Линия Москва- – Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей

Бирюлёво

Окрестности станции Бирюлево. 21 kb
Окрестности станции Бирюлево.
Фрагмент плана направления линии Павелец-Москва, ориентировочно 1896 года
Служащие станции Бирюлево
Служащие станции Бирюлево
Снимок 1900 года
Прислан Масловым Е.А.

Бирюлево – станция на 17 версте от Москвы, в Московском уезде. Узловая и сортировочная станция в пункте пересечения Рязанско-Уральской железной дороги с Московско-Курскою. Открыта станция была в 1900 году.

Окрестности станции на момент открытия были покрыты берёзовым и осиновым лесом, в котором располагалось много хороших дач. В первое десятилетие XX века дачная жизнь развивалась здесь с каждым годом. Однако в 1913 году началась война, затем в 1917 году революция, потом Гражданская война… В 1930-е годы шёл интенсивный рост населения Москвы и дачное значение этих мест было утрачено, постепенно здесь стали селиться не на дачный сезон, а постоянно. Ныне это один из районов Москвы.

До проведения железных дорог деревня Бирюлево, от которой получила название станция, вместе с соседним селом Покровским, была первою от Москвы почтовою станциею и имела такое-же значение, как известный "Красный кабачок" под Петербургом. Сюда, в особенности в зимнее время, любители веселых поездок заезжали на пикники и кутежи.

В начале XX века станция Бирюлево работала по пассажирскому движению главным образом в дачный сезон. В 1911 г. было продано 32527 пассажирских билетов всех классов в преобладающем направлении на Москву. Грузов в том же году отправлено 1233 тысяч пудов, а прибыло 277 тысяч пудов. Преобладающими грузами были: в отправлении – кирпич, а в прибытии – торф и лесной материал.

В начале XXI века станция Бирюлево открыта лишь для грузовых операций, здесь идёт большой грузопоток для Московскмх грузополучателей: повагонные и мелкие отправки. Пассажирские поезда на станции не останавливаются. На имеющемся остановочном пункте Бирюлёво останавливаются электропоезда на Москву и из Москвы.

Станция «Бирюлево-пассажирская»
Станция «Бирюлево-пассажирская».
Фото Russos © Московский метрополитен
Снимок 2001 года

В начале XX века техническая работа станции сосредоточивалась на составлении передач товарных вагонов, идущих через Московскую окружную и Московско-Курскую дороги. Ежедневно станция отправляла и принимала в срёднем 29 поездов.

При станции Бирюлево существовало оборотное депо с паровозным зданием на 7 стойл, малые мастерские и церковь – школа для детей железнодорожных служащих на 200 человек.

На расстоянии около половины версты от станции Бирюлево работал большой кирпичный завод инженера А.П. Верховского, с печью системы Гофмана, выделывающий от 5 до 6 миллионов штук кирпича в год. Завод был соединён со станцией рельсовым путем протяжением 1.38 версты.

В 2-х верстах от Бирюлева к югу расположено, по обе стороны железнодорожного полотна, село Булатниково. Хранящаяся в местной церкви рукописная история села Булатникова повествует, что в 1705 г. здесь находился Государев двор с хоромными строениями и садом. В 1712 году Булатниково по именному указу пожаловано было князю Кантемиру, потом перешло в дворцовое ведомство. При Екатерине II, в селе Булатникове начата была знаменитым в то время архитектором Казаковыми постройка дворца; выведен был нижний этаж, но "по причине турецкой и со шведом войны" постройка была оставлена.

Царицыно
Царицыно
Парк в селе Царицыне
Парк в селе Царицыне

В начале XX века станция Бирюлёво была связана передаточной ветвью со станцией Царицыно-Дачное Московско-Курской железной дороги. При станции Царицыно-Дачное расположено известное дачное место "Царицыно", имеющее весьма интересное прошлое. Когда то эта усадьба, называвшаяся "Черная Грязь", принадлежала сподвижнику Софьи князю В.B. Голицыну; по ссылке его, имение было отобрано Петром в казну, а при Анне Иоанновне пожаловано было Антиоху Кантемиру. Усадьба Кантемира, расположенная при целой сети прудов, на реке Городенке, была весьма живописной и это послужило причиной, что Екатерина II пожелала обратить эту усадьбу в такое же "Царское Село", какое находилось под С.-Петербургом. С этою целью усадьба была куплена, у Кантемира и поручено было знаменитому в то время архитектору В.И. Баженову составить проект дворца и приступить к постройке. Строившийся "отличный готический дворец" был, по отзывам современников, "беспримерно хорош", но Екатерине он не понравился и она приказала сломать его до основания и построить новый. О причине, побудившей Екатерину уничтожить произведение знаменитого художника, существует легенда, пущенная князем Шаликовым и повторенная другими: "Черная крыша дворца со множеством окружающих его башен представляет взору, живо и совершенно, крышку гроба и кармелитов или францисканов с печальными факелами… Смеетесь и досадуете на такую неудачную выходку Архитектуры… Зависть, косоокая мачеха талантов, имела счастье доказать (своим способом), что первый дворец, который был, сказывают, хорош чрезвычайно – очень дурен".

Современный вид дворца в Царицыне
Современный вид дворца в Царицыне

Позднейшие исследователи считают, что причиной сломки выстроенного В.И. Баженовым дворца было неудобное расположение комнат и сама Екатерина писала об этом дворце что он "внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить". После сломки построенного Баженовым дворца, другой тоже крупный художник Казаков приступил к постройке нового дворца, воспользовавшись фундаментом прежнего и это повело к тому, что и новый дворец, вышел неудобным и так остался неприспособленным к жизни.

Постройка нового дворца, совпавшая со второй турецкой войной, шла медленно, а по смерти Екатерины совсем прекратилась. "И стоят теперь эти остатки былого; поросли мхом красивые каменные спуски карнизов, в окнах торчат забытые кружала, целый лес березок вырос по обломам стен, внутрь войти жутко… всюду заросль, всюду уныние… шум дачной жизни скорбным эхом разносится в пустом, открытом зале, "оперного дома"… Грустная грядущая смерть этим остаткам… Молчаливая повесть былого".








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.