НЕбанальная железная дорога


В наши дни вряд ли кто-то отважится отправиться верхом или в крытом возке по снегам Сибири куда-нибудь на Дальний Восток. Только любители экстрима, пожалуй, и согласятся. А среднестатистический обитатель России, едва ему понадобится выехать в пригород, вспомнит первым делом об электричке. Железная дорога так прочно вошла в наше сознание, что трудно представить, как обходились когда-то без неё. А ведь само словосочетание «железная дорога» прозвучало в России впервые лишь в начале 17-го века. Это случилось ещё до открытия регулярного транспортного сообщения северной столицы с Павловским, до которого оставалось более четверти века.

В нашей стране изобретению паровоза мы обязаны в 1833 году отцу и сыну Черепановым, изобретателям, механикам-самоучкам и Нижнего Тагила. Они же построили мощную чугунную рельсовую дорогу в 3,5 километра длиной для своего второго паровоза, созданного через два года после первого, сильнее прежнего. Первый прототип российского железнодорожного транспорта черепановского производства курсировал в Нижнем Тагиле между заводом и Медным рудником. Его мощность не превышала 3 лошадиных силы, а скорость, развиваемая двигателем, равнялась 16 километрам в час.

Впервые пассажирские перевозки по железной дороге начались в России двумя годами позже черепановских опытов, в 1835 году, когда начал ходить поезд от Царского Села до Петербурга. Отрезок пути, соединивший эти пункты, составил чуть менее 26 км.

Путь из Питера в Москву по «железке» открылся в середине 19-го века. Пассажиры ездили на паровозах с собственными именами, такими как: «Богатырь», «Слон», «Лев», «Орел», «Стрела», «Проворный». Рельсовая дорога протянулась тогда на 650 километров.

Для не слишком денежных пассажиров предусматривались вагоны 3-го класса в передней части поезда. Здесь не было крыши и устанавливались жесткие лавки, под которыми пассажиры прятались от потоков искр, летевших из трубы паровоза.

Вообще летопись российских железных дорог богата на изобретения. Ведь и первый в мировой истории тепловоз родился в 20-е годы прошлого века и начал действовать именно здесь, выпушенный на ленинградских заводах «Красный путиловец», «Балтийский», а также «Электрик». Тепловоз имел мощность 1000 лошадиных сил. Электрички появились, увы, не у нас. Первая в мире железная дорога с электрической тягой была представлена мировому сообществу на выставке в Берлине в конце 19-го века. Пущенная в действие, она связывала Берлин с Лихтерфельдом.

Советская пригородная электричка стала действовать в конце 20-х годов прошлого века. Она протянулась на 19 км, соединив Баку, Сабунчи и Сураханы. И лишь двумя годами позже был задействован участок Москва — Мытищи. В те времена трудно было представить, что для поездки на дачу или в гости в пригород можно будет не толкаться в поезде, а просто заказав аренду автомобиля с водителем. Наиболее мощным в мире считается электровоз «ВЛ-85», построенный в 1985-86 гг в Новочеркасске. Он был разработан специально для Байкало-Амурской магистрали. Этот монстр не боится морозов в -60 градусов по Цельсию. Мощность его составляет 11 400 киловатт или 15 287 лошадиных сил, что позволяет развивать скорость до 110 км/ч. Если бы кому-то понадобилось догнать такой поезд, только заказ такси и помог бы! Авто всё же бегает быстрее.

Самый тяжелый состав из 400 вагонов длиной 6 км и весом 43 467 тонн прошел по Целинной железной дороге в 1986 году.

Есть, правда, предположение, что советских железнодорожников «перемощнили» их зарубежные коллеги. Состав, проходивший в ЮАР в конце 80-х, растянулся на 7,3 км и состоял из 660 вагонов. Вес этой громадины, по показаниям очевидцев, составил 69393 т.

Но самый маленький паровоз, говорят, сделал советский мастер. М.Маслюк создал паровозик-копию того, на котором Ленин прибыл в Петроград из эмиграции. Кроха гордо стояла на срезе человеческого волоса. На 1 мм2 можно легко разместить более 500 подобных паровозов.

Кстати, в нынешнем году российские железные дороги бьют рекорды по динамике грузоперевозок СССР. Динамика грузоперевозок по итогам прошлого года показала максимальный темп роста за последние 20 лет - 5% за 2006 год и 3,5% за 10 месяцев 2007 года. Так, пожалуй, мы окажемся впереди планеты всей!






Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.