Линия Смоленск - Раненбург. Описание станций и их окрестностей

Белев

Станция Белев находится на 283 версте от Смоленска.

Вокзал станции Белев. Фото Эдуарда Грачева
Вокзал станции Белев
Фото Эдуарда Грачева ©
24.03.2002

Торговое значение Белева в прошлом было довольно крупным. В описании 1792 года говорится, что "жители города большею частью имеют торги разными шелковыми, шерстяными и прочими товарами, не в одном Белеве,
Герб Белева
Герб Белева
но и в других; закупают пеньку, масло, лес, воск, а некоторые имеют при Санкт-Петербургском порту торг пенькою, юфтью, салом, воском и хлебом; другие же купцы и мещане торгуют в Украйных малороссийских городах и в местечках и бывают в заграничной армии при полках маркитантами. Сверх сего по способности водной коммуникации по реке Оке отпускают на судах хлеб, пеньку, сало через разные города до столичного города Москвы"
.

В период, предшествовавший сооружение железных дорог, Белев вел торговлю продуктами центрального района, как для верхних пристаней Двины, так и для верховьев Волги и служил перевалочным пунктом в обе стороны. Ливны, Елец и Ефремов были главными поставщиками хлеба для Белевского рынка. Пока существовало крепостное право, расстояние, отделявшее Белев от внутренних рынков, мало влияло на его торговые сношения. Извоз в то время обходился необыкновенно дешево, так как человеческий труд почти не имел цены. Но и после падения крепостного права, цены извоза по зимнему пути были ещё таковы, что торговля могла держаться. Так, по исследованию Раевского, в 1860-70 году средняя цена извоза с пуда зимой были: от Ливен до Белева 190 верст – 13 копеек, от Ефремова до Белева 150 верст – 11 копеек. После проведения железных дорог, оставивших Белев в стороне, и обмеления реки Оки, ставшей у города не судоходной, торговое положение Белева должно было рушиться. И действительно город потерял свое значение и рост его приостановился.

Ко времени открытия железных дорог, обошедших Белев, в нем было около 9 тысяч жителей и перепись 1897 года застала в Белеве только 9538 человек. По данным на 1 января 1910 года в Белеве числится 11100 человек. Торговое оживление в Белеве наступило только после проведения через него Данково-Смоленской дороги, и уже ныне заметны признаки торгового возрождения Белева.

Мост через реку Оку в г.Белев. Фото Эдуарда Грачева
Мост через реку Оку в г.Белев
Фото Эдуарда Грачева ©
24.03.2002
Мост через реку Оку в г. Белев
Мост через реку Оку в г. Белев

Наиболее крупными по производству промышленными заведениями являются паровая мельница Лямина, производительностью до 1200 пудов в сутки, пенькотрепальное заведение И.И. Бочарова, с годовым оборотом до 500 тысяч пудов пакли, мыловаренный завод Д.М. Федосеева, вырабатывающий около 7000 пудов мыла и шесть кирпичных заводов, выделывающих несколько миллионов штук кирпича.

Белев замечателен садоводством; в нём сады почти при каждом доме, так что весь Белев летом утопает в зелени, но сады эти, за небольшим исключением, очень невелики. В Белеве нахоится весьма известное заведение А.А. Прохорова для сушки плодов, приготовления пастилы, кореньев и овощей. Оно вырабатывает и отправляет по железной дороге до 10 тысяч пудов пастилы и до 8 тысяч пудов кореньев и овощей в год.

В Белеве бывает ежегодно с 28 августа по 10 сентября ярмарка, обороты которой в прежнее время доходили до миллиона рублей; теперь ярмарка потеряла своё значение и обороты её небольшие.

Остатки депо Белев. Фото Эдуарда Грачева
Остатки депо Белев
Фото Эдуарда Грачева ©
24.03.2002

В Белеве коренное депо с двумя паровозными зданиями, каждое на 15 стойл и мастерские для малого ремонта паровозов и вагонов. При станции один частный хлебный склад, пять лесных и два керосиновых склада.

В 1911 году со станции Белев отправлено более 63 тысяч пассажиров и 1049 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 1231 тысяча пудов. В отправлении преобладали хлеб в зерне, живность, дрова, верёвки, пенька и в прибытии мануфактура, нефтяные продукты, лесные материалы и хлебные грузы.

В историческом отношении Белев известен, как очень древний город. Он упоминается впервые в первой половине XII века (1148 год). Остатков старины в нем никаких не сохранилось.

В городе реальное училище и женская гимназии, епархиальное и духовное училища, трёхклассное мужское училище в память поэта В.А. Жуковского, читальня его имени, несколько городских училищ, двухклассное железнодорожное училище и вдовий дом имени Императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, скончавшейся в городе Белев. В городе два монастыря – мужской и женский и в семи верстах от города мужской Жабынский монастырь во имя Преподобнаго Макария Жабынского.

Усадьба в селе Мишенском, где родился В.А. Жуковский
Усадьба в селе Мишенском, где родился В.А. Жуковский

В двух верстах от Белева, близ речки Выри, по большой дороге на город Болхов, лежит село Мишенское – родина поэта В.А. Жуковского. Мишенское принадлежит теперь инженеру С.А. Беэр. В селе Мишенском около 100 дворов; имение же С.А. Беэр заключает 420 десятин, с пойменными лугами на реке Оке. В имении правильные десятипольные севообороты, семенное, молочное и лесное хозяйство, опытное поле, две школы, из которых одна четырехклассная в память Императора Александра II, воспитателем которого был поэт В.А. Жуковский, построенная по проекту сына поэта П.В. Жуковскаго.

В конце восемнадцатого века Мишенское принадлежало Афанасию Ивановичу Бунину, отцу поэта Жуковского, который здесь родился и провел время своего детства. Мишенское было тогда богатым поместьем, с громадной усадьбой, оранжереями, садами, прудами и большим парком. Барский большой деревянный дом имел два флигеля, и в одном из них родился Жуковский. В первой четверти XIX столетия имение перешло по наследству к старшей внучке Бунина, Анне Петровне Юшковой, вышедшей замуж за американского моряка Зоннтага, служба которого требовала житья молодых в Одессе. Американец решил, что дома всего лучше сохранятся в разобранном виде сломал их и сложил в сарае, где материал и пролежал свыше 30 лет. Сад и оранжереи пришли в упадок. Возвратившись в пятидесятых годах XIX столетия, овдовевшая А.П. Зоннтаг из материала старых домов построила небольшой дом в семь комнат с двумя малыми балконами. Балконы эти были совершенно открытые. Ведь необходимость в остеклении балконов возникла лишь во второй половине XX века – тогда стали строить дома с малой жилой площадью. А остекление балкона позволяет несколько увеличить обитаемый объём квартиры. Архитектура дома совершенно несходна со старым домом.

Дом В.А. Жуковского в селе Мишенском
Дом В.А. Жуковского в селе Мишенском

Для сохранения постройки весь дом обложен снаружи, как сплошным чехлом, слоем кирпича. Мебели Жуковского в этом доме не осталось никакой. Лишь небольшая часть её сохранилась со времени Афанасия Ивановича Бунина, а остальное завела Анна Петровна Зоннтаг. Семейная переписка Жуковского, его стол его портреты хранятся в другом имении Уткине, в 18 верстах от Белева, по тому же Болховскому тракту, принадлежащем Марии Васильевне Беэр, рожденной Елагиной, праправнучке Бунина. От прежнего Мишенского осталась лишь часть парка, с вековыми елями, церковь, построенная А.И. Буниным, с иконостасом итальянской живописи (жестоко попорченной усердной реставрацией одного из управляющих) и семейная усыпальница рода Буниных, с могилой А.И. Бунина.

По соседству с селом Мишенским, при той же речке Выри, находится село Долбино, – родовое имение Киреевских. Здесь, под влиянием В.А. Жуковского и А.А. Елагина, получили воспитание И.В. Киреевский, – один из основателей и главных представителей славянофильства в русской литературе и брат его П.В. Киреевский, – собиратель народных былин и песен.


В 1925 году в Белеве был железнодорожный участок, на котором было занято до 600 рабочих. Других крупных предприятий в городе не было. Процветало мелкое промышленное и кустарное производство. Работали 6 маслодельных заводов, 22 мельницы, 14 молотилок, завод по производству пива «Бавария», более 50 мастерских по производству бондарных, веревочных, колбасных, гончарных, табачных и других изделий. Работала типография. Устраивались ярмарки, проходили малые и большие базары.

В Великую Отечественную войну в конце октября 1941 г. Белев и район оказались оккупированными немецко-фашистскими захватчиками. 31 декабря 1941 года город был освобожден войсками Западного фронта. Однако весь район полностью был освобожден только 3 октября 1943 года. В районе было организовано ожесточенное партизанское сопротивление. Существуют территории, на которые так и не ступила нога оккупанта. В Белеве было разрушено более 1160 жилых домов, два завода, не считая школ, библиотек, театра и прочих зданий. В районе были сожжены и разрушены 78 селений, 4,5 тысячи человек было угнано в Германию. Белевская земля родина 12 героев. Михаил Георгиевич Фомичёв стал дважды Героем Советского Союза. Бронзовый бюст Михаила Георгиевича Фомичёва установлен в деревне Слобода Белёвского района Тульской области.

Герб Белева 1990 года
Герб Белева 1990 года

После войны в городе продолжали действовать кирпичный, пивоваренный, сушильно-консервный, маслодельный завод. На сушильно-консервном заводе с 1957 году вновь возобновилось производство пастилы.

На основе артели по пошиву одежды в 1956 году возникла швейная фабрика. В 1975 году вступил в строй завод транспортного машиностроения, благодаря которому впоследствии значительно оживилось градостроение и появились жилые массивы пятиэтажных зданий, развилась сеть строительных организаций. В экономическое развитие района также внес свою лепту завод строительных конструкций.

На 2005 год население Белева составляет 15,3 тыс человек (в 1992 году было 18 тысяч).

В 1990 году был утверждён новый герб города.

В 2007 году город отметил своё 860-ти летие.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.