Линия Москва- – Саратов с ветвями. Описание станций и их окрестностей
Бирюлёво
Окрестности станции Бирюлево. Фрагмент плана направления линии Павелец-Москва, ориентировочно 1896 года |
Служащие станции Бирюлево Снимок 1900 года Прислан Масловым Е.А. |
Бирюлево – станция на 17 версте от Москвы, в Московском уезде. Узловая и сортировочная станция в пункте пересечения Рязанско-Уральской железной дороги с Московско-Курскою. Открыта станция была в 1900 году.
Окрестности станции на момент открытия были покрыты берёзовым и осиновым лесом, в котором располагалось много хороших дач. В первое десятилетие XX века дачная жизнь развивалась здесь с каждым годом. Однако в 1913 году началась война, затем в 1917 году революция, потом Гражданская война… В 1930-е годы шёл интенсивный рост населения Москвы и дачное значение этих мест было утрачено, постепенно здесь стали селиться не на дачный сезон, а постоянно. Ныне это один из районов Москвы.
До проведения железных дорог деревня Бирюлево, от которой получила название станция, вместе с соседним селом Покровским, была первою от Москвы почтовою станциею и имела такое-же значение, как известный "Красный кабачок" под Петербургом. Сюда, в особенности в зимнее время, любители веселых поездок заезжали на пикники и кутежи.
В начале XX века станция Бирюлево работала по пассажирскому движению главным образом в дачный сезон. В 1911 г. было продано 32527 пассажирских билетов всех классов в преобладающем направлении на Москву. Грузов в том же году отправлено 1233 тысяч пудов, а прибыло 277 тысяч пудов. Преобладающими грузами были: в отправлении – кирпич, а в прибытии – торф и лесной материал.
В начале XXI века станция Бирюлево открыта лишь для грузовых операций, здесь идёт большой грузопоток для Московскмх грузополучателей: повагонные и мелкие отправки. Пассажирские поезда на станции не останавливаются. На имеющемся остановочном пункте Бирюлёво останавливаются электропоезда на Москву и из Москвы.
Станция «Бирюлево-пассажирская». Снимок 2001 года |
В начале XX века техническая работа станции сосредоточивалась на составлении передач товарных вагонов, идущих через Московскую окружную и Московско-Курскую дороги. Ежедневно станция отправляла и принимала в срёднем 29 поездов.
При станции Бирюлево существовало оборотное депо с паровозным зданием на 7 стойл, малые мастерские и церковь – школа для детей железнодорожных служащих на 200 человек.
На расстоянии около половины версты от станции Бирюлево работал большой кирпичный завод инженера
В 2-х верстах от Бирюлева к югу расположено, по обе стороны железнодорожного полотна, село Булатниково. Хранящаяся в местной церкви рукописная история села Булатникова
повествует, что в 1705 г. здесь находился Государев двор с хоромными строениями и садом. В 1712 году Булатниково по именному указу пожаловано было князю Кантемиру, потом перешло в дворцовое ведомство.
При
Царицыно |
Парк в селе Царицыне |
В начале XX века станция Бирюлёво была связана передаточной ветвью со станцией Царицыно-Дачное Московско-Курской железной дороги. При станции Царицыно-Дачное
расположено известное дачное место "Царицыно", имеющее весьма интересное прошлое. Когда то эта усадьба, называвшаяся "Черная Грязь", принадлежала сподвижнику Софьи князю
Современный вид дворца в Царицыне |
Позднейшие исследователи считают, что причиной сломки выстроенного В.И. Баженовым дворца было неудобное расположение комнат и сама Екатерина писала об этом дворце что он "внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить". После сломки построенного Баженовым дворца, другой тоже крупный художник Казаков приступил к постройке нового дворца, воспользовавшись фундаментом прежнего и это повело к тому, что и новый дворец, вышел неудобным и так остался неприспособленным к жизни.
Постройка нового дворца, совпавшая со второй турецкой войной, шла медленно, а по смерти Екатерины совсем прекратилась. "И стоят теперь эти остатки былого; поросли мхом красивые каменные спуски карнизов, в окнах торчат забытые кружала, целый лес березок вырос по обломам стен, внутрь войти жутко… всюду заросль, всюду уныние… шум дачной жизни скорбным эхом разносится в пустом, открытом зале, "оперного дома"… Грустная грядущая смерть этим остаткам… Молчаливая повесть былого".
Линия Москва – Саратов с ветвями / Станция Коломенское / / Расторгуево |