Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Астрахань. Часть 1

Станция расположена на 517 версте от станции Красный Кут.

Герб Астрахани
Герб Астрахани

Устья Волги с давнего времени служили ареною торговых сношений с Азиатским Востоком. Эти сношения особенно оживились и разрослись с конца XII века, когда здесь возник город Итиль – столица могущественного хазарского народа, распространившего своё влияние почти на все пространство нынешней Европейской России. Не столько воинственный, сколько торговый, хазарский народ создал в своей столице узел живых и разносторонних торговых сношений. Город Итиль стал сборным торговым пунктом, в который стекались, для взаимного обмена, произведения Запада и Востока.

Промышленные арабы, завоевавшие в VII столетии почти все богатые закаспийские страны, особенно способствовали оживлению торговых сношений. Их торговый путь лежал от устья Волги до Камы, где было Болгарское царство, и далее, по Волге и другим речным системам к самому Балтийскому морю. Арабские монеты (VII-XII века), находимые во множестве по этому пути, удостоверяют о живых и деятельных некогда сношениях друг с другом всех здешних народностей. Этот торговый путь, пересекавший в разных направлениях нашу страну по Волге, Западной Двине и особенно Неману, протягивался и далее по берегам Балтийского моря, по южным и северным, вплоть до Великобритании и далее до Испании, в царство мавров. В другую сторону путь этот шел в далёкие страны Востока, даже к Индии богатой. В центре этого пути находился город Итиль.

Пассажирское здание станции Астрахань
Пассажирское здание станции Астрахань

Но не одно положение города делало его удобным для торговли. Этому способствовало обширное влияние Хазарии, в особенности, её законы, по которым свобода вероисповедания и религиозной пропаганды предоставлялась всем народам. Такие законы изданы были ради торговых интересов евреями, которые обладали в Хазарии политической властью. Верховный правитель, по имени каган, действительный правитель бег и другие правительственные лица исповедывали еврейский закон; гвардия кагана (ларсия), составлявшая первое постоянное войско в Европе, была из магометан.

В городе Итиле жило много купцов из христиан и язычников и они занимали здесь особенный квартал (лазеран). Для разбора купеческих дел были поставлены, по свидетельству Масуди, семеро судей: "двое для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Тауры (торы, пятикнижия); двое для тамошних христиан, судящие по закону Инджиля (евангелия); один же из них для славян, руссов и других язычников; он судит по закону язычества, т.е. по закону разума."

"Страна хазар, говорит Мукаддеси, очень обширна, но суха и не плодородна; много в ней овец, меду и евреев." И действительно евреи составляли значительный и, вероятно, наиболее деятельный элемент в хазарской торговле. Со времен глубокой древности они жили в Крыму, принимая участие в торговле невольниками; их влияние и вера распространились даже до Булгара на Волге. По словам Мукаддеси, в земле Булгар был один город, жители которого сначала были евреями, а потом сделались мусульманами.

Вид города Астрахани
Вид города Астрахани

Сильные духом прозелитизма, евреи пытались обратить в свою веру славян при князе Владимире. Особенно высоко они подняли голову в Хазарии, где каган и бег исповедывали еврейство; слух о том, что глава хазарского государства держится еврейского закона, прошел в отдалённые страны и сильно приободрил евреев. Стоит прочитать письмо испанского визиря Хасдаи, чтобы видеть какой восторг возбуждает в нём и всех испанских евреях мысль, что на свете есть одно царство, где евреи наслаждаются полными правами под покровительством единоверного царя: Хасдаи готов верить уже в наступление царства Мессии… Вот почему в Хазарию устремились еврейские купцы, путешественники и миссионеры из Испании, Византии и других стран, где, особенно в Византии, к ним относились весьма неблагосклонно. Торговые связи: хазар были так велики и сильны, что втянули в свой круговорот даже языческих славян и побудили их принять участие в международных сношениях.

Арабский географ Ибн-Хордадбех, писавший во второй половине IX столетия, сообщает, что русские купцы, принадлежащее к славянам, из отдаленнейших стран славянских, привозят бобровые меха, меха чёрных лисиц и мечи к берегу Румскаго моря, где они дают десятую часть Византйскому императору. Иногда они на кораблях ходят по реке Славян (т.е. Волге) и проезжают но заливу хазарской столицы (Итиля), где они платят десятую часть царю страны. Оттуда отправляются они в Каспийское море и выходят на берег, где им угодно. Иногда они возят свои товар на верблюдах до Багдада.

Астрахань. Табачный ряд
Астрахань. Табачный ряд.
Из архива Хаджи Абдулы Дубина

Эти замечательные торговые сношения прекратились с падением хазарского царства, чему способствовала разноплеменность и разноверность жителей и слабость верховной власти, поделенной между каганом и бегом. Самый сильный удар нанес хазарам Киевский князь Святослав. В Несторовой летописи рассказывается: "В лето 6473 (965), идя Святослав на Козары; слышавше же Козары изидоша противу с княземъ своим каганом, и сеступишася битися, и бывши брани, одоле Святослав Козаром, и град их Белувежю взя; Ясы победи и Касогы." Сын и внук Святослава приняли славный титул кагана, и действительно имели право его носить, владея теми областями, которые принадлежали хазарскому кагану.

Тепловоз ТЭ1-20-105
Тепловоз ТЭ1-20-105 на Астраханском ТРЗ
Фото Зимина В.Г. ©
06.07.2004

Впоследствии место хазар заняли монголы, и на развалинах хазарского города Итиль возникла татарская Астрахань. Хотя географическое положение не изменилось, и конечные цели новых обладателей края также заключались в стремлении к богатству, но средства были другие. Вместо поддержания мирных сношений в деле обмена произведениями разных стран в интересах взаимного обогащения, наступил период насилия, грабежа и разорения. Но и при этом вековечные связи не могли окончательно погибнуть. Разоренная Россия не могла восстановить своих сношений с Востоком, но в XV веке эти сношения были восстановлены предприимчивыми Венецианцами.

В это время Астрахань стала важнейшим пунктом торговли Венеции с Востоком. Торговля эта шла через Тану или Азов, отстоявши на 8 дней пути от Астрахани. Торговые сношения России с Астраханью были очень трудны, но уже в конце XV века между Москвою и Астраханью ходили караваны. Путешествие это было очень затруднительно по недостатку пристанища, продовольствия и частым разбоям на пути. Поэтому купцы старались везти свои товары тогда, когда Астраханский царь посылал Московскому великому князю подарки, что случалось почти каждый год. С этим посольством отправлялось до трёхсот русских и восточных купцов, а татары за караваном гнали стада лошадей, которые служили им не только для продажи в России, но и для пищи во время дороги потому, что они не брали с собой хлеба. Караван шел по правой стороне Волги, но иногда сначала по левой, для избежания нападения от крымских татар; самое опасное место было там, где Волга в своем течении сближается с Доном. Потом караван переправлялся на правую сторону Волги на плотах и шёл по степи до жилых пределов России. Путь его лежал через Рязань и Коломну. Дорог совершенно не было. Негде было укрыться от дождя и зноя. Путники ночевали под открытым небом, ограждаясь повозками, в виде укрепления. Для предосторожности ставили трех часовых; одного на правой, другого на левой стороне табора и третьего позади. Каждую минуту можно было ожидать нападения. Глаза не встречали в этой безбрежной степи ничего, кроме верблюдов и растерянных лошадей или татар в повозках. Так передает нам картину этого путешествия очевидец Контарини, который ехал в Москву с караваном с 10 августа по 23 сентября.








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.