетью есть по Ахтубе брод, называемый "Ханский Брод", здесь, по словам татар, домища этих завоевателей переходили через реку. Место это и поныне считается самым выгодным бродом для прогона скота с одного берега реки на другой.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.