Линия Тамбов – Камышин. Описание станций и их окрестностей
Балашов
Станция находится на 194 версте от Тамбова.
![]() |
Пассажирский вокзал |
![]() |
Герб Балашова |
Балашов, после постройки Тамбово-Камышинской железной дороги, приобрел довольно крупное значение, как торговый и промышленный центр. Ранее это был бедный город.
Историк Саратовского края
"Домов в городе Балашове 239. Вообще город худо устроен и походит на деревни. Главное занятие жителей его состоит в земледелии. Особенно примечательного в городе ничего нет. Город образован в 1781 году из дворцового села; в 1799 году вновь обращен в село, а в 1804 году снова стал городом."
К периоду шестидесятых годов XIX века Балашов уже разросся. Тогда он был втянут в хлебную торговлю, сделался ссыпным пунктом и состоял в сношениях по сбыту хлеба, главным образом, с Ростовом на Дону. В 1861 году в Балашове было 6000 жителей. По переписи 1897 года в нем оказалось более 12 тысяч человек, на 1 января 1910 года числится 25500 человек, а в 1992 году 97600 человек.
![]() |
Балашов. Общий вид города Из книги «Русский город на почтовой открытке конца XIX – начала XX века» |
Таким образом, в первые годы после того, как Балашов стал узловым пунктом двух сходившихся в нём железных дорог, население его более чем утроилось. С этим периодом совпадает и развитие в Балашове промышленных предприятий. В нём находятся ныне (на 1913 год) 3 очень крупных паровых мельницы: братьев Арзамасцевых, производительностью 1350000 пудов в год; первого товарищества мукомолов, с годовой производительностью 2500000 пудов в год и второго товарищества мукомолов, такой же производительности; 2 маслобойных завода Иванова и Назарова, 2 крупных кирпичных завода и прочие. В городе, в начале XX века, проходили еженедельные базары и три ярмарки в году: Евдокиевская в марте, Троицкая и Ильинская, главными предметами торговли которых служил скот, мануфактура, кустарные изделия и другие товары.
![]() |
Железнодорожная школа на станции Балашов |
Банковских учреждений, здесь в начале XX века было пять: отделения русского торгово-промышленного, русско-азиатского, воронежского банков, городской общественный банк и общество взаимного кредита.
Из учебных заведений в городе имелись: мужская и женская гимназии, духовное и ремесленное училища, городское четырехклассное училище и 14 школ низшего типа.
![]() |
Поезд с тепловозом ТЭ3 в Балашове в 1980-х годах |
По соседству со станцией расположен Покровский женский монастырь, при котором работала иконописная мастерская и имелся обширный сад, с искусственным орошением, плантацией тутового дерева и шелководством.
При станции имелось 6 частных хлебных амбаров, общей вместимостью на 450 тысяч пудов, несколько складов для нефти, керосина и других товаров. Железнодорожное зернохранилище на 150 тысяч пудов и элеватор на 300 тысяч пудов. Работа элеватора за 5 лет выразилась в следующих цифрах:
Поступило | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год поступления | Пшеницы | Ржи | Овса | Разн. хлеба | ИТОГО |
1906 | 62317 | 561387 | 57427 | - | 681131 |
1907 | 24203 | 367163 | 107520 | 40324 | 539210 |
1908 | 50848 | 75418 | 16412 | 24378 | 167056 |
1909 | 223383 | 37783 | 23200 | 51987 | 336353 |
1910 | 96992 | 82015 | 53225 | 22984 | 255216 |
Всего | 457743 | 1123766 | 257784 | 139673 | 1978966 |
В 1911 году со станции Балашов отправлено более 68 тысяч пассажиров и 6551 тысяч пудов (107,3 тысяч тонн) грузов; прибыло грузов 6217 тысяч пудов (101,8 тысяч тонн). В отправлении преобладали мука, хлеб в зерне, скот, растительное масло, колоб; в прибытии – хлеб в зерне, подсолнечное семя, лесные материалы, нефтяные продукты, антрацит, спирт, рыба, мануфактура, стекло, сахар, железо и другие товары.
На станции Балашов два начальных железнодорожных училища: мужское на 230 человек и женское на 100 человек, переселенческий пункт, коренное депо, с двумя паровозными зданиями на 29 стойл, и мастерские для малого ремонта паровозов.
![]() |
ЧМЭ2-024 в депо Балашов |
![]() |
Новый вокзал станции Балашов-Пасс |
В 2001 году старый вокзал Рязано-Уральской дороги, построенный ещё в 1897 году, был почти полностью снесен. Уцелел лишь один небольшой зал. Место, где был вокзал на сентябрь 2002 года так и оставалось огороженным забором – железнодорожная власть так и не решила строить ли новый вокзал. Зато вокзал новой постройки (ориентировочно 1992-97 года постройки) стоит на другой станции – Балашов-пассажирский и там он был почти не востребован.
Правда там можно было купить железнодорожные билеты, билетная касса работала, но вот зал ожидания поражал своей безжизненностью, невостребованностью. Пешеходный тоннель под станцией зарастал травой. Но потом на эту, ранее не востребованную станцию, перевели поток поездов, а их здесь много ходит из городов Урала и Сибири по направлению на юг России (Анапа, Новороссийск, Адлер) и на Украину (Одесса, Харьков) и здесь, по всей видимости, закипела жизнь. Вообще же если в 2011 году заглянуть в онлайновое расписание станции Балашов-Пассажирский, то можно увидеть более полусотни поездов, многие из них ежедневные.
Кстати здесь проходит поезд-рекордсмен Харьков – Владивосток, он курсирует по самому протяжённому в мире маршруту – его протяжённость 9722 км (московский маршрут короче почти на 500 км). Билеты на поезд нужно приобретать сильно заранее – курсирует он не ежедневно, а через день летом, а зимой реже, уже по дням недели. По территории Рязано-Уральской поезд идёт от Балашова до Пензы, а деле через Самару, Уфу и Златоуст выходит на Транссибирскую магистраль.
Балашов в настоящее время – большой по меркам провинции город с преобладающей одноэтажной застройкой. В городе около полусотни пятиэтажных домов и, похоже, всего одна девятиэтажка.
Линия Тамбов – Камышин / Пинеровка / / Святославка |