Линия Смоленск - Раненбург. Описание станций и их окрестностей

Данков

Станция Данков лежит на 499 версте от Смоленска.

Вид на собор
Вид на собор
Герб Данкова
Герб Данкова

В XV веке Данков был городом обширным и замечательным. Тогда он имел значение крупного перевалочного пункта в международной торговле и был местом отправки русских произведений выходивших из России водным путем по Дону до Азова и по морю до Кафы и Константинополя и складочным местом для товаров, привозившихся тем же путем в Россию. Барон Герберштейн, писавший в первой половине XVI века говорить о Данкове, как о древнем разрушенном городе. Впрочем, древний Данков стоял не там, где находится нынешний; он был построен в верхних частях Дона, на месте где ныне расположено село Стрешнево, в 30 верстах от современного Данкова. Площадь бывшего города занимала пространство длиною около версты и в полверсты шириною вдоль берега Дона, имеющего в этом месте до 50 сажен высоты; холмы и ямы, покрывающие площадь и ныне заросшие травою, свидетельствуют о бывших здесь некогда зданиях.

Нынешний город Данков, или правильнее Донков, основан по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного в 1571 году, с целью прикрыть южные границы государства от набегов крымских татар. Сыграв роль укрепленного пункта, Данков превратился в мирный торговый центр, но уже не для связей с Востоком, а для более скромных внутренних сношений; значение его до проведения железных дорог хотя и не было великим, но все же поддерживалось. Через Данков шел гужевой путь из Воронежа и Ельца на Михайлов, Зарайск и Коломну. Когда-то это был, чуть ли не самый большой гужевой путь к Москве. Это оживляло торговлю Данкова; когда же Данков был обойден железными дорогами, то совсем потерял значение. В 1860 году в Данкове было всего 3971 человек населения, и он считался одним из беднейших, но с проведением к Данкову железной дороги для него вновь наступил период оживления. По переписи 1897 года в Данкове, с его пригородными слободами было уже 9097 жителей, а на 1 января 1910 года числится 10200 человек.

"Данков расположен в местности, окруженной со всех сторон возвышенностями, на правом берегу Дона, при впадении в него речки Вязовни. Как берега Дона, так в особенности берега реки Вязовни, весьма круты, местами обрывисты, достигая до 30 сажен высоты. Около самого города, по Вязовне, производятся обширные ломки строительного камня (известняка)."
(В.Чаславский Хлебная торговля в центе России. Часть I, стр. 133)

Недалеко от станции Данков
Недалеко от станции Данков
Фото Ивана Андреева ©
Снимок 1999 года
На перегоне Лев Толстой - Якушево
На перегоне Лев Толстой - Якушево
Фото Ивана Андреева ©
Снимок 1999 года

Промышленное значение города невелико, но торговля год от году возрастает и ныне годовой оборот достигает уже полтора миллиона рублей. Главнейшая отрасль торговли Данкова хлебная. В городе бывают еженедельные базары и три ярмарки в году (15 апреля, на пятой неделе после Пасхи и 8 сентября). Главными предметами торговли на этих ярмарках служить скот и лошади. Общий оборот ярмарок достигает 250 тысяч рублей.

В городе две паровые мельницы с шасталками: С.П. Голева и А.А. Лебедева.

Из учебных заведений здесь имеются: частная женская прогимназия, мужская казенная гимназия, духовное училище и три городских училища.

Железнодорожная станция отстоит от города на полторы версты и соединена с ним шоссейной дорогой, содержащейся на средства Общества Рязанско-Уральской железной дороги.

При станции элеватор на 200 тысяч пудов, работа которого за шесть лет видна из следующей таблицы.

 Поступило 
Год поступления Пшеницы Ржи Овса Разн. хлеба ИТОГО
1906 35990 2230 317019 1188 356427
1907 - 71984 307318 3722 383024
1908 3000 66332 426230 - 495562
1909 - 44359 374707 - 419066
1910 2689 22070 641809 - 666568
Всего 41679 206975 2067083 4910 2320647

Кроме элеватора, при станции два завозных хлебных склада на 93 вагона, пакгаузы на 100 вагонов и резервуар для нефти на 60 тысяч пудов.

Работа станции в 1911 году выразилась в отправке 16½. тысяч пассажиров и 1578 тысяч пудов грузов; прибыло на станцию разных грузов 1151 тысяча пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне, мука и скот, а в прибытии - мануфактура, нефтяные продукты, лесные материалы, дрова и соль.


Уже в годы Советской власти между станциями Данков и Лев Толстой была создана станция Якушево. Она находится на расстоянии 10 км от станции Данков и 14 км от станции Лев Толстой (бывшее название - Астапово).








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.