Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей

Сооружение железной дороги в песках

Астраханская линия, проходя через Енотаевский уезд, прорезает летучие барханные пески с перерывами в пределах от 318 до 474 версты от Красного Кута. На этом протяжении линиею пересечены 12 отдельных песчаных участков. Общая длинна линии в летучих песках составляет около 38 вёрст; протяжение же длин самих участков колеблется от 100 саженей до 24 вёрст. Наибольшей подвижностью и опасностью для железнодорожного пути отличаются три участка: от 359 до 362 версты (Сасыкольские пески), протяжением 3,3 версты, от 365 до 366 версты протяжением 1 верста и от 449 до 474 версты (Сеитовские пески), протяжением 24 версты.

Обход песков железнодорожной линией был невозможен, так как они тянутся с востока более чем за 100 верст и входят в самую долину реки Ахтубы; оставалось лишь выбрать наиболее узкое место песчаной полосы.


Пески пересекаемые железнодорожной линией материкового происхождения. В массе своей они образовались не на месте, а принесены с востока ветрами. Материалом для образования летучих песков служат песчанно-глинистые арало-каспийские отложения. При каждом ветре происходит разрушение верхних слоев этих отложений и образование новых масс песка.

Вид барханных песков
Вид барханных песков

Действию ветра в образовании и развитии района подвижных песков способствуют следующие главные факторы: засуха, под влиянием которой почва высыхает и глубоко растрескивается по всем направлениям, выпас скота, уничтожающего травяной покров, и распашка, кое где проводящаяся на песчаных площадях и нарушающая связность почвы.

Оголенный и разрыхленный песок легко приходит в движение под действием ветра и не встречая препятствий переносится по песчаным площадям за короткое время на большие расстояния. Передвижение песков происходит при ветрах любого направления, преимущественно же направления движения песка определяют господствующие ветра восточного направления. Наибольшей силы ветры достигают в апреле и марте.

Под действием ветра рыхлый песок поднимается с поверхности земли, мелкие частицы взлетают более или менее высоко, а крупные песчинки несутся по земле и откладываясь образуют бугры (начало барханов). При дальнейшем действии ветра несущийся песок переваливается через бугры и откладывается на подветренном, более крутом их склоне. Именно таким путем происходит поступательное движение барханов по направлению господствующих ветров. Медленно но упорно идут вперед барханы, засыпая всё, что встречается на их пути: пашни, сенокосы, сады, селения, ерики и даже небольшие реки.

Вид барханных песков
Вид барханных песков

По общему расположению бугров-барханов и по крутизне их склонов не трудно определить направление их главного движения. Наветренный склон барханов сравнительно пологий, около 12°, и песок на нем более плотный, подветренный же склон крутой и рыхлый. Крутизна подветренного склона близка к 40°, предельному углу для сыпучих тел. Встречаются барханы с почти отвесными гребнями.

Количество переносимого ветром материала зависит от силы и продолжительности ветра. Во время сильной бури оно необъятно велико. Чем сильнее ветер, тем песчинки выше поднимаются над землёю, а более мелкая песчаная пыль вздымается над песками в виде желто-серого облака, непроницаемого для солнечных лучей.

Зимою пески не покрываются снегом, лишь кое-где в котловинах лежит снег, но все же пески смерзаются и потому менее подвижны. Если морозы наступают вслед за выпадением осадков, то на песках образуется довольно плотная кора, защищающая их от движения.

Пересеченные железнодорожной линией песчаные пространства в большей своей части были лишены растительности и потому находились в состоянии чрезвычайно легкой подвижности при малейшем ветре, являя собой безотрадное, лишенное жизни, песчаное море с волнистой поверхностью, образуемой чередующимися барханами и котловинами. Кое-где, особенно в низинах между барханами, произрастала травяная растительность, преимущественно кумарчик (Agriophyllum arenarium), песчаный овес (Elimus arenarius) и колючка; но вследствии беспощадного уничтожения местными жителями растительности, она не развивалась и не влияла на пески в смысле их успокоения.


Сооружение железнодорожной линии в пустынных летучих песках (1904 и 1905 год) было сопряжено с большими трудностями как следствие тяжёлых жизненных условий для рабочих, так и вследствие чередовавшихся выдувания и заноса полотна, исполненного из местного сыпучего песка. Выдувание достигало больших размеров, полотно искажалось и местами совершенно исчезало. Возобновление полотна было бесплодной работой, так как следующий сильный ветер вновь производил его разрушение.

Занос пути отдельными языками на насыпи высотою более 1 сажени
Занос пути отдельными языками на насыпи высотою более 1 сажени

Действенным средством, закрепившим полотно, явилась обсыпка его поверхности слоем глинистой земли толщиною в 0,008 – 0,10 саженей (15-20 см). Во многих случаях приходилось производить обсыпку глинистой землей не оконченного полотна для закрепления исполненной его части и повторять обсыпку по мере хода земляных работ несколько раз. На коротких песчаных участках доставка материалов для глинистой покрышки не вызывала затруднений и производилась до укладки рельсового пути. На длинном же 24 верстном участке (449 – 474 версты) оказалось неизбежным произвести укладку пути в песках ранее окончания полотна. Рельсовый путь, помимо того, что дал возможность доставлять материал для глинистой покрышки неотложно вслед за исполнением частей полотна, оказал большую помощь ещ` в том отношении, что явился базой, во всех отношениях способствовавшей устройству полотна среди многоверстной песчаной пустыни.

Но если сооружение линии железной дороги в барханах было сопряжено со значительными трудностями, то поддержание пути для движения поездов без особых мер защиты оказалось совершенно невозможным. Путь мог быть занесенным сильным ветром в несколько часов так, что на значительном протяжении совсем не было видно верхнего строения. Наблюдались сплошные заносы толщиною более 0,5 сажени над головкой рельса.

Сплошной песчанный занос пути на насыпи высотою более 1 сажени
Сплошной песчанный занос пути на насыпи высотою более 1 сажени

При таких условиях движение поездов вызывало крупные затраты на очистку пути вручную от скопившегося песка и тем не менее во время ветра движение было опасно и даже невозможно. Требовалось принять особые меры ограждения пути от песков.

Причиною песчаных заносов является исключительно передвижение ветром песчинок по поверхности земли. Песчинки поднятые ветром высоко на воздух, не могут при отложении оставить сколько-нибудь опасный слой заноса, как бы ни был силен ветер; хотя при сильном ветре, как уже сказано, над песками стоит облако пыли заволакивающее небо. Следовательно, ограждать путь необходимо только лишь от песка, несущегося по поверхности песчаных площадей (поземок). Этот песок обладает свойством подниматься на встречающиеся на пути его возвышенности, если наветренный склон их по крутизне не превышает предела соответствующего силе ветра и весу песчинок.


Впредь до закрепления песчаных площадей растительностью на значительную ширину по обе стороны линии, единственною мерою защищающею путь от глубоких заносов является ограждение его щитами. Это мера была применена на большей части длины линии в летучих песках и вскоре же поставила путь в условия сравнительно безопасного движения поездов.

Скопление песка на откосах насыпей
Скопление песка на откосах насыпей

Щиты вначале применялись нескольких типов: обычные снеговые тесовые высотой 1 сажень, плетеные и в виде глухих стенок из хвороста, камыша или досок. В снеговых щитах оказалось полезным в целях наиболее интенсивного их действия уменьшить просветы посредством вплетения хвороста, так как уменьшение просветов влияет на уменьшение пологости песчаных валов откладываемых щитами с подветренной стороны и заставляет песок откладываться непосредственно возле линии щитов. Низкие глухие стенки на Астраханской линии оказались не практичными; они быстро заносились и влияние их на передвижение песка прекращалось.

Ввиду того, что наиболее эффективным путем закрепления песков является насаждение растительности, с осени 1904 года начаты работы по травосеянию и древонасаждению вблизи линии.

Для образования на защитной полосе травяного покрова применены следующие сорта трав: кумарчик (Agriophyllum arenarium), песчаный овес (Elimus arenarius), красная полынь (Artemisa campestris). Кумарчик, песчаный овес и красная полынь встречались кое-где на местных песках в бытовых условиях и отличаются особой нетребовательностью и выносливостью. Именно эти три сорта трав как наиболее свойственные местным пескам и применены главным образом на защитной железнодорожной полосе для образования травяного покрова. Кроме того, засевались в небольших количествах следующие сорта трав: аржанец (Triticum desertorum), донник (Melilotus officinalis), ковылам (Aristida pungens), вейник наземный (Calamagrostis arenaria), овсяница овечья (Festuca ovina), мятельник луговой (Poa pratensis), солодка (Glycyrhisa glandulifera).

Одновременные посевы нескольких сортов трав были признаны необходимыми по тому соображению, что различным песчаным участкам наиболее присущи в данные период разные виды растений в соответствии с местоположением участка, с качеством песчаного грунта и со степенью его подвижности. Кроме того, на одном и том же участке по мере успокоения песков и уплотнения поверхностного слоя происходит смена растений; присущая летучим пескам растительность начинает пропадать, замещаясь более культурными видами.

Посев трав ведется в лунки, расположенные в шахматном порядке рядами, около 1 аршина одна лунка от другой. Местами ведется более редкий посев в надежде на естественное обсеменение интервалов от зарощенных участков. В каждую лунку кладется щепотка семян. На засев 1 десятины песков требуется семян около 1 пуда и рабочих дней не более трех - четырех. Для ускорения появления всходов оказалось полезным предварительно смешивать семена с сырым песком и производить высевку вместе с этим песком, как только покажутся первые ростки.

Заготовка черенков шелюги для посадки
Заготовка черенков шелюги для посадки

Наряду с посевом трав закрепление песков производилось насаждениями кустарников и деревьев.

Травяной покров защищает пески от выдувания и частью задерживает пески приносимые ветром с соседних неукрепленных площадей, но он не в состоянии задержать большие массы песка. Этим свойством обладают кустарники и деревья, создающие живой заслон от песков.

На Астраханской линии в соответствии с местными почвенными и климатическими условиями применены следующие основные сорта кустарников и диревьев: шелюга красная (Salix acutifolia), джузгун (Pterococus aphyllus), кандым (Colligonum Caput Medusae). Джузгун и кандым - безлистные, раскидистые кусты, хорошо укрепляются в песке длинными корнями и легко переносят засуху, песчаные заносы и выдувание. Кроме того, применяются для посадки: тамариск (Tamarix gallica), лох (Elaeagnus hortensis), тополь пирамидальный, сосна.

Шелюга сажается главным образом черенками под кол-лопату, в ряды на взаимном расстоянии около полусажени один экземпляр от другого. Кроме посадки черенками шелюга высаживалась еще ветвями уложенными под плуг по дну борозды, шириною около половины аршина и глубиною не менее 8 вершков; таким образом достигается сравнительно влажный слой. Джузгун и кандым переносился в пески черенками и однолетними сеянцами и рассаживался в глубокие щели на взаимном расстоянии половина сажени один экземпляр от другого. Гребенщик высаживался дичками.

Лесокультурные материалы в начале закрепительных работ (первые три года) приобретались на стороне, впоследствии были устроены лесопитомники на станциях Досанг и Красный Кут.

Закрепление полосы песков растительностью происходит на Астраханской линии в пределах полосы отчуждения, шириною 75 саженей в каждую сторону от пути.

См. также Железная дорога в сухо-безводных районах








Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.


Использована книга «Сооружение Астраханской линии в летучих барханных песках и меры борьбы с ними» А.М. Фролова