Линия Смоленск - Раненбург. Описание станций и их окрестностей
Данков
Станция Данков лежит на 499 версте от Смоленска.
Вид на собор |
Герб Данкова |
В XV веке Данков был городом обширным и замечательным. Тогда он имел значение крупного перевалочного пункта в международной торговле и был местом отправки русских произведений выходивших из России водным путем по Дону до Азова и по морю до Кафы и Константинополя и складочным местом для товаров, привозившихся тем же путем в Россию. Барон Герберштейн, писавший в первой половине XVI века говорить о Данкове, как о древнем разрушенном городе. Впрочем, древний Данков стоял не там, где находится нынешний; он был построен в верхних частях Дона, на месте где ныне расположено село Стрешнево, в 30 верстах от современного Данкова. Площадь бывшего города занимала пространство длиною около версты и в полверсты шириною вдоль берега Дона, имеющего в этом месте до 50 сажен высоты; холмы и ямы, покрывающие площадь и ныне заросшие травою, свидетельствуют о бывших здесь некогда зданиях.
Нынешний город Данков, или правильнее Донков, основан по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного в 1571 году, с целью прикрыть южные границы государства от набегов крымских татар. Сыграв роль укрепленного пункта, Данков превратился в мирный торговый центр, но уже не для связей с Востоком, а для более скромных внутренних сношений; значение его до проведения железных дорог хотя и не было великим, но все же поддерживалось. Через Данков шел гужевой путь из Воронежа и Ельца на Михайлов, Зарайск и Коломну. Когда-то это был, чуть ли не самый большой гужевой путь к Москве. Это оживляло торговлю Данкова; когда же Данков был обойден железными дорогами, то совсем потерял значение. В 1860 году в Данкове было всего 3971 человек населения, и он считался одним из беднейших, но с проведением к Данкову железной дороги для него вновь наступил период оживления. По переписи 1897 года в Данкове, с его пригородными слободами было уже 9097 жителей, а на 1 января 1910 года числится 10200 человек.
"Данков расположен в местности, окруженной со всех сторон возвышенностями, на правом берегу Дона, при впадении в него речки Вязовни. Как берега Дона, так в особенности берега реки Вязовни, весьма круты, местами обрывисты, достигая до 30 сажен высоты. Около самого города, по Вязовне, производятся обширные ломки строительного камня (известняка)."
(В.Чаславский Хлебная торговля в центе России. Часть I, стр. 133)
Недалеко от станции Данков Снимок 1999 года |
На перегоне Лев Толстой - Якушево Снимок 1999 года |
Промышленное значение города невелико, но торговля год от году возрастает и ныне годовой оборот достигает уже полтора миллиона рублей. Главнейшая отрасль торговли Данкова хлебная. В городе бывают еженедельные базары и три ярмарки в году (15 апреля, на пятой неделе после Пасхи и 8 сентября). Главными предметами торговли на этих ярмарках служить скот и лошади. Общий оборот ярмарок достигает 250 тысяч рублей.
В городе две паровые мельницы с шасталками:
Из учебных заведений здесь имеются: частная женская прогимназия, мужская казенная гимназия, духовное училище и три городских училища.
Железнодорожная станция отстоит от города на полторы версты и соединена с ним шоссейной дорогой, содержащейся на средства Общества Рязанско-Уральской железной дороги.
При станции элеватор на 200 тысяч пудов, работа которого за шесть лет видна из следующей таблицы.
Поступило | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год поступления | Пшеницы | Ржи | Овса | Разн. хлеба | ИТОГО |
1906 | 35990 | 2230 | 317019 | 1188 | 356427 |
1907 | - | 71984 | 307318 | 3722 | 383024 |
1908 | 3000 | 66332 | 426230 | - | 495562 |
1909 | - | 44359 | 374707 | - | 419066 |
1910 | 2689 | 22070 | 641809 | - | 666568 |
Всего | 41679 | 206975 | 2067083 | 4910 | 2320647 |
Кроме элеватора, при станции два завозных хлебных склада на 93 вагона, пакгаузы на 100 вагонов и резервуар для нефти на 60 тысяч пудов.
Работа станции в 1911 году выразилась в отправке 16½. тысяч пассажиров и 1578 тысяч пудов грузов; прибыло на станцию разных грузов 1151 тысяча пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне, мука и скот, а в прибытии - мануфактура, нефтяные продукты, лесные материалы, дрова и соль.
Уже в годы Советской власти между станциями Данков и Лев Толстой была создана станция Якушево. Она находится на расстоянии 10 км от станции Данков и 14 км от станции Лев Толстой (бывшее название - Астапово).
Линия Смоленск - Раненбург / Политово / / Астапово |